Контрабас

Контрабас

Любой музыкант с удовольствием вам подтвердит, что любой оркестр в любой момент может отказаться от дирижера, но не от контрабаса. (Патрик Зюскинд. «Контрабас)

Немного истории для начала

Точно сказать, когда появился контрабас, нельзя. Первая иллюстрация контрабаса датируется 1516 г., однако в 1493 году Просперо писал о «виолах в человеческий рост«. В настоящее время контрабас является единственным оставшихся из семейства инструментов «виола да гамба», и в начале своего существования назывался «басовая виола«. Исторические корни контрабаса стоит искать не в форме и размерах, а в в звуке и настройrе. Глубокий низкий бас — это единственное, чем выделялся контрабас из виол. Что касается настройки, то за все время существования инструмента прижились только два строя — квартовый, и терциево-квартовый. До 20-го века большинство типичных контрабасов имели три струны, однако встречались более необычные экземпляры, как, например, модели работы мастера Гаспаро да Сальвы 16-го века, которые имели 6 струн. Агрикола писал о виоле «контрабассоди», как о инструменте, имевшем наиболее глубокий звук из всех инструментов, им (Агриколой) слышанных. Этот шестиструнный инструмент имел строй «соль-до-фа-ля-ре-соль». Помимо этой настройки использовался также строй «ре-ми-ля-ре-соль-до», который перешел на современные четырехструнные контрабасы как «ми-ля-ре-соль». В 17-ом веке в Австрии и Германии появились пятиструнные контрабасы. Самые ранние школы игры на таком инструменте (строй — «фа — ля — ре — фа-диез — си») датируются 1677 годом и написаны Йоханом Якобом Приннером. Более привычный строй контрабаса («фа — ля — ре — фа-диез — ля») был принят в 1790 году.

По большому счету, контрабас до 20го века являлся оркестровым инструментом. В одном оркестре одновременно находилось до 10 контрабасов, для которых специально составлялись «дублирующие» партии, то есть, несколько инструментов играли одни и те же ноты. Делалось это для создания необходимой громкости. В конце 19-го — начале 20-го века контрабас стал главным басовым инструментом в набиравших популярность блюз-бендах и джаз-бендах. Однако был быстро вытеснен бас гитарой (подробнее можно почитать в моем компасе «Бас гитары«).

Интересные и полезные ссылки

К сожалению, в Рунете не так уж и много страниц, посвященных контрабасу. Побольше англоязычных сайтов: ссылки на них — отдельно ниже.

Устройство контрабаса

Контрабас по конструкции близок к скрипке, фактически, является скрипкой, увеличенной приблизительно в 6-7 раз.

Корпус контрабаса полый, изготовленный из отдельных деревянных частей. Корпус контрабаса обычно изготовляется из клена и ели. Также встречаются контрабасы из композитных материалов, которые более устойчивы к влаге и механическим повреждениям. Накладка на гриф изготовляется из черного дерева. Крепление грифа — глухое, реже подвижное (на болтах). Современный контрабас имеет 4 или 5 струн. Колковая система - механическая шестеренная (в отличие от фрикционной, которая используется в скрипках и виолончелях). Все части контрабаса соединены с помощью специального инструментального клея, помимо нижнего порожка и струнодержателя, которые держатся за счет давления, образуемого натянутыми струнами. Устанавливается контрабас на установочную иглу, которая толще чем у виолончели из-за большей массы инструмента.

Смычки для контрабаса бывают двух типов: французского и немецкого. Немецкие смычки появились первыми, и фактически унаследовали дизайн смычков для скрипок и виол. При игре таким смычком два пальца должны находится между натянутым волосом и тростью для предотвращения трения. Немецкий вариант более удобен при смешанной игре, когда необходимо резко переходить от игры смычком к игре пиццикато и наоборот.

Французский вариант появился в 19-м веке. Отличался измененной рукояткой, а также уменьшенным расcтоянием от волоса до трости при рукоятке. Такой вариант диктовал другую, более удобную постановку руки при игре.

Трости смычков изготовляются из фернамбука, или бразильского дерева. Рукоятки — из черного дерева. Волос используется в основном конский, реже вместо волоса используют синтетические материалы. Часто в дорогих смычках волосы оплетаются сеткой из тонких серебряных или золотых нитей.

Игра на контрабасе

В плане техники игры современный контрабас довольно разносторонен и подвижен. Но в то же время из-за необходимости при гире смычком держать смычок на весу, а также из-за определенных сложностей при игре пиццикато возникает ряд ограничений. Ну обо всем по порядку.

Играют на контрабасе стоя или сидя на высоком стуле справа от инструмента (левши — слева). При игре стоя высоту инструмента регулируют так, чтобы контрабасист мог легко доставать рукой или смычком до нижнего порожка.

Игра на контрабасе требует немаленьких физических усилий, потому что контрабасовые струны толстые, и находятся на почтительном расстоянии от грифа. Однако эти недостатки компенсируются
достаточно большим расстоянием между струнами, что дает возможность точно и быстро менять позицию правой руки.

Техника игры смычком очень утомительна для правой руки. Смычок держат перпендикулярно струнам. Академически, полное движение смычком необходимо делать при игре целой ноты, движение смычком наполовину — при игре 12 и т. д.

С приходом контрабаса в джаз и блюз бенды, игра пиццикато сильно потеснила технику игры смычком. Пиццикато — это прием звукоизвлечения, при котором пальцами правой руки (указательный + безымянный) «щипают» струны. Из-за вертикального направления струн, арпеджио и переборы на контрабасе практически невозможны, однако более удобны так называемые «джампы» — прыжки, например, с четвертой струны на первую, и наоборот.

Некоторые также используют понятие «слэп», перенесенное с техники игры на бас гитаре. Фактически, слэп на контрабасе — это просто-напросто сильные щипки при игре пиццикато и удары по струнам пальцами левой руки (приглушение, хаммер-он и т. п.).

«Слэп» на контрабасе

1 видео

  • Контрабас

Электроконтрабас

Clevinger Bennet II

Первые электроконтрабасы появились в середине 30-х годов ХХ века. Первыми производителями были такие фирмы, как Regal, Vega, Rickenbacker. По началу было много проблем, связанных с трудностью усиления низких частот контрабаса - около десяти лет потребовалось на то, чтобы разработать подходящие датчики-звукосниматели и усилительную аппаратуру. Из-за такой задержки, другие производители начали искать альтернативу, и появлялись первые прототипы бас гитары, которые помимо возможности звукоусиления имели ряд других преимуществ, как почти горизонтальное положение при игре (как у обычных гитар, что давало возможность освоить басовый инструмент практически без переквалификации из гитариста), а также намного более компактные размеры. Как бы то ни было, электроконтрабас развивался, по мере развития уменьшались габариты, также были существенно облегчены смычки. В настоящее время электроконтрабас является несколько авангардным инструментом, по большей части используется в небольших клубах, на выступлениях при небольшой аудитории. Для электроконтрабаса разработаны специальные усилители звука, а также процессоры звуковых эффектов.

Несколько замечательных контрабасистов

Stanley Clarke, Christian McBride, John Patitucci

3 видео

  • Контрабас
  • Контрабас
  • Контрабас

Советую почитать

Озон

Неизвестно

Книга Патрик Зюскинд 185 г

В книге П.Зюскинда, прославившегося романом "Парфюмер", публикуются его пьеса "Контрабас", повесть "Голубка", а также рассказы. Автор предстает как замечательный мастер пс...

Неизвестно

Книга неизвестен 180 г

В первую часть настоящей Хрестоматии, составленной известным российским контрабасистом и педагогом Л.В.Раковым, включены популярные в педагогической практике оригина�...

Неизвестно

Книга неизвестен 135 г

Во вторую часть настоящей Хрестоматии, составленной известным российским контрабасистом и педагогом Л.В.Раковым, включены популярные в педагогической практике оригин�...

Советую послушать

Озон

Рустем Габдуллин. Контрабас

Книга Рустем Габдуллин 100 г

1. Элегия (автор музыки: Джованни Боттезини)...