Готовы ли вы и ваш ребенок к школе?

Готовы ли вы и ваш ребенок к школе?

До 1 сентября еще далеко, однако зачисление в школы будущих первоклассников уже идет вовсю. Часто родители оказываются буквально на распутье: отдавать ребенка в школу в этом году или в следующем? Что лучше — начать школьную жизнь раньше или позже? Одни говорят «чем раньше начнешь, тем легче будет», а другие утверждают «не стоит лишать ребенка детства». Кто же прав? Вообще тут нет общих правил — все зависит от конкретного ребенка, от его желания учиться и от его личной, индивидуальной готовности

Готов ли ребенок к школе?

Если ребенок научился читать и считать, родители думают, что он готов к обучению в школе. К сожалению, этого, как правило, недостаточно. Ребенок должен быть готов к школе психологически. Специалисты выделяют два вида психологической готовности: личностную и интеллектуальную.

Личностная готовность к школе подразумевает определенное отношение к себе, к своим способностям. Самооценка школьника не должна быть завышенной. Если ребенок заявляет, что он «хороший», его рисунок «самый лучший» (что типично для дошкольника), ему будет тяжело на занятиях в школе. Такие ребята, проявляя детскую непосредственность, на уроке отвечают одновременно, не поднимая руки и перебивая друг друга, делятся с учителем своими соображениями и чувствами. Например, когда на уроке математики учитель зачитывает условие задачи: «Дети поехали за грибами. Маша нашла 4 гриба, а Витя на 2 гриба больше. Сколько грибов нашли дети?» 6-летние первоклассники, едва заслушав, сообщают: «А мы тоже ездили за грибами!» Кроме того, они включаются в работу только при непосредственном обращении к ним учителя, а остальное время отвлекаются, не следят за происходящим в классе, нарушают дисциплину, что разрушает их собственную учебную работу и мешает остальным ученикам. Обладая завышенной самооценкой, они обижаются на замечания, жалуются, что уроки неинтересные, а учительница — плохая или злая.
Существуют определенные приемы для определения личностной готовности школьника. Например, преобладание у ребенка познавательного или игрового мотива определяется по выбору деятельности — прослушивания сказки или игры с игрушками. После того, как ребенок рассмотрел в течение минуты игрушки, находящиеся в комнате, ему начинают читать сказку и на самом интересном месте прерывают чтение. Психолог спрашивает, что ему сейчас больше хочется — дослушать сказку или поиграть с игрушками. Очевидно, что при личностной готовности к школе ребенок предпочтет узнать, что произойдет в сказке. Детей, не готовых к обучению, больше привлекает игра.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием мыслительных процессов — способностью ребенка обобщать и сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять зависимости, делать выводы. Интеллектуальная неготовность к школе приводит к тому, что ученик не может понять учителя и выполнить его требования, отсюда — низкие оценки. А то, что не получается, ребенок делать не хочет. Иногда дети, обладающие богатым словарным запасом, речь которых изобилует «взрослыми» фразами, и которых считают вундеркиндами, недостаточно полно включаются в практическую деятельность, игры с другими детьми. Поэтому у них слабо развито образное мышление, что приводит к трудностям в учебе.
Залогом успешной учебы школьника должно стать его стремление к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям, «ответственным» поручениям. Ведь очень трудно научить ребенка чему-то, если он сам этого не хочет. Желание учиться появляется под влиянием взрослых, которые определяют школьное обучение, как новый этап в жизни ребенка, этап взросления. Влияет и отношение других детей, желание сравняться со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника. Первоначально детей привлекает внешняя атрибутика школьной жизни — разноцветные портфели, красивые пеналы, ручки и т.п. Возникает потребность в новых впечатлениях, новой обстановке, встрече с новыми друзьями. И лишь затем появляется желание учиться, узнавать что-то новое, получать за свою «работу» отметки (конечно, самые лучшие) и просто похвалу от всех окружающих. Стремление ребенка стать более взрослым, школьником способствует постепенному развитию ответственного отношения к школьным обязанностям: ребенок будет выполнять не только интересные для него задания, но и любую учебную работу.
Под руководством психолога Д.Б.Эльконина был проведен интересный эксперимент. Перед ребенком — горка спичек. Экспериментатор просит брать по одной и перекладывать их в другое место. Правила нарочно сделаны бессмысленными. Испытуемыми были дети 5, 6 и 7 лет. Экспериментатор выходил, но наблюдал за детьми из другой комнаты через зеркало Гезелла. Дети, которые готовятся к школе, скрупулезно выполняют эту работу и могут сидеть за этим занятием час. Дети поменьше некоторое время продолжают перекладывать спички, а потом начинают что-то строить. Самые маленькие привносят в эти занятия свою собственную задачу. Когда происходит насыщение, экспериментатор входит и просит поработать еще: «Давай договоримся, вот эту кучку спичек сделаем и все». И более старший ребенок продолжал эту однотонную, бессмысленную работу, потому, что он договорился со взрослым. Детям среднего дошкольного возраста экспериментатор говорил: «Я уйду, а Буратино останется». Поведение ребенка менялось: он посматривал на Буратино и делал все правильно. Если несколько раз осуществить это действие с Буратино, то и без него дети начинают подчиняться правилу. Этот эксперимент показал, что за выполнением правил лежит система отношений ребенка со взрослым человеком. Постепенно ребенок привыкает выполнять необходимые правила поведения и обучения.
Подготовка в дошкольном возрасте включает обучение читать, считать, писать. Но это проводится, как правило, в игровой форме. И готовность ребенка определяется тем, как он играет, подчиняется ли он правилам, берет ли на себя различные роли. Для ребенка, поступающего в школу, очень важно отношение к учителю, сверстникам, самому себе. Взрослый, по мнению психолога М.И.Лисиной, должен стать непререкаемым авторитетом. Его требования выполняются, на его замечания не обижаются, напротив, стараются исправить ошибки, переделать неправильно выполненную работу. При таком отношении ко взрослому облегчается общение на уроке, когда нельзя поговорить на посторонние темы, поделиться своими переживаниями, а можно только отвечать на поставленные вопросы и самому задавать вопросы по делу, предварительно подняв руку. Дети, готовые в этом плане к школьному обучению, понимают правила учебного общения и, подчиняясь школьным правилам, адекватно ведут себя на уроках.
Д.Б.Эльконин, много лет проработавший учителем начальных классов, вспоминал, как первоклассников на первом уроке попросили нарисовать 4 кружочка, а затем раскрасить три желтым и один — синим. Дети красили разными цветами и говорили: «Так красиво». Это наблюдение показывает, что дети еще не готовы к школьному обучению и школьные правила еще не стали правилами поведения ребенка; с таким детьми надо еще работать.
И личностная и интеллектуальная готовность к школе формируются постепенно. Родители должны ответственно подойти к подготовке своих детей к школе. Ведь от этого зависят успехи ребенка в учебе, адаптация его в новых условиях и безболезненное вхождение в новую систему отношений с одноклассниками и учителями.
Источник>>

1 видео

Есть ли у ребенка желание учиться?

Как это узнать? Сочините небольшую сказку, в которой каждый персонаж по-своему объясняет свое желание учиться. Один говорит: «Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. А если бы не мама, то я в школу бы и не ходил». Второй: «Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, узнавать новое, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я все равно бы учился». Третий: «Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Четвертый: «Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Пятый: «Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься – можешь стать, кем захочешь». А шестой: «Я хожу в школу, потому что получаю там «пятерки». А потом спросите своего малыша, как он считает, почему надо учиться? У него может быть несколько соображений по этому поводу, но если среди них нет учебно-познавательного мотива, задумайтесь, не рано ли загружать его такой, хоть и интересной, но все-таки тяжелой работой, как учеба.

Может ли он контролировать себя?
Есть такая игра: «да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «ты любишь шоколад?», «какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если ребенок успешно справляется с заданием, отвечает без ошибок почти на все вопросы, значит, уровень самоконтроля у него достаточно высок.

Развита ли у него речь?
Это один самых важных критериев готовности к школьному обучению. Ребенок должен уметь пересказывать небольшие сюжетные рассказы (не больше 6–7 предложений). Попросите его пересказать рассказ либо составить его по картинкам на один сюжет (как в комиксах). Картинок должно быть не очень много – 6–7. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить его умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

Различает ли он звуки?
Ребенок с хорошо развитым фонематическим слухом способен слышать и различать звуки, соотносить их с буквами, правильно их произносить. Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово несколько раз, а потом вместо него скажет другое, похожее. Задача ребенка услышать это другое слово и назвать его. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду): Гора, гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора. Голос, голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коза. Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит ребенка назвать первый и последний звуки в словах: «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук согласный, последний гласный), «индюк» (первый звук гласный, последний согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, очевидно, его фонематический слух пока не развит. Чтобы узнать, умеет ли ребенок делить слова на части (слоги), можно воспользоваться игрой под названием «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши.

Умеет ли он мыслить логически?
Попросите его закончить предложения: «если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «прошел дождь, поэтому…» и т.д. В игре «Четвертый лишний» ребенку предлагают ряды из четырех картинок. В каждом случае он должен убрать одну, на его взгляд, «лишнюю». Например, на картинках: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик. Или: хлеб, яблоко, груша, слива. Игра «Аналогии» поможет родителям определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ребенку называют три слова. Два первых из них – пара. От малыша требуется подобрать пару к третьему слову по аналогии с первой парой. Например: «день-ночь, лето –? (зима)»; «часы – время, градусник – ? (температура)», «глаз – зрение, ухо – ? (слух)». Если ребенок справляется со всеми заданиями, допускает не больше одной–двух ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Если у ребенка все эти навыки есть, он легко справится с требованиями школьной программы. Если нет – отложите букварь и займитесь развивающими играми.
Источник>>

1 видео

Психологическая подготовка ребенка к школе

Готовность ребёнка к школе определяется совокупностью его общей, интеллектуальной и психологической, подготовки. Психологическая готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком.

В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. До 6-7 - летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться. А в школе «вдруг» у вполне нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.
Как же психологически подготовить ребенка к школе?
У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки. Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.
Следующим условием успешной учебы является выработка у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно приучить детей начатое дело доводить до конца. Далее нужно подготовить дошкольника к неизбежным трудностям в учении. Сознание преодолимости этих трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.
При подготовке к школе родителям следует научить ребёнка и аналитическим навыкам: умению сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого дошкольник должен научится внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить, что и как понял ребёнок. Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а кроме того, учит связной, последовательной речи, закрепляет в словаре новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение в школе.
Ещё важно воспитать в ребёнке любознательность, произвольное внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие и волю на выполнение заданий.
Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребенка, можно предложить ему методику «Лесенка».
Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до самых плохих. Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке. У младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – она может быть выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия.
Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути. Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время.
Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.
Источник>>

1 видео

О социальной готовности ребенка к школе

Акцентируя свое внимание на интеллектуальной подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоциональную и социальную готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых существенно зависят будущие школьные успехи. Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса.
Часто родители дошкольников, рассказывая детям о школе, стараются создать эмоционально однозначный образ. То есть говорят о школе только в позитивном или только негативном ключе. Восторженные родительские отклики звучат обычно так: "В школе-то как интересно", "Отличником у нас будешь". Родители полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к учебной деятельности, которое будет способствовать школьным успехам. В действительности же ученик, настроенный на радостную, увлекательную деятельность, испытав даже незначительные негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: ситуация неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, недостаточное внимание со стороны учителя, расхождение оценки учителя с привычной родительской оценкой, а также множество подобных ситуаций.
Другие родители, понимая, что не все в школе будет у ребенка получаться с первого раза, заранее готовят его к неудачам: "Давай старайся, в школе еще труднее будет", "Это еще маленькое задание, в школе будут больше задавать". Иногда образ школы используют как устрашение: "Вот учительница тебе двоек наставит", "За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут". Такие родительские напутствия вряд ли научат малышей настойчивости в преодолении трудностей. Скорее они подготовят почву для действительных двоек и небезупречного поведения. Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не приносит пользы будущему ученику. Родителям следует сосредоточить свои усилия на более подробном знакомстве ребенка со школьными требованиями, а главное - с самим собой, своими сильными и слабыми сторонами.
Часто, стараясь быть объективными в оценивании успехов своих детей, взрослые не скупятся на критические замечания. Не замечая достижений ребенка, они добиваются в конце концов того, что ребенок отказывается от деятельности вообще, не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, обливаясь слезами или сбегая. Подобное поведение получило в поведенческой психологии название "выученной беспомощности". С помощью исследований было определено, как оно формируется. Если человек оказывается в ситуации, когда внешние события, как ему кажется, никоим образом от него не зависят, их нельзя предотвратить или видоизменить, а потом это состояние переносит на другие ситуации, то налицо "выученная беспомощность". Очень непродолжительной истории неконтролируемости внешней среды достаточно для того, чтобы выученная беспомощность начала жить собственной жизнью и управлять поведением человека. У маленького ребенка "выученная беспомощность" часто возникает из-за полного отсутствия каких-либо реакций со стороны окружающих его взрослых.
Однотипные реакции взрослых способствуют формированию беспомощности. Причем это касается как постоянно позитивных, так и постоянно негативных реакций. Воспитание детей из богатых семей с однотипно позитивными реакциями родителей так же опасно, как и неизменные наказания и недовольство. Опасность состоит именно в однотипности реакций взрослых на действия детей. Ребенок, который в ответ на разное (хорошее и плохое) поведение получает совершенно одинаковые реакции взрослых (безразличные, приятные, негативные), а в ответ на свои разные усилия (напряженные или минимальные) получает одинаковые оценки (вечное недовольство или необоснованные восторги), теряет ориентиры для управления собственной активностью.Третья причина беспомощности может состоять в том, что между действиями детей и реакциями взрослых проходит так много времени, что ребенок не может связать реакции окружения со своими собственными действиями. "Порка по пятницам, нотации по понедельникам" - это асинхронные реакции на действия. В таких случаях справедливая критика родителей перестает ассоциироваться в глазах детей с ошибками в домашнем задании, отказом мыть посуду или грубыми словами в адрес бабушки. Неодобрение взрослых воспринимается как нечто автономное, совершенно не связанное с детским поведением и поэтому теряет всякую регулирующую роль.
Выученную беспомощность гораздо легче предупредить, чем преодолеть. Поэтому родителям не стоит жалеть сил и времени на то, чтобы показать ребенку преимущества самостоятельности, не забывая при этом предоставлять разнообразную и своевременную обратную связь. Реакции взрослых должны быть разными в ответ на разные действия детей и одинаковыми - на одинаковые. [b]

Простые и ясные принципы воспитания, позволяющие избежать беспомощности, выглядят следующим образом
- Правило "Общение не роскошь". Не всегда окружающий мир как-то меняется от детских действий. Аккуратно раскрашена картинка или небрежно, повешена одежда или брошена на пол - от этого книжка не заплачет и рубашка не убежит. Вот в таких-то случаях совершенно необходима реакция взрослых. А для этого как минимум родители должны быть рядом. Поэтому первое правило звучит так: общайтесь со своими детьми, говорите им о своих чувствах, ощущениях, мнениях.
- Правило разнообразия.
В ответ на разное поведение детей родителям следует вести себя по-разному. Вы можете злиться или радоваться, можете проявлять все многообразие своих чувств, важно только показать детям, к каким их действиям эти чувства относятся.
- Правило своевременности. Промежуток времени между действием и реакцией должен быть минимальным. Реагируйте сразу вслед за действием. Особенно важно это в случае экстремального поведения, необычно плохого или необычно хорошего.
- Правило случайности. Родители могут возразить против предыдущих правил. Действительно, невозможно комментировать любое действие ребенка. Да это и не нужно. Множество специально организованных исследований показали, что несистематические и случайные последствия действуют лучше, чем постоянные. Достаточно лишь время от времени проявлять свое отношение к действиям ребенка.

Похвала может принести ребенку пользу, увеличить его уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку, если родители:
- хвалят ребенка искренне;
- высказывают одобрение не только на словах, но невербальными средствами: интонацией, мимикой, жестами, прикосновениями;
- хвалят за конкретные действия, усилия, инициативу;
- не сравнивают при этом ребенка с другими людьми.

Полезная критика
Используя похвалу в общении с ребенком, родители наверняка понимают, что обойтись без критических замечаний невозможно. Критика помогает маленькому человеку формировать реалистические представления о результатах своего труда, о собственных сильных и слабых сторонах, в конечном итоге способствует созданию адекватной самооценки. Но критика со стороны родителей может стать и разрушительной, может снижать и без того низкую самооценку ребенка, увеличивать его неуверенность и тревожность. Сделать критику полезной для малыша родители могут с помощью правил полезной критики.

Правила полезной критики:
1. Золотая пропорция воспитания. Человеку трудно согласиться с критикой в собственный адрес, если у него нет твердой уверенности в том, что он "в целом хороший", что он нужен и важен для близких людей, то есть если у человека не удовлетворены базовые психологические потребности: в безопасности, обеспеченности и стабильности, любви, чувстве принадлежности, в самоуважении и уважении другими. Удовлетворение этих потребностей так же важно для психики ребенка, как витамины - для его организма. Знаки одобрения являются одним из средств выполнения этой серьезной задачи. Этими знаками могут быть ласковый взгляд, нежное прикосновение, внимательное выслушивание и, конечно, словесная похвала. Золотая пропорция воспитания указывает на соотношение одобрения и критики в обращениях к ребенку. Это "пропорция 4 : 1": четыре знака одобрения на каждое критическое замечание. В этом случае информация, заложенная в критическом высказывании, вполне возможно, будет воспринята ребенком и использована им в своем развитии.
2. Разделение критики и чувств. Разделите критику и выражение собственных чувств. Полезная критика всегда спокойна. Если вы испытываете раздражение, обиду, злость, страх, тревогу, вам не удастся скрыть свои чувства, они обязательно прорвутся в самый неподходящий момент. Поэтому в периоды "бури" от критики лучше отказаться и оставить ее до лучших, "более спокойных" времен.
3. Доброжелательная критика. Ваша критика будет полезной для ребенка, если замечания будут говорить о вашей любви и уважении к ребенку. Любовь и уважение можно передать мягкой интонацией, добрым, внимательным взглядом, ласковыми словами: "Доченька, послушай...", "Сынок, хочу тебе сказать...".
4. Критика поступков. Полезная критика касается поступков и действий ребенка, но не его личности.
5. Конкретная критика. Полезная критика включает в себя конкретные ваши пожелания. Укажите детям конкретно, что именно не нравится вам в их действиях, убедитесь, что они вас понимают.
6. Созидательная критика. Полезная критика включает в себя не только то, что вас не удовлетворяет, но и то, что вы хотите от ребенка. Сделайте эмоциональный акцент на втором.
7. Аргументированная критика. Полезная критика включает в себя объяснения преимуществ желательного поведения. Если вы скажете ребенку: "Делай так, потому что я так сказал", то это будет приказом, а не объяснением. Малыш не сможет увидеть связи между своими действиями и пользой, которую они принесут.
8. Критика с тренировкой. Завершите вашу критику тренировкой желательного поведения. Например, после вашего замечания по поводу брошенной одежды и объяснения, как и зачем она прибирается, вы предлагаете ребенку представить, что он пришел после прогулки и переодевается. Пусть, играя, ребенок приберет одежду нужным образом. Завершение тренировки - самый подходящий момент для родительской похвалы. Такое дополнение критики поможет освоить ребенку новое, более приемлемое поведение. Между тем, что человек знает, и тем, что человек умеет, - огромная разница. Любое знание требует практики и тренировки. Вы можете подробно рассказывать сынишке, как надо кататься на велосипеде, но это не означает, что он освоит навык с первой попытки.

Читать далее>>

1 видео

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей.

К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, где он живет; знать имена и отчества своих родных и близких, кем и где они работают; хорошо ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках; знать месяцы, дни недели; различать основные виды деревьев, цветов, животных. Он должен ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем социальном окружении.
Наблюдая природу, события окружающей жизни, дети учатся находить пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.

Ребенок должен:
1. Знать о своей семье, быте.
2. Иметь запас сведений об окружающем мире, уметь ими пользоваться.
3. Уметь высказывать собственные суждения, делать выводы.

У дошкольников это во многом происходит стихийно, из опыта, и взрослые часто считают, что специального обучения здесь не требуется. Но это не так. Даже при большом количестве сведений знания ребенка не включают общую картину мира, они разрозненны и часто поверхностны. Включая смысл какого-то события, знание может закрепиться и остаться для ребенка единственно верным. Таким образом, запас знаний об окружающем мире у ребенка должен формироваться в системе и под руководством взрослого.
Хотя логические формы мышления доступны детям 6-летнего возраста, они не характерны для них. Их мышление в основном образное, опирающееся на реальные действия с предметами и замещающими их схемами, чертежами, моделями.

Интеллектуальная готовность к школе предполагает также формирование у ребенка определенных умений. Например, умение выделить учебную задачу. Это требует от ребенка способности удивляться и искать причины замеченного им сходства и различия предметов, их новых свойств.

Ребенок должен:
1. Уметь воспринимать информацию и задавать по ней вопросы.
2. Уметь принимать цель наблюдения и его осуществлять.
3. Уметь систематизировать и классифицировать признаки предметов и явлений.

В целях интеллектуальной подготовки ребенка к школе взрослые должны развивать познавательные потребности, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, предлагая соответствующие задачи, и дать необходимую систему знаний об окружающем.
В сенсорном развитии дети должны овладеть эталонами и способами обследования предметов. Отсутствие этого приводит к неудачам в учении. Например, ученики не ориентируются в тетради; допускают ошибки при написании букв Р, Я, Ь; не различают геометрическую форму, если она в другом положении; отсчитывают предметы справа налево, а не слева направо; читают справа налево.
В дошкольный период у ребенка должна быть развита звуковая культура речи. Сюда входит звукопроизношение и эмоциональная культура речи. Должен быть развит фонематический слух, иначе ребенок произносит вместо слова рыба - лыба, будут возникать ошибки в грамотности, ребенок будет пропускать слова. Невыразительная речь ведет к плохому усвоению знаков препинания, ребенок будет плохо читать стихи.
У ребенка должна быть развита разговорная речь. Он должен выражать свои мысли ясно, передавать связно то, что слышал, что встретил на прогулке, на празднике. Ребенок должен уметь выделить в рассказе главное, передавать рассказ по определенному плану.
Важно, чтобы ребенок желал узнать новое. Должен быть воспитан интерес к новым фактам, явлениям жизни.
Все психические процессы должны быть достаточно развиты. Ребенок должен уметь сосредоточить внимание на разной работе (например, написании элементов буквы).
Развитие восприятия, памяти, мышления позволяет ребенку систематически наблюдать изучаемые предметы и явления, позволяет ему выделять в предметах и явлениях существенные особенности, рассуждать и делать выводы.

Источник>>

1 видео

Выбираем школу

В ситуации выбора школы для своего ребенка мы можем оказаться не раз за его школьную жизнь. Это и поступление в первый класс, и переход в среднюю школу, и окончание основного образования (переход в десятый класс). Есть и другие ситуации, которые могут поставить нас перед выбором (переезд на новое место жительства, конфликт в прежней школе и др.). Подумайте, что важнее всего для вас, а что - для вашего ребенка, и постарайтесь исключить возможные ошибки.
Наши ожидания могут касаться самых разных сторон обучения и жизни школы.- Конечно, первое, на что мы обращаем внимание - предлагаемый уровень, качество основного образования.
- Затем - каковы возможности получения дополнительного образования: специализация (с какого возраста), разносторонность, глубина.
- Очень важно, насколько школа готова учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
- Какова общая атмосфера в школе (творческая, доброжелательная, домашняя, нетребовательная и т.д.).
- Реализуются ли в ней какие-либо новаторские, в том числе альтернативные, программы обучения, интересные формы работы с детьми - не только в учебных занятиях, но и в организации досуга?
Все эти стороны жизни школы напрямую связаны с уровнем преподавательского состава школы.
Стоит также обратить внимание:
- на средний возраст преподавателей (лучше, если представлены все возрасты);
- на то, есть ли в школе учителя-мужчины (если да, то в преподавательском коллективе, скорее всего, неплохой психологический климат);
- высока ли "текучесть педагогических кадров", в наличии ли все учителя-предметники;
- какова подготовка учителей, организовано ли регулярное повышение их квалификации и т.д.
Вы можете и не собрать полную информацию по данному вопросу. Но зато поймете, каков общий уровень квалификации учителей, не будут ли они слишком часто меняться на протяжении обучения вашего ребенка. Отдельно поинтересуйтесь, работает ли в школе постоянный психолог (ваш будущий консультант и союзник).
Существуют и более специфические особенности обучения в школе. Например, национальный состав учащихся и педагогов, преподавание национального языка, национальной истории, религиозных предметов, соблюдение культурных и народных традиций в обучении и воспитании и т. д. В последнее время возникают учебные заведения или классы с раздельным обучением для мальчиков и девочек. Обдумайте, насколько эти моменты важны для вас и вашего ребенка.
На что обратить внимание, если вы выбираете школу для будущего первоклассника?
- Успех его адаптации во многом будет зависеть от того, какой учитель ему "достанется". Постарайтесь по возможности поучаствовать в выборе учителя. Обратите внимание, со взрослыми какого возраста ваш малыш легче всего устанавливает контакт (например, с воспитателями в детском саду). Кто-то из детей быстрее находит общий язык с молодыми педагогами. Другим будет лучше в классе, которым руководит опытный, среднего возраста учитель. Третьи, возможно, комфорт нее чувствуют себя в обществе пожилого педагога.
- Очень важен и индивидуальный стиль общения педагога с его подопечными. Он напрямую не связан с возрастом учителя. Есть педагоги авторитарные, есть более "демократичные". Ориентируйтесь здесь не на свои запросы ("моего озорника нужно держать в ежовых рукавицах"), а на совместимость ребенка и учителя. Решить проблему подбора поможет консультация у психолога.
- Уточните, по какой программе будет обучаться ребенок. Если она отличается от обычной (сейчас это в основном четырехлетняя программа начальной школы, реже трехлетняя), необходимый уровень знаний для перехода в среднюю школу все равно должен быть обеспечен. Если школа предлагает обучение по системе Занкова, поинтересуйтесь, будет ли эта же система использоваться и в среднем звене.
- Очень важно, чтобы было правильно составлено расписание учебной недели, не допускались учебные перегрузки малышей.
- Узнайте, как организовано пребывание в группах продленного дня: есть ли условия для приготовления домашних заданий, для игр и тихого отдыха, работают ли во второй половине дня в школе кружки и секции и т. д.
- Поинтересуйтесь, с какими детьми ребенку предстоит вместе учиться, отдыхать. Познакомьтесь с другими родителями - от них можно узнать много интересного о школе. Но не полагайтесь всецело только на этот "источник знаний".

Источник>>