Математика для малышей! Учимся играя!
Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. И родителям, еще с малых лет необходимо познакомить ребёнка с математикой, чтобы он впоследствии мог ею овладеть в совершенстве!
Математика «в коротких штанишках»
Математика входит в жизнь ребёнка с момента рождения. Какие слова произносит акушерка или другой человек, присутствующий при родах? Рост 53см, вес 3кг 300г. Время рождения 11часов 50 минут и так далее.
Ребёнок растёт и каждый день слышит много для себя нового, в частности, слова, обозначающие количество, название величин, единицы измерения разных величин, названия разных геометрических фигур и их свойств и много другой математической информации. И так как никто, слава Богу, не затыкает ему уши, он постепенно привыкает к этим словам и мало-помалу начинает вникать в их смысл.
Если пустить всё на самотёк, ребёнок, конечно, когда-нибудь и дойдёт до всего сам, получая незначительные отрывки информации из речи взрослых, из книг, сказок, детских передач, но если и дойдёт, то этот процесс будет продолжаться слишком долго. А скорее всего в голове образуется околонаучная каша из разных кусочков, которая может и помешать дальнейшему изучению предмета.
Потом он пойдёт в школу, будет изучать математику в обязательном порядке, так как без неё нельзя обойтись. А если он с раннего детства чувствовал, что это какая-то тайна за семью печатями, то она может так и остаться для него тайной или приоткроется совсем чуть-чуть, но не увлечёт его.
А вот если с самого начала предоставить ребёнку возможность познакомиться с математикой или, говоря расхожими фразами, подружиться с ней, увидеть в неё интересную игру а, точнее, игры, где надо что-то угадывать, придумывать, переделывать, как тебе хочется и так далее, познавать что-то новое, необычное. Тогда, наверно, с математикой будут связаны положительные эмоции, чувство владения предметом, интерес к нему.
Итак, наша цель: познакомить ребёнка с математикой, чтобы он впоследствии мог ею овладеть в совершенстве (или около того).
А теперь давайте разберёмся, из чего же состоит математика, а потом поговорим о каждой теме подробно.
Источник статьи >>
11 ссылок
- Учимся считать
- «Стосчет» Зайцева своими руками
- Математика самым маленьким (от 1,5 до 3 лет)
- Математические домики
- Наши математические опыты
- Из книги: Вадим Левин «Уроки для родителей»
- Как научить ребенка считать?
- Учим буквы, считаем и запоминаем цвета
- Методики раннего развития
- Как научить ребенка считать?
- Учимся читать и считать с помощью пластилин…
Цикл занятий «Математическое развитие детей от 3 до 4 лет»
В этом разделе публикуются материалы для индивидуальной работы над математическим развитием ребенка от 3 до 4 лет. Все методики разработаны Белошистой Анной Витальевной, доктором педагогических наук, профессором кафедры педагогики и технологии начального образования Мурманского педагогического университета. Предлагаемая система занятий ставит целью развитие пространственного мышления ребенка, формирование логических приемов умственных действий и конструктивных умений в процессе формирования элементарных математических представлений. Публикуемые материалы могут быть использованы для индивидуальных занятий с ребенком, а также для занятий небольшой группы детей в группах кратковременного пребывания в детском саду.
4 ссылок
- Занимательные задачи. Задачи в стихах.
- Математические раскраски
- Математика для малышей
- Веселая математика для малышей
Математика по методу Глена Домана
Мы считаем с детства и до самой старости. Считают школьники и домохозяйки, ученые и бизнесмены.
Детей следует учить считать как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и того, что мы называем интеллектом.
Помните о том, что когда мы употребляем слово "цифра", то имеем в виду символы, которые обозначают количество - 2 или 5, или 9. Когда же мы используем слово "число", то подразумеваем действительное количество самих объектов, которых может быть два, пять или девять:
Именно в этой разнице - между восприятием количества с помощью символов и с понятием о действительном количестве предметов заключено преимущество детей перед взрослыми. Вы можете учить своего ребенка математике, даже если вы сами не слишком в ней преуспеваете. Кроме того, если вы все будете делать правильно, то оба получите удовольствие. На все занятие потребуется меньше 30 мин. в день.
Эта глава посвящена основным принципам обучения счету. Родители, которые хотели бы получить больше информации по этому поводу, могут обратиться к нашей книге "Как научить вашего ребенка считать".
Каким образом дети могут мгновенно считать?
Обучение счету, арифметика, математика и раннее развитие по методике П.В. Тюленева
"Считать ребенка легче научить, чем ходить и говорить" Законы системы МИР
В 1989 году в России П.В. Тюленевым предложена методика "Считать - раньше, чем ходить": родители начали обучать счету малышей в возрасте до 1 года.
Первый в истории человечества пример "числопечатания" ребенка в возрасте 1 года 8 мес. приведен в разделе "Результаты".
Обучение счету и развитие математических способностей в системе МИР основано на положительных результатах проверки гипотезы П.В. Тюленева о том, что деятельность мозга по освоению математических операций проще, чем управление мышцами человеческого тела во время прямохождения, и образы математических действий поддаются формированию и развитию в самые первые недели и месяцы жизни ребенка. На сайте вы можете познакомиться с информацией по обучению счету.
Развитие математических способностей у дошкольника
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов.
В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей.Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы школьник не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой".
В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.).
Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера.
Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Развивать логическое мышление дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Еще более повышает процесс усвоения ребенком знаний в этой области использование заданий, активно развивающих мелкую моторику, то есть заданий логико-конструктивного характера. Кроме того, существуют различные приемы умственных действий, которые помогают усилить эффективность использования логико-конструктивных заданий.
Сериация - построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический пример сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Сериации можно организовать по размеру, по длине, по высоте, по ширине, если предметы одного типа (куклы, палочки, ленты, камешки и т. д.), и просто по величине (с указанием того, что считать величиной), если предметы разного типа (рассадить игрушки по росту). Сериации могут быть организованы по цвету, например по степени интенсивности окраски (расставить баночки с окрашенной водой по степени интенсивности цвета раствора).
Анализ - выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Например, задан признак: "Найти все кислые". Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку "кислые".
Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматриваются как взаимодополняющие друг друга процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез - через анализ).
Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки), а также на соединение их в единое целое можно предлагать с первых же шагов математического развития ребенка. Приведем, например, несколько таких заданий для детей двух - четырех лет.В качестве примера организации занятий, развивающих способности ребенка к анализу и синтезу, приведем несколько упражнений для детей пяти-шести лет.
7 ссылок
- Обучение счету и основам математики детей д...
- Н.А. Зайцев, из книги "Письмо, чтение, счет"
- Обучение счету и основам математики детей д...
- Занимательная математика для дошкольников ...
- Как не испугаться математики
Математика... Услышав это слово, многие молодые родители будущих школьников уже испугались – и "сами по себе", и за своего ребенка. Громоздкие вычисления, сложные формулы, теоремы, которые совершенно невозможно ни запомнить, ни тем более понять. К "такой" математике нужно заранее специально готовить, чтобы не отстать в школе, причем готовить с большим напряжением, пересиливая себя, "ломая" ребенка, заставляя его заниматься скучным и нелегким делом. - Проект "Важные игры"
- Сказ про цифры
Математика это весело!!!
Считать мы начали года в полтора, хотя это и не счет был вовсе. Считали ступеньки, считали ложки, когда ели кашу, считали кошек и собак во дворе. Потом у нас появились кубики с цифрами и магнитная азбука. Счет до 10 дочка заучила быстро, но взаимосвязи цифры и количества не было, вот и стали играть в разные игры со счетом. Я сама рисовала карточки с цифрами, вырезала кружки, квадратики, треугольники, с этим и занимались. Еще купили развивающие игры – Мой первый счет и Геометрия для малышей. Вообще математикой занимались постоянно дома, в гостях, в дороге, на пляже.
Считаем в дороге.
Нам часто приходилось ездить на своей машине, и поэтому мы считали машины – я красные, дочка зеленые, и наоборот. В маршрутке мы считали остановки, и количество пассажиров, которые входят и выходят.
Считаем на прогулке.
В парке мы считали скамейки и голубей. Я постоянно задавала вопросы. Кого больше мальчиков или девочек? Бабушек или дедушек? Сколько этажей в нашем доме, сколько подъездов? И так далее.
Математика и пластилин
Для запоминания цифр и геометрических фигур мы лепили их из пластилина. Я вырезала цифры из бархатной бумаги, а дочь водила по ним пальчиком.
Сантиметр
Сантиметр случайно стал нашим помощником, дочери просто понравилось все мерить, и записывать, что какой длины, она рисовала стол и напротив него записывала длину, цифры она писать не умела, а просто списывала их с сантиметра. Потом подходила ко мне и спрашивала сколько, а я ей озвучивала.
Накрываем на стол
Кухня это отличный плацдарм для математики. Нужно накрыть на стол – поручите это дело ребенку, поручить достанет необходимое количество столовых предметов, принесет из холодильника 2 или 3 яблока, принесет 2 чашки и стакан. Задания рождаются сами собой, только стоит начать!
Сложи квадрат(об этом я прочитала в одном журнале)
Возьмите плотную бумагу разных цветов и вырежьте из нее квадраты одного размера - скажем, 10 Х 10 см. Каждый квадрат разрежьте по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант для малыша - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру.
Задачи
Здесь требуется только ваша фантазия и все!!!!!
Но, надо быть готовым к тому, что в возрасте 4лет, дети легко отвлекаются от цифр, и просто слушают задачу как увлекательную историю. Нашей дочке задачи придумывали все, на любые темы. Повторяющиеся задачи про яблоки и конфеты ей не нравились, ей нравилось считать колеса, при этом она уточняла, есть или нет запасное колесо в багажнике.
Не забуду такой случай. Лежим, загораем, я уже не знаю, что придумать. Говорю: В московском зоопарке жили два тигра, у них родился тигренок. Когда тигренок вырос, его перевели в другой зоопарк. Сколько тигров осталось в московском зоопарке. Поворачиваюсь к дочери, а у нее слезы на глазах. Что такое????
Тигренка жалко, зачем его от родителей оторвали!!!
Потом дочь вошла во вкус и стала сочинять задачи сама.
Вот ее задача.
Придумала она ее, когда ехали в маршрутке.
В маршрутке едет 14 человек. На одной остановке вышел один пассажир, у него из кармана выпала мышка.
Вопрос – задавил ли водитель мышку?? (в этот момент водитель начал хохотать, а за ним и пассажиры, но это еще не самое смешное!!!)
Пассажиры стали предлагать ответы – задавил, не задавил, мышка убежала, мышка была игрушечная, ее нельзя задавить, и так далее
Дочка заявила им – все ответы неправильные, так как условие задачи составлено НЕВЕРНО!!! Теперь уже хохотала я!!!
Математика веселая и интересная наука, друзья!!!
5 ссылок
- Уроки из книги "Добрая математика"
- Веселый счет - дошкольникам
- Скачать развивающие упражнения по математи...
- "УЧИМСЯ, ИГРАЯ" - занимательная математика �...
- Математика для детей Вадима Березника
5 ссылок
- Задачки на логику
- Традиционные головоломки
- Б.П. и Л.А. Никитины, отрывок из книги "Мы и на...
- Использование занимательного материала на ...
- Логические задачи - младшим школьникам
KidMath.ru Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста
Учебный материал, представленный на данном сайте, составлен в соответствии с требованиями программы развития и воспитания детей «Детство», разработанной коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, и включает в себя основные задачи математического развития детей, его содержание, методические приемы, дидактические материалы.
Интернет-Олимпиада "Сократ" по математике для школьников и старших дошкольников
Дорогие ребята! Любите участвовать в конкурсах по математике или в математических олимпиадах?
Тогда Детский сайт "Сократ" - для Вас. На этом сайте для детей стартуют названные в честь мыслителя и философа Сократа математические игры-конкурсы и олимпиады для школьников и дошкольников.
Аудио, видео и игровые обучалки
7 ссылок
- Математические игры онлайн
- Красная шапочка. Математика для дошкольник�...
- Видеокурс «Математика для дошкольников и м�...
- Математика с Лунтиком
- Где живут цифры? А.Усачев (от 4 лет) (аудиодис�...
- Учим цифры 2.0
- Баба-Яга учится считать (1CD)
Математика на портале Солнышко
Арифметика: обратный счет
"Десять обезьянок" - игровой стишок с иллюстрациями на освоение обратного счета Рекомендации о том, как самим сделать обучающую книжку...
Интерактивный мультфильм для малышей, осваивающих обратный счет (на основе стихотворения "Десять обезьянок")... >>>
Учимся считать! (54 KB)
Изучаем цифры и последовательный счет от 1 до 10!
Учимся считать-2! (96 KB)
Изучаем цифры и последовательный счет от 1 до 10!
Плоские фигуры (60 KB)
Изучаем плоские геометрические фигуры: квадрат, треугольник, пятиугольник, прямоугольник, параллелограмм, ромб, круг, овал
Объемные фигуры (49 KB)
Изучаем объемные геометрические фигуры: шар, конус, тетраэдр, куб, цилиндр, параллелепипед, пирамиду.
Дроби (37 KB)
Игра на изучение понятий "часть" и "целое".
Математические сказки
Народные и авторские сказки, которые малыш от многократных прочтений уже, наверное, знает наизусть, - ваши бесценные помощники. В любой из них целая уйма всевозможных математических ситуаций. И усваиваются они как бы сами собой. Судите сами.
"Теремок" поможет запомнить не только количественный и порядковый счет (первой пришла к теремку мышка, второй - лягушка и т.д.), но и основы арифметики. Малыш легко усвоит, как увеличивается количество, если каждый раз прибавлять по единичке. Прискакал зайка - и стало их трое. Прибежала лисица - стало четверо. Хорошо, если в книжке есть наглядные иллюстрации, по которым малыш сможет считать жителей теремка. А можно и разыграть сказку при помощи игрушек. "Колобок" и "Репка" особенно хороши для освоения порядкового счета. Кто тянул репку первым? Кто повстречался Колобку третьим? А в "Репке" можно и о размере поговорить. Кто самый большой? Дед. Кто самый маленький? Мышка. Имеет смысл и о порядке вспомнить. Кто стоит перед кошкой? А кто за бабкой? "Три медведя" - это вообще математическая суперсказка. И медведей можно посчитать, и о размере поговорить (большой, маленький, средний, кто больше, кто меньше, кто самый большой, кто самый маленький), и соотнести мишек с соответствующими стульями-тарелками. Чтение "Красной Шапочки" даст возможность поговорить о понятиях "длинный" и "короткий". Особенно, если нарисовать длинную и короткую дорожки на листе бумаги или выложить из кубиков на полу и посмотреть, по какой из них быстрее пробегут маленькие пальчики или проедет игрушечная машинка.
Еще одна очень полезная сказка для освоения счета - "Про козленка, который умел считать до десяти". Кажется, что именно для этой цели она и создана. Пересчитывайте вместе с козленком героев сказки, и малыш легко запомнит количественный счет до 10.
Практически у всех детских поэтов можно отыскать стихи со счетом. Например, "Котята" С. Михалкова или "Веселый счет" С. Маршака. Множество стихов-считалочек есть у А. Усачева. Вот одна из них, "Считалка для ворон":
Я решил ворон считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Шесть ворона - на столбе,
Семь ворона - на трубе,
Восемь - села на плакат,
Девять - кормит воронят...
Ну а десять - это галка.
Вот и кончилась считалка.
Вообще, любая книжка для малышей с хорошими иллюстрациями послужит замечательным счетным тренажером.
Источник >>
4 ссылок
- Математические сказки
- Сказки из страны Цифирии, придуманные детьм...
- Стихи и сказки по математике
- МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ
7 ссылок
- Как научить ребенка определять время
Большинство первоклассников не в состоянии по часам со стрелками определить время. Это медицинский факт. Очень часто создается впечатление, что ребенок шести-семи лет вот-вот научится точно определять время, но время идет, а путаница продолжается. Нам кажется, что эта проблема легко объясняется тем, что соединить в сознании два наложенных друг на друга циферблата - часовой и минутный - для детского ума колоссальная нагрузка, и учить определять время по таким часам ребенка не следует. - Как научить ребенка разбираться с часами и �...
- Учимся определять время по часам
- Дети и календари
- Игры с песочными часами
- Солнечные часы
- Единицы измерения времени