Николай Носов — читали, читают, будут читать!!!

Николай Носов - читали, читают, будут читать!!!

23 ноября — 100лет со дня рождения Николая Носова. Без преувеличения можно сказать, что мы все выросли рассказах и сказках: «Веселая семейка», «Мишкина каша», «Приключения Незнайки и его друзей» и многих других веселых и увлекательных произведениях, автором которых был детский писатель Николай Носов.Проходит время, однако, персонажи, придуманные Носовым, не стареют. Да им это и не грозит — даже если и появятся новые, авторы, пишущие для детей, герои Носова уже прошли проверку временем.

Николай Носов — вне времени!

Плохую детскую литературу, в отличие от плохой взрослой, легче распознать и невозможно читать. По большому счету здесь немыслимо грубое вторжение халтуры — маленький читатель более разборчив, чем большой. По гамбургскому счету — это вообще особый мир и особый способ письма, доступный не каждому, даже гениальному писателю или поэту. Вспомним попытки Бориса Пастернака или Осипа Мандельштама писать стихи для детей — классикой детской литературы они так и не стали. Получалось вымученно, как официальные стихи об эпохе или там о Сталине.

 26 июля 1976 года, умер один из немногих выдающихся детских писателей — Николай Носов. За прошедшие три десятилетия изменилось все — от общественно-экономической формации до бытового уклада. Не поменялось только восприятие Носова — его можно читать, как будто рассказы и повести были написаны вчера, а не 40, 50 или 60 лет назад.

Это — еще одно удивительное свойство детской литературы (или свойство самого детства): в рассказах Носова много деталей, которые, казалось бы, позволяют угадывать время. Комод. Леденец. Телевизор. Коньки. Летний лагерь для детсадовцев. Грядка с репкой. Аквариум с карасиком. Кочерга. Калоша. Лыжная палка. Детство проявляет интерес к деталям, распознает детали, но его восприятие действительности универсально — и проза для детей становится вневременной, при этом неся в себе прямые указания на приметы быта другой эпохи. (Об этом свойстве мы еще поговорим ниже.)

Потому так важна в детской литературе иллюстрация. Потому во многом благодаря выдающимся рисовальщикам детская литература пережила свой расцвет в 1920-е годы. Хрестоматийные рисунки и должны сопровождать хрестоматийный текст — по этой причине сейчас все чаще переиздают детские книги с оригинальными иллюстрациями. Трудно себе представить тех же «Фантазеров» без рисунков И. Семенова в издании 1969 года. Без них даже кажется, что и текст — другой.

Главное в носовской детской прозе — ритм, который задает рассказчик. «Незнайка» во всех видах, рассказы, согласно классической традиции объединяемые в сборник «Фантазеры», и уж тем более повести для подростков все-таки предполагают, что потребитель текстов должен быть школьником, пусть и младших классов. Но читать можно детям, начиная с 3 лет (проверено неоднократными полевыми испытаниями). Увлекает тон, ритм, длина предложения, дыхание фразы. Вроде бы ничего особенного, а ребенка завораживает и заставляет слушать. Это еще один секрет настоящей детской литературы, разгадать который невозможно.

У великих детских писателей яркие биографии. Чем только не увлекался Николай Носов, включая химию и мультипликацию. Другой, сопоставимый по влиянию на многочисленные поколения детей писатель, Виктор Драгунский, даже работал в цирке. Гениальный детский писатель обязательно одарен разносторонне. Возможно, в этом тоже один из секретов успеха.

Андрей Колесников

Биография

Родился Николай Носов в 1908 году в семье актера. Детство его прошло в поселке Ирпень, недалеко от Киева, где мальчик и начал в гимназии.
После 1917 года гимназия была реорганизована в школу-семилетку. Закончив ее, он работал чернорабочим на бетонном заводе в Ирпени, потом на кирпичном в городе Буча. Постоянно в эти годы занимался самообразованием. Искусство влекло его в свои прекрасные объятья с отрочества. Девятнадцати лет он выдержал экзамен в Киевский художественный институт. В 1929 году перевелся в Московский государственный институт кинематографии и до 1951 года работал в сфере кино: режиссер, постановщик мультипликационных, научных, учебных картин. В годы Великой Отечественной войны ставил военно-технические фильмы.
По словам самого Носова, в литературу он пришел случайно: родился сын, и нужно было рассказывать ему все новые и новые сказки, забавные рассказы для него и его приятелей-дошкольников… «Постепенно я понял, что сочинять для детей — наилучшая работа. Она требует очень много знаний, и не только литературных, еще больше психологии детей. Главное — любви к ним. И уважения. Я понял, когда у меня рос сын, что к детям нужно относиться с самым большим и очень теплым уважением», — говорил автор повести «Витя Малеев в школе и дома», когда ее обсуждали в творческом объединении детских и юношеских писателей Москвы, а вышла она в свет в уже упоминавшемся 1957 году.
Первым рассказом Н.Н.Носова был «Затейники» (1938 год). Первая тоненькая книжка — в 1945 году. Называлась она «Тук-тук-тук». Этот дружеский и дружелюбный стук услышали и дети, и издатели: «Детгиз» через год выпустил в свет следующую книгу — сборник рассказов «Ступеньки». А далее?

1 видео

  • Николай Носов - читали, читают, будут читать!!!

«Взглянуть на мир глазами ребенка». О творчестве Н.Н.Носова

Самый первый рассказ Николая Носова – «Затейники» - был опубликован в 1938 году. В последующие годы он стал писать для всесоюзных детских изданий, таких как «Костер», «Мурзилка», «Пионерская правда». Именно там впервые был напечатаны любимые всеми «Веселая семейка» - о том, как закадычные друзья Мишка и Коля задумали смастерить инкубатор и вывести цыплят; «Мишкина каша» - в котором те же два друга пытаются сварить себе на ужин кашу, а та, пакость такая, лезет и лезет из кастрюли; «Телефон» - где Мишка и Коля покупают себе практически настоящие телефонные аппараты, а потом портят и ломают их, причем, исключительно из исследовательских целей – уж очень хотелось посмотреть, как они устроены; «Дневник Коли Синицына» - о школьниках, ставших пчеловодами. Повесть «Витя Малеев в школе и дома» называют одной из самых удачных в творчестве Носова: несмотря на достаточно обычный исходный материал – пионерские сборы, школьные уроки, разговоры учителей с учениками – в ней необычайно реалистично описана повседневная жизнь мальчишек, причем сделано это настолько интересно и естественно, что любой читатель узнает в них себя. И это неудивительно – ведь очень многие сюжеты Николай Носов не выдумывал, а брал из жизни, общаясь с сыном и его приятелями, подсматривая и находя повсюду: на улице, в гостях, в школах, куда его приглашали на творческие встречи…

В одной из сопроводительных статей к сборнику рассказов Николая Носова есть забавный комментарий: «Перед тем, как читать эти рассказы и повести, подумайте о своих близких! Ведь это именно им придется туго, когда вы решите соорудить инкубатор или развести пчел, или, на худой конец, преподать собаке несколько уроков математики. А в том, что вы обязательно захотите все это сделать, никто и не сомневается. Николай Носов так заразительно умеет рассказывать о всяких разных делах своих героев, что просто невозможно устоять перед соблазном сделать все самому!» И в самом деле: сделать хочется, проверено на себе! Автор статьи - примерно лет двадцать назад – после рассказов «Каток» и «Горка» подбила всех друзей во дворе расчистить площадку, насыпать кучу для горки, натаскать воды и устроить все так, как написано у Носова. Однако, шланга с водой для катка нам никто не дал, да и взрослые жители двора стали ругаться – прямо как в рассказах! Но горку мы все-ж таки соорудили и залили… Наверное, каждый может вспомнить что-то подобное из детства. А кто из нас не хохотал над «Живой шляпой» и «Бобиком в гостях у Барбоса»? Животные в рассказах Носова тоже становились добрыми и юморными персонажами… Удивительно, но современники Николая Носова рассказывают, что сам писатель был довольно сдержанным, молчаливым и даже замкнутым; он был невысокого роста, с тихим глуховатым голосом. И только взгляд его был цепким, наблюдательным и живым: «улыбался он чаще лишь глазами». Наверное, именно благодаря своей наблюдательности и немногословности писатель мог создавать из подсмотренного в жизни такие смешные и понятные каждому истории.
Николай Носов написал достаточно много рассказов и сказок для детей, но до сих пор не все знают, что у него есть и несколько произведений, рассчитанных на более взрослую аудиторию. Прежде всего это, конечно, «Повесть о моем друге Игоре», автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца» и циклы фельетонов «Иронические юморески».

«Повесть о моем друге Игоре» (1970) еще называют продолжением традиции Корнея Чуковского (имеется в виду его повесть «От двух до пяти»). Игорь – это родной внук Николая Носова, за которым он наблюдает с двухлетнего возраста и записывает все интересные и смешные поступки, фразочки и размышления растущего пацаненка. Чрезвычайно увлекательное повествование! Это, по сути, художественный дневник дедушки Носова, каждая запись в котором – проявление любви к внуку и безграничного удивления… «Я увидел в ребенке то, чего не замечал раньше и чего, как мне казалось, не замечали другие!» - писал он.

«Иронические юморески» публиковались в периодической печати в 50-е и 60-е годы. В книгу они были собраны в 1969 году. Темы фельетонов – самые разные и злободневные: «Стоит ли называть своих родителей предками», «О детских игрушечках, глупых шуточках и пр.», «Об употреблении спиртных напитков», «О литературном мастерстве»… Многие из них и сегодня не утратили актуальности.

«Тайна на дне колодца» (1974) – настоящее автобиографическое повествование. Николай Носов рассказывает о своих детских и подростковых годах – до момента поступления в художественный институт. «Герой моей новой повести – я сам, - говорил он, - но, когда я писал, мне хотелось, чтобы читатели увидели в моем герое не только меня, но и себя… И, если ты мальчик или девочка, не смущайся, что моя повесть напечатана в журнале для взрослых. Бери и читай! Ты все поймешь. И если вы юноша или девушка, или совсем взрослый человек, не смотрите, что книга о ребенке. Читайте. И вы увидите, что ребенок такой же человек, как и мы с вами, а мы с вами – все те же дети…» Несмотря на то, что описываемые события – из его собственной жизни, Николай Носов говорил, что главный замысел этой повести был в том, чтобы показать, что ребенок мыслит и чувствует не так, как взрослый – а понимание этой стороны очень важно для воспитания: «Имея дело с ребенком, взрослый должен стать на его точку зрения, попытаться взглянуть на мир глазами ребенка!»

У этой повести должно было быть продолжение: герой Николая Носова (он сам!) взрослел и влюблялся. Даже название уже было придумано: «Повесть о первой любви». Но написать ее Николай Носов не успел…
Источник >>

Приключения Коли и Миши

Мишкина каша
Дружок
Телефон
Бенгальские огни
Тук-тук-тук
Огородники
Автомобиль
Наш каток

Весёлая семейка (Повесть)

Важное решение
Неожиданное препятствие
Выход найден
На другой день
Начало
Температура падает
Температура повышается
Майка дежурная
Всё пропало
Сбор отряда
Шефская работа
Последние приготовления
Самый тяжёлый день
Чья вина?
Когда погасла надежда
Наша ошибка
День рождения
На волю
Текст повести здесь>>

Бобик в гостях у Барбоса

1 видео

  • Николай Носов - читали, читают, будут читать!!!

Затейники

Находчивость
Метро
Живая шляпа
Огурцы
На горке
Ступеньки
Затейники
Клякса
Федина задача
Замазка
Шурик у дедушки

Цветик и Незнайка

1 видео

  • Николай Носов - читали, читают, будут читать!!!

Фантазёры

И я помогаю
Фантазёры
Приключения Толи Клюквина
Заплатка
Саша
Карасик
Про Гену

1 видео

  • Николай Носов - читали, читают, будут читать!!!

Незнайка - популярный хулиган

Не знать Незнайку невозможно. Если даже судьба обошла вас стороной, не подарив встречу со сказочной трилогией Николая Николаевича Носова, герой с таким именем наверняка известен хотя бы понаслышке. Впрочем, зачем доверяться слухам, когда мы готовы предоставить вполне конкретную и достоверную информацию?

Итак, Незнайка — самый известный коротышка Цветочного города. И хотя там живёт множество достойнейших малышей и малышек, среди которых и учёный Знайка, и знаменитый механик Шпунтик, и талантливый музыкант Гусля, именно балбес и непоседа Незнайка известен в городе всем и каждому.

Во-первых, потому что, увидев хотя бы раз, его невозможно забыть. Вызывающе пёстрый и яркий наряд и нестандартное, можно даже сказать, агрессивное поведение выделяют его в любой толпе.

Кроме того, он известный врун, хвастун и лентяй.

И хотя Незнайке далеко до идеального коротышки, почему-то именно этого неумёху и враля Николай Николаевич Носов выбрал в главные герои трёх своих сказочных романов.

Вот и спросите — почему? А мы ответим — из-за обаяния! Да! Того самого обаяния, что делает коротышку неотразимо привлекательным и даёт ему возможность с первой же минуты завоевать читательское сердце.

К тому же Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и отнюдь не лишён талантов.

Судите сами, первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей. Ну, а то, что он работал скорее в жанре шаржа, нежели реалистического портрета, говорит, на наш взгляд, только о своеобразии художественного дара.

Читать далее >>

Незнайка - как родился замысел

Из воспоминаний Носова мы можем узнать, что на мысль о создании «Незнайки» его натолкнула книжка Анны Хвольсон «Царство малюток. Приключения Мурзилки и лесных человечков» 1883 года по мотивам американских комиксов Палмера Кокса. (Глубже копать не будем, ибо увязнем в скандинавской мифологии.) Отметим сразу, что в «Малютках» Хвольсон много колоритных героев, но мало литературных идей. Книга эта была впоследствии не раз переиздана (последний раз в 1996 году), желающие могут с ней ознакомиться, но детям лучше её не покупать. Вещица откровенно слабая и не стоит внимания. Носов придумал своих коротышек потому, что у него было много идей, но не хватало героев.

«Этим персонажам я свободно мог давать те чёрточки характеров, которые требовались по замыслу. Малютки эти, которых я называл коротышками, были удобны тем, что я мог не развивать и не углублять их характеры, загружая повествование ненужными деталями, а снабжать их отдельными чёрточками, отражать какую-нибудь одну сторону характера, что вполне вязалось с их микроскопичностью и в то же время заостряло, обобщало образ, типизировало его». — Из письма Н. Н. Носова Ю. С. Пухову.

В сущности, у Носова получилась страна, нет, целая планета лилипутов, в которой категорически не предусмотрено появление какого-нибудь Гулливера, так как больших, нормальных людей там не существует в принципе. Жители страны называются коротышками, ростом они с небольшой огурец. По половой принадлежности коротышки делятся на малышей и малышек. Среди коротышек встречаются мудрые бородатые волшебники, учение профессора и неотёсанные юнцы вроде Незнайки. То есть это, по сути, крошечные взрослые люди с чертами характера ребёнка.
Читать далее >>

Незнайка - тексты всех сказок

Мультфильмы про Незнайку

Кадры из мультфильма «Незнайка и Баррабасс», сценарий к которому написан по мотивам рисунков Палмера Кокса и рассказов Анны Хвольсон
Николай Носов - читали, читают, будут читать!!!

Обложка книжки 1890 года издания канадского писателя и художника Палмера Кокса
Николай Носов - читали, читают, будут читать!!!

Кукольный мультик про Незнайку помнят все дети 70-х
Николай Носов - читали, читают, будут читать!!!

«Незнайка на Луне» — первый российский полнометражный мультфильм
Николай Носов - читали, читают, будут читать!!!
Мультфильмы про Незнайку — лучший способ заработать деньги

Снимать грандиозные мультфильмы про Незнайку стало в России доброй традицией. Удивительно, но именно на этом сюжете отечественные мультипликаторы зарабатывают самые крупные гонорары. Ещё в 1996 году компания «Русское золото» инвестировала в проект полнометражного анимационного фильма по повести Носова около $3 миллионов. Результат не заставил себя ждать: уже через год в прокат вышел первый российский полнометражный мультфильм «Незнайка на Луне». Позже он получил массу наград, среди которых, к примеру, приз за «Лучший мультипликационный фильм года».

Источник >>

Мультфильмы про Незнайку

Конструктор мультфильмов: Незнайка на Луне

С помощью развивающей компьютерной программы «Конструктор мультфильмов: Незнайка на Луне» любой ребенок на своем домашнем компьютере сможет самостоятельно сделать настоящий мультфильм!

Аудиокниги по произведениям Николая и Игоря Носовых

Фильмы, снятые по сценариям Н.Носова

Николай Носов - читали, читают, будут читать!!!

Николай Носов - читали, читают, будут читать!!!

0 видео

    Внук Носова о дедушке

    — У вашего деда есть повесть “О моем друге Игоре”. В дневнике наблюдений он отметил ваши первые слова, поступки, ассоциации. А что вы можете рассказать о вашем друге — дедушке Николае?

    Когда я был маленьким, то называл дедушку “дидя” и очень любил с ним играть. Одно время мы жили с ним в одной квартире. И волей-неволей его рабочий день начинался с меня, потому что я будил его. Для меня дед провел в свою комнату миниатюрный звонок, работавший от электрической батарейки. К этой кнопке в коридоре я и бежал утром. Я не только будил дедушку, но и требовал его внимания весь день. Когда дед работал, он разрешал мне сидеть у него под столом... Во всех забавах дедушка участвовал со мной на равных — ползал по ковру, расставлял фигурки, даже устраивал “нечаянные” аварии. Когда “морские бои” происходили в ванной, он изо всех сил дул на кораблики, которые тонули вместе с пластилиновыми матросами, и мы их спасали.

    Как–то из бабушкиного чулка мы с ним сделали сачок и пошли ловить тритонов и лягушек. Любовались ими и отпускали. А еще мы часто гуляли с дедом вдоль железной дороги у Киевского вокзала. Он водил меня за руку по путям и объяснял, чем отличается паровоз от электровоза, зачем нужны семафоры с синими глазами... Однажды на товарной станции мы обнаружили огромную гору песка, забрались на нее и стали строить замки, крепостные стены и дороги. Это был наш собственный город, и я долго не хотел уходить, боясь, что кто–нибудь его разрушит. На следующий день мы снова пришли на станцию, прихватив с собой игрушечные машинки и солдатиков. Перечитывая книги о Незнайке и его друзьях, я вспоминаю наш песочный городок…

    О том, что Николай Николаевич всячески поощрял интересы детей, вспоминал сын писателя — Петр. В детстве он мечтал о большом аквариуме. Отец предложил сделать его самим. В одном из букинистических магазинов они раздобыли книгу про аквариумы. В середине комнаты в коммунальной квартире Носов-большой и Носов-маленький замесили цемент, установили толстые стекла, добытые с большим трудом. Две недели сооружение сохло. Когда уже были приготовлены ракушки, оказалось, что аквариум невозможно сдвинуть с места… Так он и остался стоять посреди комнаты пустым. Его прикрыли столом. Через год Николай Николаевич купил сыну настоящий аквариум, а когда разломали самоделку, оказалось, что пол под ним прогнил… Стол пришлось оставить на прежнем месте…
    Читать далее >>

    Яндекс.Метрика