Фотоискусство и художественная фотография

Фотоискусство и художественная фотография

Все мы начинали с обычных фотографий наших друзей на какой-нибудь «зелёной». Но пришло время и желание углубится в творчество и создать что-то по настоящему красивое. Что такое художественная фотография? Чем она отличается от простых «фоток»? Об этом — читайте! :)

Предыстория

Первое закреплённое изображение было сделано в1822 году французом Жозефом Нисефором Ньепсом (Nicéphore Niepce), но оно не сохранилось до наших дней. Поэтому первой в истории фотографией считается снимок «вид из окна», полученный Ньепсом в 1826 году с помощью камеры-обскурсы на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция длилась восемь часов при ярком солнечном свете. Достоинством метода Ньепса было то, что изображение получалось рельефным (после протравливания асфальта), и его легко можно было размножить в любом числе экземпляров.

На изобретение фотографии художники отреагировали по-разному. Главным камнем преткновения в спорах о художественной природе фотографии и роли фотографа как художника, творца произведения искусства, стала необыкновенная точность в передаче деталей, точность, с которой не мог бы соперничать самый искусный живописец. Одни восторженно приветствовали светопись, другие, напротив, видели в фотоаппарате предмет, бесстрастно фиксирующий действительность без всякого приложения рук человеческих. Но на заре своего существования фотография не претендовала на то, чтобы быть произведением искусства, и до конца 1840-х годов нельзя говорить о намеренном фототворчестве.

В XX веке, когда техника фотографии достаточно усовершенствовалась, появились достаточно чувствительные фотографические материалы и удобные фотоаппараты, фотография превратилась из технического курьёза в один из типов изобразительного искусства, родственного живописи, но отличающегося от неё.
Многочисленные фотографические общества, организованные в 1850-х крупными английскими и французскими фотографами, возглавили борьбу за фотоискусство. По инициативе фотографических обществ были устроены первые выставки, посвященные фотографии, начали издаваться первые фотографические журналы.
Неоценимый вклад в развитие художественной фотографии внесла Англия, где в 1853 году был учреждено Лондонское фотографическое общество и примерно в это же время возникло течение «За высокое искусство фотографии». Современниками этого течения были прерафаэлиты, восхищавшиеся светописью именно из-за ее высокой точности, которая в то время считалась недостатком в художественной фотографии.

Фотоискусство — искусство создания художественной фотографии. Художественная фотография отличается от прочих фотографий тем, что не стремится к объективному отражению действительности, а фиксирует сцены, специально избранные либо созданные для фотографирования с целью выражения определенного художественного замысла.

Сейчас уже, наверное, мало кто скажет, что фотография не является искусством. Когда они только появились, художники практически все в один голос заявляли, что просто копирование окружающей действительности не может быть искусством. Теперь же появились фотовыставки, где фотографы выставляют свои работы, как художники, выставляющие свои картины. И появился специальный термин – фотоискусство.
Но давайте расставим некоторые точки. Фотоискусство можно применить не к каждой фотографии и фотографу. Если вы нащелкали обнаженной свою подружку — это еще не значит, что ваша работа может быть выставлена на выставку и регламентироваться как жанр фотоискусства, назывваемый «ню«. Фотоискусство – это искусство создания художественной фотографии. Что же такое художественная фотография? Чем она отличается от всех других?
Художественная фотография отличается тем, что она стремится не просто скопировать материал, правильно отразить действительность, но, в первую очередь, высказать свое мнение по какой-либо тематике. Она может показать что-то, зафиксировав реальность, а может создать сцену специально. Наиболее распространенные и востребованные жанры художественных фотографий — это портретный и репортажный. О всех жанрах художественных фотографий вкратце:

1. Репродукция

Это воспроизведение чертежей, рисунков, плакатов, картин, документов, фотоснимков и других плоских изображений, называемых в репродукционной технике оригиналами.

2. Макрофотосъёмка

Это съемка мелких чаще всего объемных деталей (насекомых, цветов, ювелирных изделий и прочее) в масштабе близком к 1:1.
В хороших условиях камеру удобнее закреплять на штативе в вертикальном или горизонтальном положении. При этом нужно более точно наводить на резкость.
Съемку можно производить и с рук, например, во время экскурсий. Однако эта съемка требует известного навыка, так как при небольших расстояниях между камерой и объектом съемки глубина резкости очень незначительна, следовательно, необходимо особенно внимательно следить через видоискатель за резкостью изображения снимаемого предмета и, по возможности, устойчивее держать камеру в руках при нажатии на спусковую кнопку затвора.

3. Портретная фотосъёмка

В зависимости от размера изображения в портретах различают головные (когда изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и во весь рост. В отношении позы представленной фигуры различают профильные, «с лица» (en face), в три четверти поворота направо или налево (en trois quarts) и так называемые en profil perdu, то есть изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля.
Портрет считается одним из самых трудных жанров съёмки. Самое важное здесь — передать сходство. Иногда малейшие нюансы могут этому помешать (освещение, поза, взгляд).
Почему-то среди любителей (новичков) распространено мнение, что портрет — это очень просто. Но стоит им столкнуться с этим, как они понимают, что портретная съёмка — это большой труд. Труд и модели, и фотографа.

3. Съёмка архитектурных сооружений

Это такой жанр фотографии, изображающих здания и их комплексы, мосты и т. п. Как правило, ставит целью получение документального снимка, создающее необходимое представление о внешнем виде снимаемого объекта или его деталей.При архитектурной съёмке наибольшее значение имеет выбор точки съёмки по высоте, отдалённости и углу съёмки. Именно это определяет общую композицию кадра, перспективу, соотношение планов. В городских условиях, при отсутствии достаточного пространства, выбор ракурса значительно облегчается применением широкоугольного или сверхширокоугольного объектива.

5. Съёмки спорта и движущихся объектов

Особенностью таких фотографий является быстрота движений. Важно показать динамику движений. Спорт фотографируют только с короткими выдержками – не более, чем 1/100 сек, а зачастую и 1/500 – 1/1000 с. Для такой съемки необходимы фотоаппараты, снабженные быстродействующими затворами и светосильными объективами.

6. Съёмка детей

Есть небольшое сходство в фотографировании детей и спорта. Это стремительность. Дети не сидят на месте, поэтому самым легким способом является съемка занятых чем-то детей (просмотр спектакля, слушание сказки, игра). В эти моменты дети не акцентируют свое внимание на непонятной интересной «штуке» возле вашего лица, они поглощены. Это просто кладезь интересных выражений! :)

7. Ну и наконец — репортажная съёмка

Это так называемый метод съемки события без вмешательства в его естественное течение. Фоторепортаж — это серия снимков, сделанных в ходе какого-либо события, когда фотограф ограничен временем и сценарием происходящего. Таким образом, репортаж ставит фотографа в некие временные и сценарные рамки. Репортажный метод съемки исключает режиссирование, хотя в некоторых ситуациях фотограф может немного провоцировать людей или ситуацию. Но это бывает нечасто — искусство репортажа состоит в том, чтобы, не режиссируя кадр, снять его экспромтом, по ходу действия, точно находя точку, план, ракурс, момент.
На мой взгляд, идеальная фотография такого жанра та, которая смогла бы проиллюстрировать какую-либо тему в новостях в рубрике «no comments». Снимок должен все говорить сам за себя.

Фотохудожники

Людей, которые занимаются постановкой художественных фотографий называют фотохудожниками.
Он, в отличии от просто фотографа, уделяет особое внимание специальным средствамЛюдей, которые занимаются постановкой художественных фотографий называют фотохудожниками.
Он, в отличии от просто фотографа, уделяет особое внимание специальным средствам производства, применяет те или иные технические приемы (выбор освещения, приёмы композиции, эффекторная оптика, послесъемочная обработка и т.д.).

Итак — освещение

Фотографы знают, что если источник света находится сзади него, то кадр получается плоским. Идеальное освещение, скажем, для пейзажей — свет сбоку (задне-боковой или передне-боковой).
Если затронуть время съёмок — то идеально, конечно, вечер и утро. В это время свет более мягкий и рассеянный. Когда солнце в зените цветовая температура заметно выше и в его спектре преобладают синие и голубые тона; в утреннем и вечернем свете, как уже было сказано выше — желтые и оранжевые, а в тенях — от голубого к синему.

Построение кадра

Выделяют три вида построения кадра: горизонтальный, вертикальный и квадратный. Построение кадра подчеркивает ту или иную особенность снимка. Например, на этой фотографии видна динамика поднимающихся людей вверх по склону, здесь оправдано горизонтальное построение кадра.
Если в кадре планируется горизонт, он будет интересней смотреться, если сместить его вверх (это создает некую утяжеленность низа (земли) и делает акцент на переднем плане кадра) или вниз (что создает некоторую философичность кадра, акцент на чем-то воздушном и неземном). Горизонт точно посередине кадра, который делит его ровно пополам иногда вполне оправдан, но — это скучновато, как уверяют эксперты.
Так же интереснее кажется кадр со смещением.

Чтобы легче было понять какое построение кадра выбрать, нужно обратить внимание на направляющие линии задуманного кадра. Например здесь — колонны тянутся вверх сами, добавим сюда вертикальные линии колонн, а также свет, образующий восходящие линии — все здесь требует вертикального расположения кадра.

Или кадр, выполненный снизу, что дает ощущение высокого, тяжелого здания.

Точка съёмки

Конечно, чаще всего мы видим расположение кадров с уровня глаз. Это вполне понятно — именно так мы воспринимаем окружающий мир. Но иногда вполне оправданы кадры с измененной точкой съемки.
Например высокая точка дает ощущение полета в кадре.

Или при фотографировании детей практически все фотографы присаживаются на корточки. Потому что вряд ли кадр с затылка будет интересным. Интересней выражение лица ребенка.

Хотя даже в этом случае можно найти решение и сделать новый, интересный ракурс фотографии ребенка.

Ну что ж…

Художественная фотография — это сложный вопрос. Фотографы любят называть себя фотохудожниками, а работы выставлять за произведения искусства. Но для того, чтобы при взгляде на ваши снимки люди замирали — нужно попотеть. Нужно найти задумку, реализовать ее. И главное — сделать так, чтобы все было понятно без слов. С помощью композиции, ракурса, освещения. Но в этом вы теперь кое-что понимаете :)