Гиперактивный ребенок, что делать родителям?

Гиперактивный ребенок, что делать родителям?

Что делать, если ребенок постоянно находится в движении, кажется, что к нему «подключен моторчик»? Что делать, если ребенок не может спокойно играть со своими сверстниками в детском саду, если ему трудно усидеть на занятиях? Как непоседливый малыш будет учиться в школе? И главное — что кроется за его неугомонностью: вариант нормы или патология? И нуждается ли малыш в помощи специалиста?

История вопроса

В середине XIX века немецкий врач-психоневролог Генрих Хоффман первым описал чрезмерно подвижного ребенка и дал ему прозвище «Непоседа Фил». С 60-х годов XX века врачи стали выделять такое состояние как патологическое и назвали его минимальные мозговые дисфункции (минимальное расстройство функций мозга).

С 80-х годов двадцатого века состояние чрезмерной двигательной активности (гиперактивность) стали выделять как самостоятельное заболевание и занесли в Международную классификацию болезнен (МКБ) под названием синдром нарушения (или дефицита) внимания с гиперактивностью (СНВГ). Оно обусловлено нарушением функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка и проявляется и том, что малышу трудно концентрировать и удерживать внимание, у него возникают проблемы с обучением и памятью. Вызвано это и первую очередь тем, что мозгу такого ребенка сложно обрабатывать внешнюю и внутреннюю информацию и стимулы.

Стоит отметить, что хотя внешне на первый план выходит избыточном подвижность малыша, основным дефектом в стриктуре этого заболевания является дефицит внимания: карапуз не может ни на чем сосредоточиться надолго. Дети, страдающие СНВГ, отличаются неусидчивостью, невнимательностью, гипепактивностью и импульсивностью.

СНВГ является серьезной социальной проблемой, так как встречается у большого количества детей (поданным разных исследовании, им страдают от 2.2 до 18% малышей) и очень мешает их социальной адаптации. Так, известно, что дети, страдающие СНВГ, входят в группу риска по развитию в дальнейшем алкоголизма и наркомании. СНВГ встречается у мальчиков и 4-5 раз чаще, чем у девочек.

Симптомы и диагностические критерии

Первые проявления СНВГ иногда можно наблюдать уже на первом году жизни. Дети с этим расстройством чрезмерно чувствительны к различным раздражителям (например, к искусственному свету, звукам, различным манипуляциям мамы, связанным с ухолом, и пр.), отличаются громким плачем, нарушениями сна (с трудом засыпают, мало спят, излишне бодрствуют), могут немного отставать в двигательном развитии (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1 -2 мес позже остальных), а также в речевом, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны.

Не следует любого возбужденного ребенка, энергия которого бьет через край, относить к категории детей с различными нарушениями или заболеваниями нервной системы. Если дети порою упрямятся или не слушаются — это нормально. Соответствуют норме и случаи, когда ребенок иногда «разгуливается» в постели, хотя пора спать, просыпается ни свет ни заря, капризничает или балуется.

В первые годы жизни ребенка основное беспокойство родителей вызывает избыточное количество движений малыша, их хаотичность. При наблюдении таких детей врачи замечают небольшую задержку в их речевом развитии, малыши позже начинают изъясняться фразами; также у таких детей отмечается моторная неловкость (неуклюжесть), они позже овладевают сложными движениями (прыжками и др.).

Трехлетний возраст является для ребенка особенным. С одной стороны, в этот период активно развивается внимание и память. С другой, — наблюдается первый, трехлетний кризис. Основное содержание этого периода — негативизм, упрямство и строптивость. Ребенок активно отстаивает границы влияния на себя как личность, свое «Я».

Зачастую в 3-4 года, до поступления ребенка в детский сад, родители не считают его поведение ненормальным и не обращаются к врачу. Поэтому когда малыш идет в сад и воспитатели начинают жаловаться на неуправляемость, расторможенность, неспособность ребенка усидеть во время занятий и выполнить предъявляемые требования, то это становится для родителей неприятной неожиданностью. Все эти «неожиданные» проявления объясняются неспособностью центральной нервной системы гиперактивного ребенка справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ему на фоне увеличения физических и психических нагрузок.

Ухудшение течения заболевания происходит с началом систематического обучения (в возрасте 5-6 лет), когда начинаются занятия в старшей и подготовительной группах детского сада. Кроме того, этот возраст является критическим для созревания мозговых структур, поэтому избыточные нагрузки могут вызывать переутомление. Эмоциональное развитие малышей, страдающих СНВГ, как правило, запаздывает, что проявляется неуравновешенностью, вспыльчивостью, заниженной самооценкой. Данные признаки часто сочетаются с тиками1, головными болями, страхами. Все вышеупомянутые проявления обусловливают низкую успеваемость детей с СНВГ в школе, несмотря на и достаточно высокий интеллект. Такие дети с трудом адаптируются в коллективе. В силу своей нетерпеливости и легкой возбудимости они часто вступают в конфликты со сверстниками и взрослыми, что усугубляет имеющиеся проблемы с обучением. Следует иметь в виду, что ребенок, страдающий синдромом недостаточного внимания с гиперактивностью, не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить к антиобщественным поступкам. Особенно часто асоциальное поведение наблюдается у таких детей в подростковом периоде, когда на первое место выходит импульсивность, иногда сочетающаяся с агрессивностью.

Диагностические критерии

Особенности поведения:

появляются до 8 лет;
обнаруживаются по меньшей мере в двух сферах деятельности (в детском учреждении и дома, в труде и в играх и пр.);
не обусловлены какими-либо психическими расстройствами;
вызывают значительный психологический дискомфорт и нарушают адаптацию.
Невнимательность (из нижеперечисленных признаков минимум 6 должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев):

неспособность выполнить задание без ошибок, вызванная невозможностью сосредоточиться на деталях;
неспособность вслушиваться в обращенную речь;
неспособность доводить выполняемую работу до конца;
неспособность организовать свою деятельность;
отказ от нелюбимой работы, требующей усидчивости;
потеря предметов, необходимых для выполнения заданий (письменные принадлежности, книги и т.д.);
забывчивость в повседневной деятельности;
отстраненность от занятий и повышенная реакция на посторонние стимулы.
Гиперактивность и импульсивность (из нижеперечисленных признаков минимум четыре должны проявляться непрерывно не менее 6 месяцев)

Гиперактивность

Ребенок:

суетлив, не может сидеть спокойно;
вскакивает с места без разрешения;
бесцельно бегает, ерзает, карабкается и пр. в неподходящих для этого ситуациях;
не может играть в тихие игры, отдыхать.

Импульсивность

Ребенок:

выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
не может дождаться своей очереди.

Читать далее>>

Сопутствующие СДВГ состояния

К сожалению, синдром дефицита внимания — не единственная трудность, которую приходится преодолевать ребёнку ежедневно. Есть целый ряд сопутствующих заболеваний и состояний, которые по своей природе не менее сложны, чем СДВГ. Это совершенно не значит, что у одного и того же ребенка должны присутствовать абсолютно все нарушения одновременно.

I. Зрительное восприятие Нарушение зрительного восприятия
Особенностью детей с СДВГ является неполная обработка входящей зрительной информации. Проблемы ребенка не обусловлены плохим зрением, но мозг перерабатывает не все сигналы. Чтобы та информация, которая была пропущена, перерабатывалась мозгом, она должна повториться несколько раз или же быть более интенсивной по воздействию

Иногда школьник видит буквы и цифры искаженно. Пишет он некрасиво и неряшливо. В этом, помимо зрительного восприятия, свою роль играет плохая координация движений.

Нарушение зрительно-моторной координации
У ребёнка с СДВГ довольно часто нарушена зрительно-моторная координация. Такой ребёнок недостаточно хорошо контролирует с помощью глаз то, что он делает руками. Для хорошей слаженной работы обоих рук также нужна четкая координация между правой и левой рукой. Вроде бы это такая простая вещь-писать правой рукой, бумагу держать левой рукой. Однако, это не всегда легко и просто для гиперактивного ребенка. Чтобы ребёнок не делал, левая рука плохо выполняет свою поддерживающую функцию.

Методы преодоления
Для тренировки зрительного восприятия, умения хорошо подмечать детали и полностью перерабатывать информацию очень хорошо подходят тренировочные компьютерные программы. Например, пакеты програм «Зоопарк» и «Внимание». Эти программы хорошо развивают и зрительное восприятие и контроль движений с помощью зрения.

Сама по себе работа с мышкой — это хорошая тренировка зрительно-моторной координации.

II. Нарушение координации
Зарубежные исследователи считают, что обработка анкетных данных является основным механизмом диагностики СДВГ. Тем не менее, изучение моторики позволяет намного лучше понять основные механизмы и физиологические компоненты этого нарушения развития.

Вестибулярные нарушения
Равновесие и вестибулярная чувствительность занимают одно из ведущих мест в развитии грубой моторики. Отклонения в вестибулярной чувствительности проявляются как сверчувствительность или как низкая чувствительность. Сверчувствительность — это гравитационная неуверенность. Дети со сверхчувствительным вестибулярным аппаратом не переносят быстрых поворотов головы или езды на автомобиле. При низкой вестибулярной чувствительности ребенок, наоборот, слишком хорошо переносит верчения, кручения и раскачивания. Для таких детей раскачивание на качелях, верчение на карусели или на канцелярском стуле — это естественное состояние.

При проведении опыта, ребёнка с СДВГ раскручивали в течении 10 секунд на канцелярском стуле. После этого у него абсолютно не наблюдалось головокружение или же наличие нистагма (быстрые и частые непроизвольные движения глаз в различных направлениях, обусловленные периодическими сокращениями соответствующих глазодвигательных мышц).

Нарушение крупной моторики
У детей с СДВГ может быть нарушена координация крупных движений и они могут быть «неуклюжими». D.Dewey и B.J.Kaplan различают З типа нарушения развития координации движений среди детей, которые относятся к категории «неуклюжих»:

нарушение последовательности движений;
нарушение выполнения движений (нарушение равновесия, координации движений, мимики);
нарушение развития всех двигательных умений.
Нарушения координации крупной моторики выявлены примерно в половине случаев СДВГ. Слабая моторная координация проявляется в беспорядочных хаотических движениях. Несмотря на то, что сама по себе грубая моторика у детей с СДВГ развита хорошо, они испытывают значительные трудности в выполнении движений, требующих высокой степени автоматизма. Это, например, повороты рук вовнутрь и наружу или быстрые попеременные движения.

Нарушение мелкой моторики

Дети, страдающие СДВГ, имеют нарушения мелкой моторики различной степени тяжести. Им бывает трудно научиться завязывать шнурки, хорошо вырезать ножницами точно по контуру, раскрашивать, не вылезая за границы. Они испытывают сложности координации мелких движений при письме.

Эти дети имеют хронические трудности моторной координации, не позволяющие им легко и просто выполнять ежедневные бытовые задачи также искусно, как это делают их здоровые сверстники.

III. ЧувствительностьТактильная чувствительность
У детей и взрослых с СДВГ можно наблюдать сенсорную сверчувствительность, особенно к прикосновениям, даже очень легким. В народе это называется синдромом «принцессы на горошине».

Раздражать могут ярлычки на одежде, сама одежда из шерсти или синтетических материалов, складки и неровности на простыне, резинки на поясе или рукавах одежды, тесные ботинки.

Липкая поверхность, грязь или земля на руках или других участках кожи могут казаться непереносимыми.

Взрослые и дети с тактильной сверхчувствительностью не переносят объятий при встрече. Если объятия затягиваются, у таких людей начинается паника и приступы клаустрофобии.

С возрастом эти проявления гиперчувствительности сглаживаются. Однако, во взрослой жизни и женщины и мужчины могут иметь определенные трудности или особенности в интимных отношениях из-за потребности иметь больше «собственного пространства».

Слуховая чувствительность
Некоторых людей могут раздражать звуки тикающих часов или звук работающего в другой комнате телевизора. Звуки кажутся очень громкими. Очень сложно отфильтровать фоновый шум. Например, сложно сосредоточиться на каком — то задании, когда на кухне капает из крана вода.

Обонятельная чувствительность
Некоторые люди чувствуют запахи, источник которых находится довольно далеко. Раздражает запах лука, чеснока, различных специй или же духов и лака для ногтей. У таких людей очень часто имеются различные аллергические реакции.

Вкусовая чувствительность
Люди с СДВГ, страдающие сверхчувствительностью очень часто избирательны в еде. Они, например, могут кушать только пищу с определенной текстурой и не переносить остальные продукты.

Зрительная чувствительность

Гораздо реже, но бывают люди, демонстрирующие зрительную чувствительность. Например, это может быть непереносимость неонового освещения.

Низкая чувствительность
Очень часто в одном пакете с гиперчувствительностью идет низкая чувствительность к холоду или боли, а также пониженная чувствительность к стимулированию вестибулярного аппарата.

Ребёнок может не замечать царапины и не реагировать на ушибы, легче переносить боль, если он ударится. В холодное время года такие дети бегают без шапок и перчаток, с расстегнутыми куртками и пальто. Дома, когда всем остальным членам семьи температура кажется комфортной, ребёнку может быть жарко и он хочет ходить по дому в одном белье.

Пониженная вестибулярная чувствительность проявляется в раскачивании качель на рискованно большую высоту. Такие дети очень любят кружиться на каруселях или в креслах. Им это доставляет удовольствие, потому что они это легко переносят и заоодно стимулируют себя вестибулярными ощущениями. Также, некоторыми специалистами отмечается, что дети с СДВГ любят кружиться или залазить повыше, потому-что они хотят лучше почувствовать свое тело.

Методы преодоления сенсорной сверхчувствительности
Мэри Джейн Джонсон, женщина, у которой есть и СДВГ и гиперчувствительность советует:

носить удобные туфли;
купить специальные наушники, блокирующие шум;
включить небольшой вентилятор или журчащий фонтанчик, чтобы успокоиться и заснуть;
носить мягкие свободные одежды, сшитые из трикотажа или хлопка;
носить часы на свободном ремешке;
делать массаж ежедневно, если он нравится;
выезжать как можно чаще на природу.
Главное — перестать бороться с тем, что вы не можете контролировать, уверяет Мери Джейн. Надо найти способ жить удобно и всегда помнить, что это не «странности», а внутреннее устройство.

Эксклюзивный материал сайта «www.effecton.ru — психологические тесты и коррекционные программы».
Читать далее>>

Методы организации учебной и трудовой деятельности детей с СДВГ

Организация внешней среды
Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения. Уменьшая количество раздражителей в комнате, мы, таким образом, увеличиваем интенсивность их воздействия.

В таком, особым образом организованном пространстве, ребенок с СДВГ может лучше сконцентрировать свое внимание на предметах, глубже понять их природу

При самом положительном исходе, ребенок может действительно чем то заинтересоваться, захотеть делать, испытывать удовлетворение от проделанной работы или игры. Это уже является основой для дальнейшего развития его самостоятельности.

Устойчивость домашнего мира

Домашний мир ребенка с СДВГ должен быть устойчивым. Расположение мебели в комнате, занавески, вещи, все должно оставаться на своих местах. «Свободной энергии» (энергии концентрации) у такого ребенка и без того мало, механизмы концентрации и торможения работают с трудом. По этой причине, домашний мир ребенка должен быть суперпредсказуемым. Только из такого мира ребенок сможет совершать свои вылазки в большой изменчивый мир и делать небольшие исследования.

Организация рабочего места
Рабочее место ребенка с СДВГ должно находиться в тихом месте, далеко от телевизора и постоянно открывающихся дверей. Все шумовые раздражители должны быть удалены. Ребенку нужна тихая и спокойная обстановка для занятий.

Мелочей в организации рабочего места быть не может. Стол и стул должны быть соответственой высоты, чтобы ноги ребенка стояли на полу, не болтались и не подворачивались под себя, приводя к искривлению позвоночника, нарушению кровообращения в следствие этого и к еще большему дефициту концентрации внимания.

Ребенку с СДВГ не хватает психической энергии, так необходимой для конструктивной деятельности. Его бестолковая беготня является реакцией на всевозможные внештатные ситуации и внешние раздражители. Организовав хорошо комнату ребенка, сделав ее знакомой и предсказуемой, можно значительно сократить непродуктивное расходование энергии и направить ее в нужное русло.

Организация времени Режим дня
Вся жизнь гиперактивного ребенка должна подчиняться определенному режиму дня. Режим важен для всех детей, но для гиперактивного ребенка он важен вдвойне. Остатки регуляторных механизмов могут работать только в условиях максимальной упорядоченности.

Выработка правильных привычек происходит только тогда, когда все необходимое делается в одно и тоже время, изо дня в день.

Наилучшее время для работы
Воспитатели детских садов, школьные учителя, родители должны помнить, что ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале урока или занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце урока.

Расписание в картинках (распорядок дня)Для эффективной организации времени хорошо подходит расписание в картинках. Его можно разместить на специальном стенде в группе детского сада, в классе или дома. Дома можно использовать также специальный альбом с велькро полосочками. На эти полосы буду прикрепляться карточки, с обратной стороны которых тоже наклеен кусочек велькро. Таким образом картинки и их последовательность можно менять каждый день.

В таком альбоме или на стенде в нужной последовательности располагаются виды деятельности, игры и занятия. Для того, чтобы детям было легче воспринимать информацию, на карточках пишутся не только слова, но и рисуются картинки или всем понятные символы. Расписание в картинках очень хорошо организует деятельность ребенка.

Заранее обговоренные правила Озвучить правило поведения.
Когда учитель дает классу выполнить задание, можно именно гиперактивного ребенка попросить «озвучить» что надо делать и каким образом. Если ребенок уже умеет писать, он может составить список правил выполнения задания. Если в процессе выполнения этого задания какое то правило будет нарушено, учитель без лишних слов и напряжения может указать ему на эти правила.

Правила перед началом работыРодителям не рекомендуется читать своим гиперактивным детям длинные нотации. Эти длинные нотации все равно не будут выслушаны до конца. Лучше объяснить ребенку, что за выполнение установленных правил он получит поощрение. За невыполнение правил наиболее целесообразным будет лишать ребенка определенных преимуществ или же возможности заняться тем, что ему интересно.

Краткость инструкции
Все инструкации, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, на запомнит, не будет ей следовать.

Давая инструкцию, нужно также учитывать неумение ребенка выслушивать до конца, неумение длительное время подчиняться групповым правилам, быструю утомляемость.

Алгоритмичная организация учебной деятельностиСистемность подачи информации создает системно организованную память, облегчает поиск необходимой информации, развивает мышление. Такая подача информации снижает нагрузку на внимание и систематизацию материала при запоминании. Формулировки, иллюстрации, оформления не должны содержать ничего лишнего и отвлекающего.

Предложенная работа должна представлять из себя хорошо организованную последовательность определенных видов деятельности, между которыми можно делать небольшие перерывы. Каждый такой вид деятельности представляется короткой инструкцией, отраженой в рисунке или схеме.. Рисунок или схема находятся перед глазами ребенка.

Инструкции должны быть короткими или разделенными на короткие части для того, чтобы хватало объема оперативной памяти, не происходило выпадения, замен, перестановки частей информации.

Идти от особенностей ребенкаНадо не ломать гиперактивного ребенка, а идти от его особенностей
Гиперактивные дети не злы и не злонамерены. Как правило, они готовы сотрудничать с другими людьми, но они не умеют этого делать. Не надо их ломать, надо идти от их особенностей и давать им шанс проявить себя. Только в этом случае отношения с учителями и сама учебная деятельность может наладиться.

Иногда особенности гиперактивного ребенка довольно сложные и могут сильно раздражать родителей и учителей. Даже в этом случае можно организовать учебную деятельность так, чтобы ребенок мог проявить себя и добиться успеха.

В каждом конкретном случае ситуация должна быть тщательно проанализирована и должен быть подобран индивидуальный подход к ребенку. Вобор правильной стратегии -это большая ответственость. Если ситуация с конкретным ребенком проанализирована неправильно, его положение в семье и в детском коллективе, а также его поведение могут значительно ухудшиться.

Альтернативная форма поведения
Постоянные окрики и наказания, на которые так щедры взрослые люди не дадут желаемых результатов. Более того, они могут способствовать формированию и закреплению отрицательных качеств ребенка, а так же негативного отношения к учебному процессу в принципе.

Когда ребенок ведет себя неправильно и этим всех раздражает, можно попробовать предложить альтернативную форму поведения. Например: «Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги». Или: «У нас в группе кидаться игрушками нельзя. Если ты хочешь бросить что-то, я дам тебе паролоновый мячик»

В сочетании с другими методами модификации поведения, такой способ может сохранить много нервов и драгоценного времени.

Моментальный характер поощрений
И в системе поощрений приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка. Он не умеет долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторяться каждые 15-20 минут. И в школах и дома можно практиковать систему выдачи жетонов. Жетоны в дальнейшем обмениваются на то, что ребенку интересно.

Читать далее на сайте www.effecton.ru
Особенности интеллектуальной деятельности
Развитие слабых функций
Рекомендации по домашним занятиям
Обучение грамоте
Домашняя работа

Болезнь или развитие?

Придется привести довольно страшный пример. В 1987 году члены комитета Американской психиатрической ассоциации общим голосованием признали существование нового психического заболевания – СДВГ (или ADHD), известного как синдром гиперактивности. Были разработаны специальные препараты, «болезнь» стали лечить. Между тем, результаты «лечения» СДВГ оказались трагическими. Журнал Ассоциации сердца «Circulation» сообщает, что от лекарств, назначаемых больным СДВГ, погибли десятки детей: по данным американской Администрации по продуктам питания и лекарствам (US Food and Drug Administration, FDA), 11 детей погибли вследствие приема метилфенидата (риталина), 13 детей – от употребления амфетаминов (аддералл, концерта) и три ребенка – от атомоксетина (страттеры).
Однако по словам доктора медицины и известного невролога из США Фреда Бомана, по сей день ни один психиатр или детский психолог так и не предоставил обществу объективных доказательств существования СДВГ в качестве самостоятельного патологического состояния.

Как правило, родителям говорят, что у их ребенка биохимический дисбаланс мозга, который лучше всего лечится безопасными и эффективными стимулирующими препаратами… Никому так и не показали ни одного анализа крови, или результата сканирования мозга, или любого другого научного свидетельства, доказывающего наличие так называемого химического дисбаланса в мозгу ребенка. Почему? Потому что таких свидетельств не существует.

Стоит заметить, что только лишь для психиатрических диагнозов не существует биологических доказательств их существования. Когда речь заходит о психиатрических отклонениях, врачи-психиатры оказываются не в силах описать норму, на которую они опираются при определении диагноза и назначении психиатрического лечения.

Иными словами, то состояние, которое сегодня считается нормой для современных детей – чрезмерная (с нашей точки зрения) активность, любознательность, нетерпимость, агрессия, эгоизм – врачи необоснованно истолковывают как СДВГ. Обеспокоенным родителям тут же советуют те или иные препараты, способные «помочь».

Однако нужно ли лечить эти состояния? Психиатры бьют тревогу: если еще два года назад в России было около 10 процентов детей, больных СДВГ, то буквально на днях детский психолог московского Центра психологической реабилитации заявила, что признаки гиперактивности имеют 80% детей. Эпидемия?!

Нет, просто перед нами – новое поколение. У него другие запросы, иные желания, огромные скорости и очень высокий уровень эгоизма. Это – закономерность, естественный процесс развития, эволюции человечества: ведь и наше поколение очень сильно отличалось от предыдущих. Просто раньше на этой разнице не делали баснословные состояния.

И на вопрос «что же с этим делать?» довольно легко ответить: нам нужно просто принять наших детей такими, какие они есть, и объяснить им, почему с ними все это происходит. Ведь в Природе у всего есть определенная, четко поставленная цель.

Пора взрослеть

Современный человек, несмотря на развитие культуры и техники, во многом сохранил примитивные воззрения на природу. Либо он считает ее слепой, бездушной и готов пользоваться всеми ее благами, либо одушевляет ее, наделяя силы природы своими эмоциями, обожествляя их. Человек думает, что если задобрить закон, управляющий мирозданием, то этот закон изменит свое действие по отношению к нему лично. Это все равно что молиться Закону всемирного тяготения, чтобы позволил тебе прыгнуть с крыши и не разбиться. При этом человеку сложно понять, что на самом деле развитие его целенаправленно, и это движение к цели проявляется во всем – в голоде, катастрофах, болезнях. Таким образом природа подталкивает нас к осмыслению собственного существования. Но чтобы понять это, нам нужно подняться до уровня осмысления этого закона.

Это хорошо иллюстрирует старинная притча:

«Маленького мальчика привели к портному, чтобы сшить костюм на праздник. Мальчик долго и тщательно рассматривал, выбирал и показал на самую яркую, самую прекрасную ткань. Он бережно держал её в руках, как самое большое сокровище в мире. После долгих уговоров малыш всё-таки передал своё сокровище портному, но не спускал глаз с материи. С мальчика сняли мерки, и портной принялся за дело.

Сначала мастер разметил отрез мелом, чем вызвал легкое недоумение со стороны маленького заказчика, у ребенка даже слёзы навернулись на глаза. Отец с большим трудом уговорил сына не плакать, пытаясь объяснить, что так надо. Мальчик прислушался к уговорам отца, но ненадолго. Как только ножницы сделали первый надрез, малыш не выдержал и с диким воплем бросился на «модельера». Не помогли ни уговоры, ни обещания – ничего. Так бы это все и продолжалось, если бы портной не поставил условие: он готов сшить костюм, но только если ребенка не будет в мастерской до тех пор, пока работа не будет сделана полностью. Отец согласился и буквально силой увел «бунтаря» домой.

Прошло два дня, но мальчик так не смог забыть «издевательства» над куском красивой ткани. Он обижался и на отца, и на портного. Он думал, что отец не любит его – подарил и сам же отнял подарок. Но тут раздался звонок, на пороге стоял портной со свертком в руках. Он прошел в детскую, где сидел мальчик. От одного вида портного мальчик нахмурился, глаза налились слезами, и он отвернулся к окну. Тем временем портной развернул сверток и разложил на кровати костюм.

Малыш, увидев знакомые цвета, медленно приблизился к кровати и стал рассматривать готовую одежду. В комнату зашла мать и попросила сына примерить костюм. Как же был удивлен и обрадован «бунтарь», когда подошел к зеркалу. На него смотрел немного обиженный мальчик в удивительно красивой и скроенной по размеру одежде. Мальчик долго рассматривал себя в сшитой без малейшего изъяна обновке, и с каждой секундой его радость становилась все больше и больше, пока он не забегал по квартире, совершенно забыв и о родителях, и о портном, «искромсавшем» ткань. Он был счастлив.

И только через полчаса он все такой же счастливый подошел к портному и родителями и искренне поблагодарил их за такой чудесный подарок. Он понял, что отец и мать любят его и желают ему только добра».

В наивном восприятии ребенка все, что не укладывается в его картину мира – плохо. Поэтому, продолжая мудрую логику притчи, хочется сказать: «Давайте не будем маленькими капризными детьми, вырывающими кусок материи из рук портного, который задумал и шьет для нас самый чудесный костюм. А наоборот, осознанно – именно осознанно – согласимся с его замыслом и поможем ему в этой нелегкой работе».

Ведь этот портной сама всеобъемлющая Природа, которая хотя и не обладает человеческими эмоциями, но любит нас всей силой создателя и желает нам только добра. Для нее мы все являемся единым организмом, без разделения на белых и черных, желтых и красных, на христиан и мусульман, на бедных и богатых и т.д. Она хочет, чтобы мы приняли осознанное участие в процессе жизни и насладились не только результатом, но и самим процессом. Процессом построения здорового общества, основанном на принципе альтруизма, принципе «любви к ближнему», ведущем нас на новый уровень жизни. Жизни, полной добра и любви. Жизни, где нет болезней и войн, где не страшно отпускать детей на улицу, где, чтобы мы не делали, даже неосознанно, мы не сможем нанести вред окружающим, и этот вред не вернется обратно к нам, так как все будут действовать, исходя из желания быть подобными единственно действующему в реальности закону, объединяющему все части природы в единый организм.

Источник>>

Сколько детей умрет в России от лечения гиперактивности?

Гиперактивных детей лечат неправильно

Адекватно ли используются психостимуляторы
при лечении расстройств у детей и подростков?

Препараты для лечения гиперактивности могут вызвать проблемы в работе сердца

Описание Синдрома Дефицита Внимания и Гиперактивности (СДВГ) — несуществующей болезни, которую психиатры пытаются «лечить» наркотиками.
«С учетом того, что у ребенка с диагнозом СДВГ не наблюдается никакой аномалии, этот псевдомедицинский диагноз есть не что иное, как позорящее клеймо, а ничем не оправданное лечение, которое неминуемо следует за его постановкой, – настоящее насилие. «Лекарство», обычно назначаемое от СДВГ и «учебных расстройств», – опасный и формирующий зависимость препарат, по своим свойствам сходный с амфетаминами».

Спокойствие, только спокойствие или СДВиГ в России

Гиперактивность: советы родителям

Статья полностью совпадает с мнением автора компаса

Что же нужно сделать родителям, чтобы у ребенка пропал избыток активности?
Советы, совсем не новы…………Ему нужно создать благоприятные условия, это и спокойная миролюбивая обстановка в семье, и режим дня, и ежедневные прогулки, где он сможет побеситься, и вылить часть своей энергии. Необходимо и родителям провести работу над собой. Родители должны строго придерживаться установленному режиму дня, не меняйте планы, по ходу дела, дети не выносят неопределенности! Прекратите его постоянно поторапливать. Сами старайтесь не опаздывать, а не нервничать, снизьте свою эмоциональность. В конце концов, станьте сами организованными!
Вот некоторые советы, которые вам помогут:
Ребенок совсем не виноват в своей гиперактивности. Если его постоянно наказывать, ругать, у него вырастет чувство вины, снизиться самооценка, и ребенок будет думать, что он неправильный, раз мама и папа так им недовольны.
Первое, что вы должны сделать, это научить ребенка управлять своими эмоциями. В этом ему помогут игры, в которых ребенок может выпустить пар, то есть свои негативные и агрессивные эмоции. Пусть ребенок знает, что можно с мамой пойти в укромное место, там покидаться камнями, побить палкой по земле, расшвырять опавшие листья, сломать все песочные куличики, а дома можно просто сесть и разорвать кучу бумаги. Но у этих игр, есть одно четкое правило – не направлять агрессию против людей и животных. Всем надо уметь выплескивать свои эмоции и негативную энергию наружу, а гиперактивному ребенку тем более, научите его это делать!
Как и везде, в воспитании ребенка надо обходится без крайностей. Для ребенка одинаково плохо и гиперопека, когда ему и глотка свободы не дают, и безмерная мягкость, когда все ему разрешено. Ваша задача, четко обговорить правила поведения в разных ситуациях, составить режим дня, и четко ему следовать, не должно быть вседозволенности, но при этом нельзя душить ребенка постоянными запретами, и табу.
• Научите ребенка, правильно планировать свои занятия, доводить дело до конца, распределять свои силы. Хвалить его надо, лишь в том случае, когда начатое дело, он сделает от и до!
• Иногда бывает так, что гипреактивность ребенка спровоцирована родителями. Это происходит в том случае, когда к ребенку предъявляют требования, которые он не в состоянии выполнить, когда требования родителей не соответствуют возрасту ребенка, или его природным способностям. Родителям лучше снизить планку требований.
• Сверхактивных детей надо оградить от переутомления, избегать избытка впечатлений (компьютерные игры, взрослые передачи, агрессивные фильмы и мультфильмы), нормализовать режим, избегать большого скопления людей(торговые центры, магазины, рынки, народные гуляния)
• Ребенку просто необходимо движение, не сдерживайте его желание и потребность побегать, порезвится, поиграть в шумные игры, побегать, попрыгать. Ведь недостаток движения, тоже может быть причиной, гиперактивности.
• Иногда причину повышенной возбудимости следует искать среди взрослых. Подумайте, может быть, такое поведение ребенка, его ответ на стрессовую ситуацию, которая недавно произошла в вашей семье, на развод родителей, на семейные ссоры и разборки. Возможно это реакция на плохое отношение к нему, на конфликт с учителями, или вы сами, желая учить ребенка в лучшей школе, выбрали ему не ту школу или не тот класс, который не соответствует его способностям.
• Как не странно, но и в питании, вам придется навести порядок. Ребенок с повышенной возбудимости не должен испытывать недостатка в микроэлементах и витаминах, ему не обходимо правильное питание, избегайте жирных и острых блюд. И прекратите заставлять его есть, когда он не хочет!
Отдайте его в спортивную секцию, это его спасение!• Но не забывайте и о занятиях, которые требуют усидчивости: рисование, лепка, аппликация, соленое тесто. Если во время занятий он на что-то отвлекся, удовлетворите его интерес, и продолжайте занятия.
• Самое главное научите ребенка расслабляться, и сами тоже научитесь это делать. Возможно, ему понравится совместные занятия йогой, а может он получит удовольствие от сказкотерапии. Какой выбрать способ релаксации, вам посоветует психолог.
• И еще, когда последний раз вы говорили ребенку, что любите его? Не забывайте делать этого, любовь может свернуть горы! А уж гиперактивность и подавно.
Тут, возможно вы, скажите, глупая статья, а как же таблетки, которые прописал невропатолог, может просто их попить и все, и не надо менять режим дня, не надо заморачиваться с правильным питанием, не надо следить за своим поведением, и менять свои привычки. Каждый сам выбирает свой путь, скажу только, что одними таблетками от гиперактивности не избавишься! Ведь что делают таблетки с вашим ребенком? Они подавляют вашего ребенка, тормозят его, а настоящая причина
так и остается. Только ваше желание, ваше внимание и любовь, ваше ангельское терпение, помогут вам и вашему малышу справиться с этой проблемой.

Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама приходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш.
Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Значит, слон не танцевал?
- Нет.
- Очень рада. Оказалось,
Я напрасно волновалась.

Эдуард УСПЕНСКИЙ

Игры для детей с СДВГ

«Найди отличие»
Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.

Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.

«Ласковые лапки»
Цель: снять напряжение, мышечные зажимы, снизить агрессивность, развить чувственное восприятие, гармонизировать отношения между ребенком и взрослым.

Взрослый подбирает 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т. д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасается к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Вариант игры: «зверек» будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.

«Броуновское движение»
Цель: развить умение распределять внимание.

Все дети встают в круг. Ведущий вкатывает в центр круга один за другим теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.

«Передай мяч»
Цель: снять излишнюю двигательную активность.

Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами, или использовать в игре одновременно несколько мячей.

«Запрещенное движение»
Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем.

Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнить. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры.

Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хорошо все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопать в ладоши (или покружиться на месте).

«Коршун»
Цель: развить внимание, быстроту реакции, умение следовать инструкции взрослого, обучить навыкам взаимодействия с детьми.

Воспитатель надевает шапочку курочки и говорит, что все дети — «цыплята» — живут вместе с мамой-курочкой в курятнике. Курятник можно обозначить мягкими блоками или стульчиками. Затем «курочка» с «цыплятами» гуляют (ходят по комнате). Как только воспитатель говорит: «Коршун» (предварительно с детьми проводится беседа, во время которой им объясняется, кто такой коршун и почему цыплятам следует его избегать), все дети бегут обратно в «курятник». После этого воспитатель выбирает другую «курочку» из числа играющих детей. Игра повторяется.

В заключение воспитатель предлагает всем детям выйти из «курятника» и погулять, тихонько помахивая руками, как крыльями, потанцевать вместе, попрыгать. Можно предложить детям поискать «цыпленка», который потерялся. Дети вместе с воспитателем ищут заранее спрятанную игрушку — пушистого цыпленка. Малыши вместе с воспитателем рассматривают игрушку, гладят ее, жалеют и относят на место.

С целью развития двигательных навыков можно усложнить игру следующим образом. Для того чтобы попасть в домик-курятник, дети должны не просто вбежать в него, а подползти под реечку, которая лежит на высоте 60-70 сантиметров.

Авторы: Г.В. Болотовский, Л.С. Чутко, Ю.Д. Кропотов
Источник>>