Губная гармошка

Губная гармошка

Простой, на первый взгляд, инструмент – губная гармоника – имеет широкие музыкальные возможности. Несмотря на свою «молодость», она широко распространена во многих странах, среди музыкантов самых разных стилевых направлений.

Как появилась губная гармоника?

Губная гармошка является язычковым духовым инструментом, предком которого является восточный духовой орган. Этот инструмент, попавший в Европу в середине восемнадцатого века, представлял семнадцать скреплённых между собой бамбуковых трубочек различного размера, внутри которых располагались медные язычки, к ним крепился мундштук.

Губная гармошка была изобретена в 1821 году Христианом Фридрихом Людвигом Бушманом, в Германии. Её первоначальным названием стало «аура», она выглядела как металлическая пластинка с пятнадцатью прорезями, каждая из которых закрывалась металлическим язычком. Строй первой губной гармоники был хроматическим, звуки извлекались при выдохе играющего. С 1825 года немецкий мастер Хотц стал изготавливать инструменты, похожие на «ауры» фабричным способом, с 1827 года тем же занялся Христиан Месснер, который, однако, называл свои инструменты «мундэолинами». В 1829, уже в Англии, Чарльз Уитстоун получил патент на губную гармонику с клавиатурным управлением язычками. Изобретение называлось «сим-фониум». Но самым близким к современному виду гармоники изобретением стал инструмент, сделанный немецким мастером Рихтером: его гармоника имела десять отверстий с двадцатью язычками (отдельно для вдоха и для выдоха играющего), имела диатонический строй, располагалась в деревянном корпусе. Она называлась «Mundharmonika» или «духовой орган».

В 1857 году крупнейшим производителем губных гармоник стал Маттиас Хонер, основатель широко известной сейчас фирмы «Hohner». За первый год он изготовил 650 гармоник, а к началу двадцатого века ежегодно выпускалось около пяти миллионов инструментов. В настоящее время фирма «Hohner» выпускает более 90 видов губных гармоник. Именно Маттиас Хонер первым начал экспортировать губные гармоники за океан – в Северную Америку. На свои инструменты он крепил фирменные накладки со своей фамилией.

Первые записи игры на губной гармонике были сделаны в двадцатых годах двадцатого века в США. Во времена Великой депрессии в США и Второй мировой войны губная гармошка набирает популярность как среди европейцев, в частности, солдат, так и в негритянских кварталах Америки, где она становится сольным инструментом в оркестре благодаря использованию микрофонов и усилителей.

В пятидесятые годы губная гармошка оказывается в первых рядах нового, рок-н-ролльного, музыкального движения.

Сейчас губную гармонику называют также «харпом», а музыкантов, играющих на ней – «харперами». Музыкальные направления, в которых наиболее часто используется губная гармоника – фолк, блюз, кантри, джаз.

Какими бывают губные гармоники?

Кроме классических диатонических гармошек существуют следующие разновидности: хроматические, блюзовые, тремоло, октавные, оркестровые, мелодические, басовые, аккордовые.

Как правило, губные гармошки имеют стандартный диатонический строй, но существуют гармоники, настроенные в натуральном миноре и гармоническом миноре. Существуют также гармоники так называемого «кантри»-строя. Они предназначена, в основном, для профессионалов, отличаются повышенным на полтона звуком пятого отверстия при игре на вдохе. По высоте строя гармоники бывают: C («до»), A («ля»), D («ре»), F («фа»), G («соль»), Bb («си бемоль»). Диапазон диатонических харпов – от одной до четырёх октав.

Блюзовая гармоника является разновидностью диатонической, имеет десять отверстий с пластинами для вдоха и выдоха в каждом из них. Тремоло также относится к классу диатонических гармоник.

Играя на хроматической гармошке можно извлечь все ноты октавы, включая полутона.

Отдельно можно отметить HM-гармошки – «hand made», то есть сделанные своими руками.

Корпус гармоники может быть изготовлен из дерева, пластика или металла. Считается, что материал корпуса абсолютно не влияет на качество звука, но с практической точки зрения удобнее пластиковый – он менее подвержен влиянию окружающей среды.

Игра на губной гармонике

Начинающим харперам рекомендуется приобрести диатоническую губную гармошку строя C. Именно на ней обучают играть новичков. Если Вы – начинающий харпер, не стоит приобретать дорогой профессиональный инструмент, так как в процессе обучения гармонику часто «передувают», то есть избыточно сильной струёй воздуха ломают вибрирующие язычки.

При игре на губной гармошке её держат левой рукой, причём так, чтобы цифры, написанные на ней, располагались сверху, а басовые ноты – слева.

Гармоника должна быть параллельна полу, воздух при игре вдыхают через горло.

По виду звукообразования существует несколько техник игры: блокировка языком, блокировка губами, оверблоу, игра с использованием голоса и даже игра без участия рук. Методы извлечения отдельных нот: «губы трубочкой» («свисток»), «блокирование языком», «язык трубочкой».

За инструментом необходимо ухаживать: после каждого «сеанса» игры необходимо удалять из него лишнюю влагу, постучав гармоникой о ладонь и протерев её сухой тряпочкой. Периодически следует чистить корпус изнутри, открыв крышку и очищая язычки с помощью щёточки.

Харперы

Среди музыкантов, игравших и играющих на губной гармонике нельзя не назвать Джона Леннона, Мика Джаггера. Кроме того, известны имена блюзменов-харперов: Литтл Волтер, Биг Волтер, Сони Терри, Пол Баттерфилд и многие другие.

В России сейчас существует немало харперов, как солистов, известных, в основном, людям, увлечённым губной гармошкой, так и музыкантов-«универсалов», чьи имена на слуху у широкой публики. Вспоминая о русских харперах, следует назвать следующие имена: Александр Братецкий, Максим Некрасов, Роман Гегарт (группа «R.I.P.»), Михаил Владимиров, Владимир Кожекин, Михаил Петрович Соколов («Петрович»), Борис Плотников («экс-Эталобстер»), Игорь Ойстрах (группа «Умка и Броневик»), Сергей Чиграков «Чиж» («Чиж и Ко»), Борис Гребенщиков («Аквариум»), Александр Гордеев («Разные Люди»), Владимир Шахрин («Чайф»).