Астрономия для детей! Учимся играя!!!

Восхищение звездами не является делом исключительно детским, звезды можно рассматривать вместе, приглашая ребенка в неизвестный для них мир Вселенной.

Астромия — это интересно!

С древних времён людей манило всё недоступное и загадочное. Без сомнения самым недостижимым из всего того, что их окружало, был космос.

 А потому, солнце, луна и звёзды всегда притягивали их взгляды и души. Они заставляли мечтать, раздумывать и любить. С тех пор люди сильно изменились. Их больше манит экран телевизора. Да и времени для того, чтобы полюбоваться звёздами, всё чаще не находится. Люди разучились удивляться и радоваться простым и одновременно гениальным вещам: снежинке, первой весенней травинке, бабочке, порхающей с цветка на цветок, звёздам, созвездиям и даже целым галактикам. Но это всё о нас – взрослых.
Дети, подобно древним людям, находятся в слиянии с природой, а потому всё что их окружает, кажется им таким родным и интересным. Даже маленькая былинка притягивает их внимание. Что уж говорить о том, как завораживает и волнует детей «сиянье звёзд, пространства глубина». С раннего возраста их интересуют загадки вселенной. Взрослые же, зная, что астрономия – сложная наука, наполненная цифрами и формулами, часто считают, что знакомить ребёнка с тайнами космоса ещё рано. «Всё равно ничего пока не поймёт», — говорят они. Конечно не поймёт, если не перевести астрономию на понятный ребёнку язык.

Для этого надо придерживаться трёх правил:

- Превращаем абстракции (цифры, термины) в конкретику – то, что ребёнок сможет исследовать с помощью своих органов чувств. Детям понятно только то, что он может увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать на вкус. Иными словами больше экспериментируем и моделируем.

- Всё познаём в сравнении. Явления космического масштаба трудно представить даже нам, взрослым. А потому, познавая глобальные вещи, лучше сравнивать их с теми объектами и явлениями, с которыми ребенок сталкивается в повседневном опыте.

- Побольше удивительных фактов с объяснениями и юмора.

Теперь, как эти правила работают на практике:
Когда моему сыну было 2,5 года, он, посмотрев на месяц, сказал: «Половинка луны!» Конечно, можно было бы долго объяснять ребёнку, что Луна имеет форму шара, но мы видим только освещённую Солнцем половинку. Вместо этого мы поставили простой эксперимент — сделали месяц в домашних условиях. Для этого потребовался мячик и настольная лампа.

Источник статьи и фото >>

1 видео

Солнечная система. Где это?

День и ночь

Любознательный малыш рано или поздно задастся глобальным вопросом: почему бывает день и ночь? И что бы не объяснять устройство мира на пальцах, попробуем создать модель вращения Земли вокруг своей оси и Солнца. Для этого нам понадобится глобус и какой-нибудь источник света, например свеча или настольная лампа. Расскажите малышу, что во Вселенной ничто не стоит на месте. Планеты и звезды движутся по своему, строго определенному пути. Наша Земля вращается вокруг своей оси и при помощи глобуса это легко продемонстрировать. На той стороне земного шара, которая обращена к солнцу (в нашем случае – к лампе) – день, на противоположной – ночь. Земная ось расположена не прямо, а наклонена под углом (это тоже хорошо видно на глобусе). Именно поэтому существует полярный день и полярная ночь. Пусть ребенок сам убедится, что как бы он не вращал глобус, один из полюсов все время будет освещен, а другой, напротив, затемнен. Расскажите малышу про особенности полярного дня и ночи и о том, как живут люди за полярным кругом.

Кто придумал лето?


Снова обратимся к нашей модели. Теперь будем двигать глобус вокруг “солнца” и наблюдать, что произойдет с освещением. Из-за того, что солнышко по-разному освещает поверхность Земли, происходит смена времен года. Если в Северном полушарии лето, то в Южном, наоборот, зима. Расскажите, что Земле необходим целый год для того, что бы облететь вокруг Солнца. Покажите малышу то место на глобусе, где вы живете. Можно даже наклеить туда маленького бумажного человечка или фотографию малыша. Подвигайте глобус и попробуйте вместе с ребенком определить, какое время года будет в этой точке. И не забудьте обратить внимание юного астронома, что через каждые пол оборота Земли вокруг Солнца меняются местами полярные день и ночь.

Планеты, стройся!


Вот мы и добрались до планет Солнечной системы. Расскажите крохе, что кроме нашей Земли, вокруг Солнца кружится еще 8 планет. У каждой планеты свой путь, который называется орбита. Запомнить названия и очередность планет малышу поможет «Астрономическая считалка»А.Усачева:

На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс.
Пять - Юпитер, шесть - Сатурн,
Семь - Уран, восьмой - Нептун,
Девять - дальше всех - Плутон.
Кто не видит - выйди вон.

Расскажите, что все планеты Солнечной системы очень различаются по размеру. Если представить, что самая большая из них, Юпитер, размером с большой арбуз, то наименьшая планета, Плутон, будет похожа на горошинку. Для наглядности снова обратимся к модели. «Солнце» с успехом заменит большой мяч. Мячи поменьше можно использовать для демонстрации Юпитера и Сатурна (оденьте на него «кольца» из бумаги), а остальные планеты вылепите из пластилина, стараясь хоть немного придерживаться пропорций. Теперь расположим в центре комнаты наше «солнце», выложим вокруг «орбиты» из цветных ниток, а на них – «планеты» и их названия, написанные на полосках бумаги. Малыш с удовольствием поиграет в домашний планетарий, покажет, «как летают планеты», и даже сам побегает вокруг «солнца», изображая, например, Землю. Можно поступить иначе. Займитесь с ребенком творчеством, изобразив Солнце и планеты на листах картона. Затем вырежьте их и подвесьте на ниточках к люстре, а еще лучше – к потолку, прикрепив нитки маленькими кусочками скотча. Теперь малыш с удовольствием будет проводить экскурсии в свой «планетарий» для бабушки, дедушки и друзей.

Источник >>

Что у солнышка на обед?

Е.П.Левитан детям об астрономии

Те ребята, которые интересуются астрономией, хорошо знают, что Солнце только кажется маленьким. На самом деле оно огромное, во много раз больше Земли и любой другой планеты. Но Солнце находится от нас очень далеко. Так далеко, что даже луч света, который за каждую секунду пролетает 300 тысяч километров, мчится от Солнца до Земли 8 минут 20 секунд.

И вот с такого далекого расстояния Солнце шлет нам тепло и свет, дарит жизнь. Без Солнца на Земле не могут существовать ни люди, ни животные, ни растения. А если бы Солнце вдруг погасло (этого, к счастью, случиться не может!), стало бы так холодно, что замерзла бы вода в океанах, морях, озерах и реках. Замерз бы и воздух, которым на Земле дышит все живое...

Люди с древнейших времен знают, что от Солнца зависит их жизнь. Но долго не могли понять, в чем причина такой могущественности Солнца, в чем его сила. Найти ответ на этот вопрос они не могли и объявили Солнце своим главным божеством. Стали ему поклоняться, строить в его честь храмы, приносить ему жертвы.

Но это было очень давно. А что мы знаем о Солнце сегодня? В чем его сила?

1 видео

Что можно увидеть в телескоп

В зависимости от модели телескопа, в него можно рассмотреть несколько сот различных небесных объектов. Это планеты, звезды, галактики, астероиды, кометы.

Астероиды (малые планеты) – это большие куски скальной породы, иногда содержащие металл. Большинство астероидов вращается вокруг Солнца между Марсом и Юпитером.

Кометы – это небесные тела, которые имеют ядро и светящийся хвост. Чтобы малыш смог хоть немного представить себе эту “хвостатую странницу”, расскажите, что она похожа на огромный снежок вперемешку с космической пылью. В телескоп кометы видны как туманные пятна, иногда со светлым хвостом. Хвост всегда развернут от Солнца.

 Даже в самый простой телескоп можно хорошо рассмотреть кратеры, расщелины, горные цепи и темные моря. Лучше всего наблюдать за луной не в полнолуние, а в одну из ее фаз. В это врем можно рассмотреть гораздо больше деталей, особенно на границе света и тени.

Планеты. В любой телескоп можно увидеть все планеты Солнечной Системы, кроме самой отдаленной – Плутона (он виден только в мощные телескопы). Меркурий и Венера, так же как и Луна, имеют фазы, когда они видны в телескоп. На Юпитере можно рассмотреть темные и светлые полосы (которые являются поясами облаков) и гигантский вихрь Большое Красное Пятно. Из-за быстрого вращения планеты, ее внешний вид постоянно меняется. Хорошо видны четыре гелиевых спутника Юпитера. На загадочной красной планете Марс в хороший телескоп можно рассмотреть белые ледяные шапки на полюсах. Знаменитое кольцо Сатурна, которое так любит рассматривать на картинках детвора, тоже отлично видно в телескоп. Это потрясающая картинка. Обычно хорошо виден и самый крупный спутник Сатурна Титан. А в более мощные телескопы можно рассмотреть щель в кольцах (щель Кассини) и тень, которую отбрасывают кольца на планету. Уран и Нептун будут видны, как маленькие точки, а в более мощные телескопы – как диски.

Между орбитами Марса и Юпитера можно наблюдать множество астероидов. Бывает, попадаются и кометы.

Звездные скопления. По всей нашей галактике расположено множество звездных скоплений, которые делят на рассеянные (значительное скопление звезд на некотором участке неба) и шаровые (плотная группа звезд, имеющая форму шара). Например, хорошо видное невооруженным глазом созвездие Плеяд (семь маленьких звездочек, прижавшихся друг к другу) в окуляре даже самого простого телескопа превращается в сверкающее поле из сотни звезд.

Туманности. По всей нашей галактике разбросаны скопления газа. Это и есть туманности. Обычно, они подсвечиваются соседними звездами и представляют собой очень красивое зрелище.

Галактики. Это огромные скопления миллиардов звезд, отдельные “острова” Вселенной. Самая яркая галактика ночного неба – Галактика Андромеды. Без телескопа она выглядит, как слабое неясное пятно. В телескоп можно разглядеть большое эллиптическое светящееся поле. А в более мощный телескоп видна структура галактики.

Солнце. Смотреть на Солнце через телескоп, если он не снабжен специальными солнечными фильтрами, категорически нельзя. Объясните это ребенку первым делом. От этого телескоп выйдет из строя. Но это пол беды. Есть один грустный афоризм о том, что на Солнце в телескоп можно посмотреть всего два раза в жизни: один раз правым глазом, второй раз – левым. Такие эксперименты действительно могут привести к потере зрения. И лучше в дневное время не оставлять телескоп в собранном виде, что бы не искушать маленького астронома.

Кроме астрономических наблюдений, большинство телескопов позволяет наблюдать и за наземными объектами, что тоже может быть весьма интересно. Но, куда важнее, не столько сами наблюдения, сколько совместное увлечение малыша и родителей, общие интересы, которые делают дружбу ребенка и взрослого крепче, полнее и интереснее.

Чистого вам неба и удивительных астрономических открытий!

Источник >>

Звездопад

1 видео

Выбираем телескоп

Если ребенок не на шутку увлекся астрономией, имеет смысл приобрести для него телескоп. Правда, хороший телескоп стоит не дешево. Но и недорогие модели детских телескопов позволят юному астроному наблюдать за многими небесными объектами и делать свои первые астрономические открытия. Мама и папа должны помнить, что даже самый простой телескоп - штука довольно сложная для малыша-дошкольника. Поэтому, во-первых, ребенку никак не обойтись без вашей активной помощи. А, во-вторых, чем проще телескоп, тем легче будет малышу с ним управляться. Если же в будущем ребенок заинтересуется астрономией всерьез, можно будет приобрести более мощный телескоп.

Итак, что же такое телескоп и на что обратить внимание при его выборе? Принцип работы телескопа основан не на увеличении объекта, как думают многие. Правильнее сказать, что телескоп не увеличивает, а приближает объект. Основная задача телескопа - создать вблизи от наблюдателя изображение далекого предмета и позволить различить подробности; не доступные невооруженному глазу; Вторая задача - собрать как можно больше света от далекого предмета и передать его нашему глазу. Так что, чем больше объектив, тем больше света собирает телескоп и тем лучше будет детализация рассматриваемых объектов.

Все телескопы делятся на три оптических класса.
Рефракторы (преломляющие телескопы) в качестве светособирающего элемента используют большую линзу-объектив. В рефлекторных (отражающих) телескопах роль объектива играют вогнутые зеркала. Самый распространенный и самый простой в изготовлении рефлектор делается по оптической схеме Ньютона (названа в честь Исаака Ньютона, который впервые применил ее на практике). Часто данные телескопы так и называют - "ньютон". Зеркально-линзовые телескопы используют одновременно и линзы и зеркала. За счет этого они позволяют добиться изображения отличного качества с высоким разрешением. Большинство детских телескопов, которые вы встретите в магазинах, относятся к рефракторам.

Важный параметр, на который следует обратить внимание, - диаметр объектива (апертура). Он определяет светособирающую способность телескопа и диапазон возможных увеличений. Измеряется в миллиметрах, сантиметрах или дюймах (например, 4,5 дюйма - это 114 мм). Чем больше диаметр объектива, тем более "слабые" звезды можно рассмотреть в телескоп. Вторая важная характеристика - фокусное расстояние. От него зависит светосила телескопа (так в любительской астрономии называют отношение диаметра объектива к его фокусному расстоянию). Обратите внимание и на окуляр. Если основная оптика (линза объектива, зеркало или система линз и зеркал) служит для формирования изображения, то назначение окуляра заключается в увеличении этого изображения. Окуляры бывают разных диаметров и фокусных расстояний. Изменение окуляра приведет и к изменению увеличения телескопа. Чтобы посчитать увеличение, нужно фокусное расстояние объектива телескопа (допустим, 900 мм) разделить на фокусное расстояние окуляра (например, 20 мм). Получаем увеличение 45 крат. Этого вполне достаточно для начинающего юного астронома, чтобы рассмотреть Луну, звездные скопления и массу других интересных вещей. В комплект телескопа может входить линза Барлоу. Она устанавливается перед окуляром, благодаря чему возрастает увеличение телескопа. В простых телескопах чаще всего используется двукратная линза Барлоу. Она позволяет повысить увеличение телескопа в два раза. В нашем случае увеличение составит 90 крат.

Как работать >>

1 видео

Малышам о звездах

Деnский сайт, на котором вы найдете ответы на вопросы маленьких астрономов >>

Астрономия для детей-1 часть

1 видео

Астрономия для детей

Проект 'Астрогалактика' представляет рубрику 'Астрономия для детей'

Астрономия для детей-2 часть

1 видео

"AstronomyKids-179"

 "AstronomyKids-179"-это сайт для маленьких любителей астрономии.
На нашем сайте можно
УЗНАТЬ об астрономических кружках, об олимпиадах и конкурсах, об адресованных детям книгах и интернет-ресурсах по астрономии;
ПРОВЕРИТЬ СВОИ ЗНАНИЯ, решая олимпиадные задачи и выполняя тренировочные тесты;
ПРОЯВИТЬ СЕБЯ, участвуя в дистанционных проектах, связанных с литературным и художественным творчеством.

Астрономия детям

Если вы из тех, кого манят загадки космоса и кому интересно, как устроен мир в крупном масштабе , и вы хотите рассказать об этом своим детям, вам сюда.

Аудио, видео, и компьютерные обучалки

Серия «Аудиоэнциклопедия для детей» > Увлекательная Астрономия

Internet-ресурсы по астрономии

Необходимо прочитать родителям, чтоб подтянуть собственные знания)

Кружки по астрономии

Обучающий цифровой набор «Юный астроном»

Помните, как часто вы всматривались в небо и мечтали узнать тайны далеких планет? Теперь эта мечта стала реальностью.

Цифровой набор «Юный астроном» - это первый шаг к самостоятельному исследованию космоса. При помощи цифрового телескопа можно самостоятельно наблюдать за Луной и другими планетами, а веб-камера, соединенная с компьютером, позволит сохранить увиденное в телескоп для дальнейшего изучения.

Специально разработанная программа «Все небо в подарок!», входящая в этот набор, познакомит с правилами проведения астрономических наблюдений и их фиксирования. Она содержит массу увлекательной и полезной информации о планетах и звездах, которая представлена в интересной и доступной форме. Частью каждого раздела программы является практическое задание по наблюдению за небом, выполнение которого научит не только пользоваться телескопом и сохранять изображения, но и открывать все новые и новые тайны. Выполнить эти задания достаточно легко, а своими открытиями можно делиться с друзьями или в Интернет-сообществе.

Информация, которая содержится в программе «Все небо в подарок!», и результаты наблюдений раздвинут границы кругозора, сделав познавательный процесс удивительным и захватывающим.

В цифровой набор «Юный астроном» входят:
- детский цифровой телескоп с увеличением 15Х, 20Х, 25Х, 35Х
- съёмная цифровая веб-камера/окуляр с USB кабелем
- установочный диск с программами для цифрового телескопа и веб-камеры
- копмакт-диск с обучающей программой «Все небо в подарок!»
- руководство по использованию Обучающего цифрового набора «Юный астроном»

Источник >>

Успехов вам в обучении!!!!

Яндекс.Метрика