Медлительный ребенок дома и в школе, советы родителям

Медлительный ребенок дома и в школе, советы родителям

Таких детей сверстники дразнят «тормозами», а взрослые в сердцах называют копушами, мямлями или сонными тетерями. Все действия они совершают словно в замедленной съемке, а иногда и вовсе застывают, как бы засыпая на ходу. Специалисты пользуются термином «медлительные дети», психоневрологи иногда в этом случае говорят о гиподинамическом синдроме. К чему нужно быть готовыми родителям, и как помочь своему медлительному ребенку справиться со множеством проблем?

Маленький копуша

медлительный ребенок

«Ваня, давай потарапливайся, а то мы опоздаем» — уже третий раз просит мама, а он действуют все медленнее и медленнее. Знакомая картина, не правда ли? В ход идут обидные слова, и иногда даже подзатыльники. Кто-то в подобных ситуациях все-таки заставляет ребенка закончить процесс, постоянно подгоняя капушу. Другие решают «лучше сделаю все сама», оставляя малыша в пассивном ожидании. Чтобы найти правильную тактику поведения, надо понять причины медлительности ребенка. Они могут быть более глубокими, чем кажется на первый взгляд.

Оглядитесь вокруг, насколько все мы разные. Одни приступают к работе без какой-либо подготовки и выполняют ее очень быстро — у них все «в руках горит». Другие значительно медленнее подходят к решению задач — сначала составляют в голове план действий, продумывают каждую деталь и только потом, размеренно и чинно, приступают к деятельности.

Некоторых родителей может, мягко говоря, раздражать «медлительность» их ребенка — так много времени тратится на одевание, раздевание, выполнение какого-либо поручения! Ребенок не может сосредоточиться и начать выполнять необходимое действие или не может вообще сконцентрироваться на мысли о выполнении заданий.

Часто проблема начинается уже в дошкольном возрасте, а у некоторых детей она прослеживается даже в младенчестве.

Под понятием «медлительный ребенок» могут скрываться разнообразные проблемы, связанные с обстановкой в семье и здоровьем ребенка. Поэтому семейный или детский психолог используют системный подход в исследовании детской психики, то есть рассматривают все системы организма во взаимосвязи.

У одних детей медлительность может быть связана с особенностями нервной системы, у других — с органическими изменениями структуры мозга, полученными например, в результате родовой травмы и т.д. Иногда ритм и темп деятельности у малыша мененяется из-за неблагополучного климата в семье, конфликтными отношениями между родителями и ребенком.

Такая проблема может стать причиной отставаний в учебе, плохой концентрации внимания на уроках, формирования страха перед школой и развития детских неврозов.

Нет двух одинаковых детей, каждый ребенок уникален, и выявление причин его медлительности лучше доверить специалистам — педиатрам, детстким невропатологам , психоневрологам, детским и семейным психологам и детским психоаналитикам.

Причины медлительности детей

1. Ослабленность, повышенная утомляемость ребенка после перенесеенного острого заболевания или наличие хронического заболевания может вызвать замедление темпа и ритма деятельности малыша. Для таких детей необходим адаптационный период и их «медлительность» естественно закончится после полного выздоровления и восстановления сил. С медлительностью, вызванной подобными причинами родителям помогут справиться педиатры, наблюдающие ребенка с момента его рождения. В некоторых случаях бывает достаточно провести общеукрепляющую витаминную терапию.

2. Причиной изменения темпа и ритма деятельности ребенка может быть врожденная патология головного мозга, связанная с последствиями тяжелого протекания беременности , трудными родами или недоношенной беременностью, когда все системы организма ребенка являются на свет незрелыми или поврежденными. Такие случаи являются прерогативой детских невропатологов, психоневрологов, детских психоаналитиков и психологов. Органическая патология часто служит фоном для различных нарушений развития психики ребенкаТакому капуше необходимо длительное наблюдение специалистами, иногда вплоть до подросткового возраста и старше. Только после всестороннего системного обследования ребенка, опытный врач сможет подобрать ему индивидуальную медикаментозную терапию, а психолог и психоаналитик помочь разрешить его внутренние конфликты.

3. Иногда медлительность ребенка рассматривается как этап нормального развития в раннем возрасте. В этот период (от 1,5 до 3 лет) неторопливость ребенка может быть связана с естественным недоразвитием моторики, особенно это касается моторики пальцев рук, которые еще не позволяет действовать быстро, четко и красиво. Дети изо всех сил стараются завязывать шнурки, застегивать пуговицы, но руки и пальцы еще не обладают той гибкостью и проворностью, как у мамы или воспитателя детского сада, вызывая у взрослых и родителей непонятное для дошкольника раздражение, и даже незаслуженное унижение ими ребенка, который стремится к самостоятельности. Такая «этапная» замедленность у каждого ребенка с возрастом проходит.

4. В последнее время специалисты много внимания уделяют леворукости детей. Эта проблема также может также стать причиной медлительности ребенка, если в детском саду, школе или дома с должным вниманием не относятся к этой особенности. Переучивание леворукого ребенка есть и писать правой рукой, может привести не только к замедлению темпа и нарушению ритма его деятельности, но и к нарушению гармоничного развития личности. Врожденная леворукость переучиванию не подлежит.

5. Особенности темперамента ребенка-флегматика — классический случай ярко выраженной медлительности. Такой малыш спешки просто не выносит. При своей неторопливости он отличается солидностью и рассудительностью. Что бы не делал, — он предпочитает уже проверенные, привычные способы и делает все обстоятельно, упорно преодолевая препятствия. Отвлечь его от намеченной цели очень трудно, свои решения он не меняет, а если их надо отстоять, то проявляет в этом завидное упрямство. Ко всему новому он привыкает с трудом, но зато его психика крайне устойчива к любым внешним раздражителям, вывести его из себя почти невозможно. Малыш-флегматик очень сдержан в проявлении эмоций, зато чувства его глубоки и постоянны. Друзей такой ребенок находит с трудом, но в дружбе проявляется завидное постоянство и преданность. Ребенок-флегматик абсолютно неконфликтен и неагрессивен, он предпочитает уходить от борьбы и лишний раз не рисковать. Больше всего флегматик боится перемен, отступлений от привычного ритма жизни. Родителям следует помнить, что темперамент ребенка -это врожденная черта (как и цвет глаз, форма носа), которую в своем малыше нужно научиться принимать.

6. Любые кризисные моменты в жизни семьи, как то: развод, переезд в новый город, переход ребенка в новую школу или детский сад, конфликты между родителями или другими членами семьи, являются для ребенка стрессовыми факторами. Нестабильная детская психика подвергается большому испытанию. Повышается тревожность, с которой малыш может бессознательно пытаться справиться замедлением общей активности, а также торможением выполнения различных действий.

7. Нерасторопность малыша может быть проявлением дисгармоничных отношений между взрослым (например, матерью) и ребенком. Всегда спешащая, часто отсутствующая и много работающая мама, которая поручает или перекладывает воспитание ребенка на плечи бабушки или няни, теряет эмоциональный контакт с ребенком. Малыш старается привлечь внимание матери своей медлительностью, продлить взаимодействие с ней. Также заторможенность малыша может являться скрытой формой выражения протеста против недостатка эмоционального тепла, внимания и любви со стороны матери и отца. Эти и другие дисгармоничные отношения в семье могут быть скорректированы в ходе кропотливой работы с психологом или психоаналитиком. И участие в ней всех членов семьи — залог успеха.

8. Авторитарный стиль воспитания в семье, жесткое принуждение ребенка к выполнению тех или иных требований, постоянный контроль за исполнением поставленных задач, а также строгие меры наказания за непослушание могут явиться причинами снижения детской активности и формирования неврозов. Медлительность может быть способом контроля и манипулирования ребенка родителями. С помощью медлительности малыш иногда протестует против обучения его, например, музыке. Такой скрытый или явный протест возможен и в случае конфликта с воспитателем в садике. Тогда неторопливость не распространяется на всю деятельность, а только на отдельные ситуации. Другие стороны жизни при этом протекают к обычном темпе. В этом случае родителям необходимо пересмотреть свой стиль воспитания.

9. Часто раздражение и нетерпение родителей вызывает излишняя, на их взгляд, мечтательность детей, которые обычно не отличаются флегматичным темпераментом, но иногда действуют как заядлые медлительные дети. Погружаясь часто и надолго «в мечты» каждый раз, когда необходимо что-то сделать, ребенок может выражать таким способом как протест по отношению ко взрослым, так и проявлять подобным образом свои внутренние конфликты. еВ целом это могут быть самые обычные дети, без каких-либо нарушений.

Источник>>

Ребенок -флегматик

Младенец-флегматик способен спать сутки напролет. Погружаясь в сон, он избегает контактов. Он редко «закатывает истерики», но и особого любопытства не выказывает. Даже если в первое время его интерес к Вам и окружающему миру будет не долгим, не оставляйте попытки его «расшевелить», дать почувствовать, что бодрствовать и узнавать что-то новое тоже приятно.

Подрастая, такой малыш в любых ситуациях остается спокоен и нетороплив. Флегматик трудно сходится с людьми, учите его общаться. Ребятишки такого типа очень ранимы, а потому не забывайте хвалить их за успехи, вселяйте уверенность в себе. Не раздражайтесь, старайтесь преодолеть вялость и инертность

Одним из самых простых и, вместе с тем, самых сложных типов темперамента считается флегматический. Флегматики обычно сильные, немного медлительные люди со спокойным и уравновешенным характером. Они терпеливы, выдержаны, выносливы и хорошо владеют собой, поэтому настроение у них меняется медленно. Ребенок-флегматик не отличается общительностью, любит постоянство и плохо приспосабливается к переменам. Переход от одного занятия к другому дается ему с трудом и требует времени.

Медлительность и уравновешенность людей с этим типом темперамента проявляется еще в младенчестве. Такие малыши много спят, а если просыпаются, то обычно ведут себя спокойно, редко плачут или смеются. Флегматики легко засыпают вечером, но по утрам часто бывают вялыми, потому что вставать им трудно. Они не отличаются выразительной мимикой, редко проявляют эмоции, смеются или плачут. В движениях флегматика ощущаются плавность и медлительность, говорит он тоже не быстро, делая паузы между словами и предложениями. Из-за медленной реакции флегматичные люди часто кажутся туповатыми. К тому же, они обычно долго раздумывают, прежде чем приступить к какому-нибудь делу, зато могут хорошо выполнять однообразную работу, которая их не утомляет.

Человек с флегматическим темпераментом обычно ведет себя очень спокойно, крайне редко выходит из себя и разозлить его тоже трудно. На то, чтобы чему-нибудь научиться, ему может потребоваться много времени, но зато в результате вырабатываются очень устойчивые навыки и привычки, которые, однажды сформировавшись, могут оставаться неизменными всю жизнь.

В детском саду малыши-флегматики сначала чувствуют себя неуютно и не хотят участвовать в развлечениях. Им сложно приспосабливаться к новому режиму, новым требованиям, расставаться с родителями. Вообще, флегматик сходится с людьми тяжело и заводит новые знакомства неохотно. Но, привыкнув к обстановке, ребенок тщательно соблюдает все правила поведения и слушается старших. Если ему поручено какое-то дело, можно быть уверенным, что флегматик доведет все до конца. Но вот торопить его при этом нельзя, а ведь такую ошибку нередко совершают родители, которых нервирует природная медлительность ребенка. Делать замечания и сердиться не стоит, от этого флегматик приходит в еще более заторможенное состояние и вообще перестает на что-либо реагировать. Бывает и так, что родители, желая помочь, начинают все делать за ребенка, который, по их мнению, слишком медленно одевается, умывается или убирает игрушки. Ни к чему хорошему это, конечно, не приведет, потому что тогда флегматик так и не научится самостоятельности, начнет сомневаться в собственных силах. Быстрота и спешка будут вызывать у него только неприязнь, и ребенок может стать еще менее активным. Но, понемногу упражняясь в разных видах деятельности, дети-флегматики со временем учатся действовать быстрее.

Родители должны побуждать ребенка участвовать в соревновательных играх, чтобы он учился преодолевать трудности и побеждать. По собственной воле флегматичный малыш никогда не проявит активности: он готов часами сидеть в углу, занимаясь с любимыми игрушками. Некоторым родителям нравится, что чадо их не беспокоит, но они забывают о том, что такое поведение в детском возрасте приведет к пассивности в будущем. Подвижные игры стимулируют быстроту реакции и поэтому необходимы. Считается, что дружбу флегматичного карапуза с активным и живым ребенком, нужно поощрять. Но родителям стоит присмотреться к отношениям между детьми, ведь иногда получается так, что более расторопный и сообразительный малыш постоянно командует флегматиком, а тот охотно подчиняется.

В уравновешенности и спокойствии флегматичных по темпераменту детей скрывается и еще один недостаток: они малоэмоциональны и реагируют на все как бы вполсилы. Эта постоянная умиротворенность может даже привести к тому, что ребенок вырастет ленивым и равнодушным ко всему, кроме самых элементарных потребностей. Родители должны с детства приучать флегматика к отзывчивости и чуткости по отношению к другим людям, пробуждать в нем активность и учить его помогать окружающим
Источник>>

Медлительный ребенок и школа

Рекомендации родителям медлительного ребенка

медлительный ребенок

На примере медлительных детей мы можем воочию понять, сколь значимый реальный смысл имеет тезис, с которым «вообще» все соглашаются, а на деле пренебрегают: дети — разные. У подвижных детей ускорение темпа подачи сигналов оказывает стимулирующее влияние на протекание нервных процессов. А у медлительных детей при ускорении темпа подачи сигналов происходит снижение количества усваиваемой информации! Медлительные реагируют на нагрузку не увеличением, а дальнейшим уменьшением количества усваиваемой информации, — значит, нагрузка ведет к углублению торможения. Можете вообразить себе те трудности, которые испытывает медлительный ребенок, слушая быструю речь или следя за быстрым показом учебного материала! Он не успевает уловить суть рассказа или объяснения; естественно, большая или меньшая часть слышимого и видимого не усваивается. А вот если повторить то же еще раз или говорить медленнее, такие дети прекрасно справились бы с заданием! Но это, увы, не всегда возможно в классе; поэтому помочь ребенку могут родители.

Советуем родителям: не только подробно разбирать все непонятное, не усвоенное на уроке, но даже идти на шаг впереди, чтобы уже накануне ребенок знал, что будет делать на уроке, чтобы успевал уловить мысль и действия учителя. Если не дать ребенку такого предварительного запаса, то очень быстро будут накапливаться пробелы; а ведь догонять таким детям особенно трудно!

Читать далее:Помогает ли тренировка медлительным детям?

Как научить ребенка чувству времени

время, медлительность, медленный ребенок

А вы думали над тем, что вечно опаздывающий ваш друг, вырос из ребенка, которого родители забыли или не смогли научить ценить и чувствовать время. А это не только умение — узнавать по циферблату, который час. Родители должны помочь ребенку развить внутреннее ощущение протяженности времени, действительно нужного, чтобы закончить дело, выполнить задание, или дождаться дня рождения. А ваш ребенок знает, за какое время он может почистить зубы, съесть манную кашу, или дойти до бассейна?
Дети до пяти лет вообще не задумываются, если им во время не подсказать, что выполнение любого действия измеряется временем. И, научить ребенка чувствовать время, ценить его – ваша важная задача, чтобы потом не ругать ребенка, за вечные опоздания, не успевания, не собранность, медлительность, и не возмущаться, что он опять не чего не успел во время.
А как научиться чувствовать время, если тебе не дают им распоряжаться? В большинстве случаев право распределять время ребенка, находится у родителей. Мамы и папы решают, во сколько ему вставать, играть, рисовать, идти в на прогулку, и смотреть мультики. Когда весь распорядок дня спланирован за ребенка – у него нет не возможности, не потребности, учиться ценить время. Но есть и другая крайность – режима дня нет вовсе, и временные рамки не как не ограничиваются. Захочет, проснется, захочет, поест, сколько хочет – столько и играет, и ребенок живет в стране, под названием « БЕЗВРЕМЕНЬЕ» и тоже не может научиться чувствовать время.
Вспомните, вы, куда то опаздываете, зовете ребенка одеваться и обуваться, а он не идет. Вы сразу прокручиваете мысли – он меня не слышит, он вредничает, но он просто опять ушел в свою страну « БЕЗВРЕМЕНЬЕ». Искажения реального времени у детей считаются вполне естественными. Для ребенка типичны два состояния: или он увлечен любимым занятием и тогда время для него не существует, либо он не знает, чем ему заняться, слоняется без дела, ждет мультфильм, или начало праздника, и тогда время для него время, как бы останавливается.
Так что же делать маме, у которой начальник с очень хорошим чувством времени, и который сурово наказывает за опоздание, а ребенок не хочет одеваться, и идти в детский сад. Обычно родители начинают нервничать, кричать, негодовать, а ребенок все равно, не собирается заканчивать игру.
А что поможет? Подойдите к ребенку и вникните в его мир игры, затем каким-то образом отреагируйте на него, на его игру, задайте вопросы, а затем переключите игру на ее окончание. Регламентируйте время занятий ребенка, но не количеством минут, которые ребенок не сможет осознать, а количеством операций: «Вот давай дорисуем здесь цветы и идем одеваться», «Досматривай, эту серию и идем ложиться спать», «Твои куклы пойдут в гости, и будут гостить до твоего возвращения из садика»… Да на это уйдет от 3-7минут, но зато спасет от конфликта, от стресса вас и вашего ребенка.

Что еще можно сделать?

• Засекайте время, которое необходимо вам, чтобы добраться от дома до магазина, или садика. Первый раз пройдитесь нормальным шагом, в другой раз быстрым, или пройдитесь совсем медленно. После таких экспериментов, договоритесь с ребенком, что утром, чтобы не опаздывать, вы будете идти в быстром темпе, а вечером в том темпе, который более комфортен ему. И главное, сдержите свое обещание.
• Спросите, что ребенок сможет сделать за 5 минут. Возможно, он скажет, что протереть пыль. Попросите сразу же выполнить его это задание, и вы вместе засеките, сколько у него уйдет на это времени. После этого обязательно обсудите разницу между реальным и предполагаемым временем. Потом посмотрите, что он успеет сделать за 7, 10, 15 минут. Такие занятия позволяют ребенку понять, что не во всех делах время их выполнения зависит только от него, что есть объективно определяемое время. Например, если он захочет проверить за какое время он сможет добраться до дачи, то он не сможет это сделать, быстрее, чем по расписанию придет электричка, и отвезет вас за город. Но в его силах успеть на электричку, которая приходит раньше!
• Предлагайте ребенку, хотя бы иногда, прежде чем начать какое-то дело (умывание, одевание, прием пищи и т.д.), посмотреть на часы и запомнить расположение стрелок на циферблате, а затем сравнить, как изменилось их расположение после окончания занятия.

Кольцова М.М. Медлительные дети.

Книга посвящена специфическим проблемам медлительных детей и путям их решения. Приведено подробное физиологическое обоснование поведения таких детей и рекомендации по их воспитанию и обучению. Книга обращена в первую очередь к родителям детей-дошкольников. В книгу включен блок игр для тренировки подвижности нервных процессов.

Оглавление.

1. Почему возник вопрос о медлительных детях?
2. Что такое подвижность нервных процессов?
3. Чем отличаются подвижные дети от медлительных?
4. Умственная работоспособность подвижных и медлительных детей.
5. Особенности процесса торможения у подвижных и медлительных детей.
6. Восприятие и усвоение информация у подвижных и медлительных детей.
7. Как доказать, что медлительность есть типологическая особенность нервной системы.
8. Влияние условий жизни и воспитания на уровень подвижности нервных процессов.
9. Немного о тренировке.
10. Тренировка скорости движения и не только: Игры со сменой темпа движений.
- Игры с максимально быстрыми движениями.
- Игры для развития внутреннего торможения.
- Игры для будущих школьников.
11. Заключение

Прочитать книгу>>

Копуша

Рассказ

Вот только и слышу: копуша, да копуша. И про морковную запеканку Вера Степановна сказала: не ем, потому что копуша, а ела бы вареную морковку, так и копушей не была бы. В общем, обиды накопилось полно, на Веру Степановну я разозлилась сильно, а себя жалко стало. Вот, думаю, умру, тогда все узнают, какая я хорошая. Будут потом меня жалеть, плакать, но уже поздно будет. Интересно, будет плакать Вера Степановна? Вера Степановна носит очки, за толстыми стеклами у нее большие, карие добрые глаза. Я представила ее лицо и поняла – будет. Ну и пусть, подумала я, так ей и надо, никого мне не жалко. Я стала воображать, как все плачут, жалеют меня, и мне стало приятно. Потом представила, как я лежу под толстым слоем прозрачного льда и сквозь него вижу, как наверху сияют огни, ребята катаются на санках, играют в снежки, смех, музыка. А я тут, глубоко внизу, одна и всеми забытая, как сейчас. Мне стало одиноко и холодно и так жалко себя, что опять полились слезы. А скоро Новый год, елка, подарки, девочки нарядятся белочками, мальчики – зайчиками, а Вова будет медведем… Нет, не хочу умирать, передумала, не буду я их мучить, пожалею. Но что же сделать? Морковную запеканку я все равно есть не буду, но всем им докажу, никто меня больше копушей звать не будет. Думала, думала и придумала! У меня созрел план, и я спокойно заснула. Во сне я слышала, как Вера Степановна подходила ко мне, трогала лоб, укрывала одеялом.

Читать рассказ полностью>>

Озон

Неизвестно

Книга М. М. Кольцова 80 г

Книга посвящена специфическим проблемам медлительных детей и путям их решения. Опираясь на многолетнюю экспериментальную работу лаборатории высшей нервной деятельно�…

Почему они такие разные? Характер и темперамент вашего ребенка

Книга Е. Н. Корнеева 100 г

Книга рассказывает о том, как влияет на характер поведение ребенка природа, наследственность, как с возрастом меняется его личность и поведение, о различиях в развитии и…