Эмоциональный интеллект — что от него зависит?

Эмоциональный интеллект - что от него зависит?

Мы часто задаемся вопросом, почему многие из тех, кто были отличниками в школе, добиваются по жизни меньших успехов, чем те, кто в ученические годы числились в проблемных или даже безнадежных.Действительно, почему золотых медалистов, людей, получивших по три высших образования,зачастую обходят те, кто плохо учился, прогуливал. В чем причина?

Эффект третьего сына

Вы наверняка помните одинаковый сюжет некоторых русских сказок, которые начинались одинаково: «У отца было три сына…» Три сына были явно разными, последний, самый младший из них, как говорится в сказках, обычно «вовсе был дурак». Может быть, смысл этого сюжета не в том, чтобы подтвердить психологическую закономерность в последовательном снижении уровня IQ от старшего сына к младшему, хоть она наблюдается в действительности. Да и смысл «дурачества» младшего сына выражается вовсе не в том, что он полный дебил, он просто отличается чем-то от старших: непосредственный, ленивый, странный, особенный как по внешнему виду, так и по складу характера. Тем не менее, в сказках младшему сыну достается лучший кусок пирога, его ждёт в итоге весомый бонус – красавица жена и пол-царства в управление.
Наверное, смысл этих сказок не в том, чтобы все блаженные неудачники компенсировались в своих фантазиях, так в чем же?
Можно сказать, что старшим сыновьям причиталась самая крупная доля наследства, а младшим по жизни приходилось изворачиваться, предпринимать и творить решения нестандартных задач при помощи какого-то особого свойства личности, или набора таких свойств. Набор свойств был обозначен и западные социопсихологи первой половины 20-го века, усвоившие богатый материал русских народных сказок, положили начало концепту эмоционального интеллекта, попытались его измерить и заключили, что именно он предопределяет социальный успех третьих сыновей. Читать статью полностью>>

Что такое эмоциональный интеллект

Эмоции выходят из-под контроля в повседневном общении людей, и это уже никого не удивляет. За последнее десятилетие зафиксировано множество сообщений, которые свидетельствуют о наибольшем за всю историю человечества уровне эмоциональной несдержанности, пренебрежении какими-либо нормами в проявлении чувств на всех уровнях общения людей, начиная с семьи, и заканчивая коллективом, в котором они работают.

Полная эмоциональная неосведомленность, которая выражается в резком увеличении случаев депрессии практически по всему миру, во вспышках жестокости, насилия, агрессивного поведения, к сожалению, становится одной из характерных особенностей современной цивилизации.

Это привело к тому, что эмоциональный мир человека стал, наконец-то, объектом пристального изучения. В 1995 году после проведения крупномасштабных исследований на базе Гарвардского университета вышла монография Д.Гоулмена «Эмоциональный интеллект», которая сразу стала бестселлером.

И неудивительно – автор не только определил значимость эмоций как основной детерминанты жизненного успеха, а и предложил пути для овладения такими личностными качествами, как САМОКОНТРОЛЬ, НАСТОЙЧИВОСТЬ, САМОМОТИВАЦИЯ, ПОНИМАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЭМОЦИЙ И ЭМОЦИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, что способствует поддержанию доброжелательных отношений с окружающими.

И самое главное, в этих исследованиях было доказано, что эмоциональный интеллект можно формировать и совершенствовать в ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ, И ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ВОПРОС ЖЕЛАНИЯ, ВРЕМЕНИ И ПРАКТИКИ!

Одна из основных функций эмоционального интеллекта – защита от стрессов и адаптация к изменяющимся условиям жизни.

Правильно сформированный эмоциональный интеллект дает возможность позитивного отношения:

- к окружающему миру, оценивать его как такой, в котором можно обеспечить себе успех и процветание;
- к другим людям (как достойным такого отношения);
- к себе (как к человеку, который в состоянии самостоятельно определять цели своей жизни и активно действовать в направлении их осуществления, а также достоин самоуважения).

Источник>>

Уровни сформированности эмоционального интеллекта

Каждый человек имеет определенный уровень сформированности своего эмоционального интеллекта. Давайте рассмотрим возможные варианты.

Самому низкому уровню эмоционального интеллекта соответствуют: эмоциональные реакции по механизму условного рефлекса (вас придавили в транспорте – вы нагрубили в ответ); осуществление активности с преобладанием внешних компонентов над внутренними, на низком уровне ее понимания (вам кто-то сказал, что так нужно, и вы делаете это, не задумываясь почему? зачем? и нужно ли вообще?); низкий самоконтроль и высокая ситуативная обусловленность (т.е. не вы влияете на ситуацию, а ситуация влияет на вас и провоцирует на определенные действия и эмоциональные реакции).

Среднему уровню сформированности эмоционального интеллекта соответствует произвольное осуществление деятельности и общения на базе определенных волевых усилий. Высокий уровень самоконтроля, определенная стратегия эмоционального реагирования. Ощущение психологического благополучия, позитивного отношения к себе. Для этого уровня сформированности эмоционального интеллекта характерной является высокая самооценка.

Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека. Это значит, что у человека есть определенные установки, которые отражают индивидуальную систему ценностей. И эта система ценностей была выработана человеком самостоятельно и четко им осознается.

Этот человек четко знает, как ему нужно вести себя в различных жизненных ситуациях и при этом он чувствует себя свободным от различных ситуативных требований. Выбор поведения, адекватного ситуации, осуществляется таким человеком без чрезмерных волевых усилий. Мотивация такого поведения осуществляется не снаружи, а исключительно изнутри. Таким человеком сложно манипулировать.
И самое главное, человек ощущает высокий уровень психологического благополучия и прекрасно живет в гармонии с самим собой и окружающими людьми.

Читать далее>>Основные принципы процесса работы с чувствами

Тесты

EQ и негативные эмоции

Одно из замечательных следствий развития эмоционального интеллекта – уменьшение негативных эмоций, и это ясно видно по шкале “уровней сознания”. Попробую объяснить, как всё работает:

Любая негативная эмоция — ошибка в картине мира человека. Картина мира (термин из НЛП) означает множество убеждений человека о том, что из себя представляет наш мир. Как только любые два убеждения начинают противоречить друг другу — это вызывает негативную эмоцию. Приведу пример. У человека есть глубокое убеждение “обманывать плохо“, и в то же время другое убеждение “сейчас я должен обмануть“. Сами по себе эти убеждения не несут никакого негатива, но вот если они начинают крутиться в голове одновременно…, то появляется море негативных эмоций: страх принять решение и ошибиться, вина за любое из двух решений, подавленность, злость на себя, гнев на людей, которые участвуют в ситуации и т.д.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет за морем негативных эмоций увидеть их причину (конфликт нескольких убеждений), причину этой причины и т.д., после чего трезво оценить ситуацию и отреагировать на неё разумно, а не под воздействием “внутренних пружинок”.

Другими словами, эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами негативных эмоций, вместо того, чтобы испытывать их долгое-долгое время.

EQ и бизнес.

Развитие эмоционального интеллекта очень помогает при создании своего бизнеса. Нет, я не призываю всех бросать всё и делать бизнес:))). Некоторые просветлённые люди работают в благотворительных организациях, в то время как другими корпорациями владеют забитые эгоцентричные люди. Но обычно бывает наоборот. И вот почему я так думаю:

Движение к любой цели заставляет человека столкнуться лицом к лицу с множеством страхов и сомнений. Человек с низким эмоциональным интеллектом, вероятно, свернёт в сторону под их напором. Человек с развитым эмоциональным интеллектом встретится лицом к лицу со своими страхами и, возможно, поймёт: не всё так страшно, а значит продолжит медленное движение вперёд. У человека с высоким эмоциональным интеллектом просто не будет внутренних тормозов, он “налету” разберётся со страхами и будет с радостью двигаться к своим целям. Таким образом, навык понимания своих эмоций напрямую связан с эффективностью достижения своих целей.

Наконец, в нашем обществе цели многих людей связаны с бизнесом. Хорошая причина для развития эмоционального интеллекта, не так ли?:-)

“Страх убивает разум. Страх — это малая смерть, несущая забвение. Я смотрю в лицо моему страху, я дам ему овладеть мною и пройти сквозь меня, я обернусь и посмотрю на тропу страха. Там где прошёл страх, не останется ничего. Там, где прошёл страх, останусь только я.”
Френк Херберт.

Статью нашла здесь>>

Развитие Эмоционального Интеллекта

Можно ли развить свой EQ? Можно ли стать хозяином подводных течений и заставить айсберг плыть в желаемом направлении?..

эмоциональный интеллект


Если Вы хотите развить свой эмоциональный интеллект, Вам понадобятся четыре «помощника»:

Первый Ваш помощник — это приверженность. Загляните внутрь себя и четко проясните, почему Вы этого хотите. Что это Вам даст? Каким Вы хотите стать в итоге? И от чего Вы готовы отказаться ради этого? Затем, примите твердое решение измениться.

Второй Ваш помощник — четкое и последовательное руководство или программа действий, что и как делать. Это можно сравнить с картой местности, на которой указан пункт А (откуда Вы отправляетесь),
пункт Б (куда Вы направляетесь) и маршрут Вашего путешествия.

Например, Вы можете задать себе следующие вопросы, чтобы в общих чертах составить такую карту:

Какой из 5 аспектов своего EQ я хочу развить в первую очередь?

Насколько (по шкале от 1 до 10) эта сторона моего EQ развита на сегодняшний день?

На сколько пунктов я хочу поднять этот показатель за ближайшие три месяца?

Что я хочу делать (или делать больше) для этого?

Что я хочу перестать делать (или делать меньше) для этого?

И т.д.

Также, если Вы не хотите «изобретать велосипед», Вы можете обратиться к уже существующим программам и руководствам в этой области. Но имейте в виду, что это не должен быть семинар, тренинг или другой краткосрочный курс, поскольку принципы тренировки эмоционального интеллекта непохожи на принципы тренировки умственного интеллекта.

Третий Ваш помощник — это коуч, наставник, друг или любой другой человек, который поддержит Вас в выполнении намеченной программы и достижении результатов.

Во-первых, Вам нужен кто-то, кто может помочь Вам поставить эффективные цели и разработать мощную программу достижения (или предложить Вам уже существующую и доказанную программу, если это коуч).

Во-вторых, Вам нужно, чтобы этот человек не дал Вам сбиться с пути, лениться или жалеть себя, когда у Вас что-то не будет получаться. А наоборот, будет питать Вашу веру в себя и в успех своего дела, поможет встать и снова «оказаться на коне», вдохновит, поддержит, сориентирует, даст обратную связь, или хорошего «пинка», если нужно.

А главное, это должен быть человек, который останется с Вами, пока Вы не достигните своей цели.

Четвертый Ваш помощник — это время. Оно на Вашей стороне. Время следит за тем, чтобы все происходило своим чередом, и по мере Вашей готовности, выстраивает для Вас благоприятные возможности для дальнейшего роста.
Также, если Вы более пристально посмотрите на жизнь, то можете заметить, что EQ возрастает по мере взросления. С годами мы становимся мудрее (конечно, могут быть и исключения, но в целом это верно).

Как задействовать этого «помощника»? Все очень просто — начните действовать сейчас!

Читать далее — Действия

Источник фото>>

Об эмоциональном интеллекте на страницах ЖЖ

Копия поста с сайта LiveJournal

Пользователь eduardk 24 2007 в 15:14:00 писал:

Entry tags:организационная культура, управление ЧР, эмоции, эмоциональный интеллект EQ — Энергия Страсти! Ты — Волшебник!
Кто-то может сказать, что он постоянно работает над собой и его EQ достаточно высок. Отлично! Ваше движение вперед должно быть системным. Изменяя себя, должно меняться Ваше ближайшее окружение, вызывая эмоциональное развитие Ваших коллег и Сотрудников! Эмоциональный интеллект Сотрудников компании суть выражения ее организационной культуры. А культура – это не один из аспектов игры, это и есть сама игра! В конечном итоге компания – это просто коллективная способность ее Сотрудников создавать ценности.
Читать текст полностью>>

EQ — Энергия Страсти! Выработай ее!

Копия поста с сайта LiveJournal

Пользователь eduardk 19 2007 в 15:47:00 писал:

Эмоции не только способствуют увеличению производительности труда. Деятельность компании увлекает клиентов только тогда, когда каждый служащий выполняет свою работу добросовестно и со страстью.
Задумайтесь, сколько действий в деятельности любой компании лишено воображения, от скучной заученной приветствующей фразы до невыразительной услуги. Собственно потому, что столько же людей не наделяют свои действия эмоциями. Только работа, наполненная эмоциями, перетекает в заботу о компании и о Клиенте.
Читать далее>>

Что могут сделать родители?

Первой составляющей эмоционального интеллекта у детей, является их способность подчинять свои эмоции для достижения нужного результата.
Что могут сделать родители, чтобы развить у детей EQ?
Ответ как всегда повторяется — играйте с ребенком! Даже простые игры вызовут у ребенка восторг, или даже гнев, если он сразу не сможет справиться с поставленной задачей, но, играя изо дня в день, вы научите ребенка достигать цели и радоваться своеим первым успехам!
Придумайте игры, в результате которых активизируются сразу несколько органов чувств, потому что, когда в мозгу идет активация сразу нескольких зон, это приводит к 100% запоминанию информации.
Именно родители должны с самого раннего детства учить ребенка самостоятельно организовывать свою деятельность. Организация самостоятельной деятельности – это второй элемент, из которого складывается эмоциональный интеллект. А так как маленькие дети не умеют еще долго сосредотачиваться на одном предмете, действии, или цели, то и здесь им не обойтись без вашей помощи. Организуйте по всему дому подсказки. Все мамы учат детей убирать свои игрушки и вещи, так вот, пусть для машинок у него будет красная коробка, а для игрушек от киндер-сюрприза плетеная шкатулка или чемодан, как у папы, для инструментов. Так же и с вещами — пусть носки ребенок кладет в синий пакет, а колготки в красный. Такие подсказки облегчают работу ребенку, имея эти подсказки, он сможет сам, конечно не сразу, но сам, справится с домашними обязанностями.
Давая задания ребенку, не старайтесь выполнить задание за него, пусть он сделает его сам, пусть на это уйдет не час, а три дня, но ребенок сам спланирует свои действия и получит свой результат.
Учите ребенка общаться! Учите его строить со сверстниками, и с теми, кто старше него добрые отношения, учите его помогать людям. Научите детей играть друг с другом, играя в группе или в паре, дети познают азы партнерства, и учатся подчинять собственные эмоции, ради достижения общей цели.

Если вы будете работать в этих трех направлениях – учить достигать цели, подчиняя свои эмоции, поможете в организации самостоятельной деятельности, и дадите ребенку азы общения, — то не сомневайтесь, эмоциональный интеллект будет только расти. Не забывайте и об IQ, ведь все в ребенке должно развиваться гармонично.
А что поможет малышу в будущем добиться жизненного успеха EQ или IQ – покажет время!

Вы можете открыть обсуждение этой темы в группе Здоровье, развитие и воспитание дошкольников