Подвижные игры для детей и их родителей

Подвижные игры для детей и их родителей

Нередко взрослые люди недоумевают: откуда у детей столько энергии и жажды деятельности? Как они могут бегать и скакать дни напролет?Все закономерно. Самой Природой заложено в детей такое поведение. Ребенок познает мир, развивается, организм растет, укрепляются мышцы, нарабатываются двигательные навыки и рефлексы. Достичь этого сидя на одном месте невозможно. Потому сами дети выбрали для себя наиболее физиологичный способ достижения этой цели — подвижные игры.

Подвижная игра, ее определение и специфика

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества.
Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Источник>>

Значение подвижных игр

подвижные игры

Подвижные игры прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т.д. Разнообразные движения требуют активной деятельности крупных и мелких мышц, способствуют лучшему обмену веществ, кровообращению, дыханию, т.е. повышению жизнедеятельности организма.
Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры, в которых развиваются движения разных видов:
бег, прыжки, лазанье и т.д. Игры подбираются с учётом возрастных особенностей детей, их возможностей выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.
Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчинятся цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших — перед началом. Подвижны игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Они входят также в состав физкультурных занятий. После того как дети усвоят игру, они могут проводить её самостоятельно.
Руководство подвижными играми с правилами заключается в следующем. Подбирая подвижную игру, воспитатель учитывает соответствие требуемого её характера двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Он следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их пере возбуждение и утомление.
Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.

Из статьи: Значение игры для всестороннего развития ребёнка

1. Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого.
2. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду.
3. Игры возникали с целью проверки готовности к жизни (обряд инициации).
4. Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения

Классификация подвижных игр

Двигательные действия подвижных игр устанавливаются правилами. Подвижные игры могут быть
индивидуальными,
коллективными.
Коллективным подвижным играм присущи:
соревновательный элемент,
взаимопомощь,
взаимовыручка в интересах достижения цели игры.
В практике используются два вида подвижных игр:

Свободные (творческие или вольные). У детей дошкольного или младшего школьного возраста игры чаще всего сюжетные. Они могут быть-
одиночными,
групповыми.
Организованные с установленными правилами.
Они разнообразны по содержанию и сложности:
простые некомандные;
более сложные, переходные к командным;
командные, некоторые из которых являются полуспортивными.
Классификация игр:
По степени сложности: от простых к более сложным. По возрасту.
По видам движений:
с элементами ОРУ,
с бегом,
прыжками,
с метанием,
По физическим качествам. игры, способствующие воспитанию: силы,
выносливости.
Подготовительные к отдельным видам спорта.
В зависимости от взаимоотношений играющих:
игроки не вступают в соприкосновение с соперником;
с ограниченным соприкосновением;
с непосредственной борьбой (контактные).

Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию/отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию/отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем), по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т.д.

Возрастные особенности подвижных игр

И для малыша, и для мамы так важно играть вместе! Для родителей дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой — самый радостный и комфортный способ узнать мир. Если ребенок умеет играть, если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями, если он научился внимательно слушать и смотреть, ему никогда не будет скучно.

От рождения до года
Общеукрепляющая гимнастика

Помогите ребенку ощутить свое тело. Для этого хорошо перед едой выложить его на животик, пробежать пальчиками правой руки от ладони к плечу левой, помассировать ножки и слегка пощекотать тут и там.
С месячного возраста можно укреплять шею и плечи малыша. Для этого на несколько минут положите его на живот и поговорите о чем-нибудь, склонившись над ним. (Но только не оставляйте грудничка одного.)
Если спинка младенца уже окрепла, он с удовольствием покачается на маминых коленях или «полетает», лежа вниз животом, на вытянутых руках. Держите его крепко! Взяв малыша за руки, помогите ему встать на ножки, а затем снова лечь на спину.
Займитесь гимнастикой. Положив ребенка на спинку на широком диване, приподнимайте его руки над головой попеременно. Затем слегка нажмите ладонями на ступни крохи, чтобы он отталкивал их, распрямляя ножки. Или покружите в «велосипед».
Игрушки, которые можно мять, трясти, катать и т.п., помогут малышу освоить различные навыки. Для ребенка, который учится стоять, самое время расставить мебель так, чтобы, держась за нее, он мог вставать и обходить комнату.
Если вы планируете ходить с ребенком в бассейн (при детской поликлинике, например), начинайте заранее приучать кроху ко всему, с чем он там может столкнуться. Пусть малыш «плавает» на животе и на спине на ваших руках от одного края ванны к другому. Возьмите его с собой в душ, постепенно приучайте к воде, льющейся на голову.
Сыграйте с малышом в мяч, когда он сидит на полу или на травке.

От года до двух
Включите веселую музыку и потанцуйте вместе.
Помогите ребенку разучить несколько движений: дотронуться до своего носа, помахать руками, потопать ногами. Когда малыш в состоянии будет повторить каждое движение, проделайте их несколько раз подряд в той же очередности.
Устройте вместе потешные бега: часть пути из комнаты в кухню можно пройти вразвалочку, часть — задом наперед, в конце повернуться вокруг себя 3 раза, коснуться ладонями пола и бегом вернуться назад.
Попробуйте такую игру: ребенок хлопает в ладоши (или прыгает, или размахивает руками), пока вы не скажете: «Стой!». Это упражнение помогает ребенку научиться «нажимать на тормоза» в случае опасности. Соорудите в комнате простейшую полосу препятствий: на пол положите большую подушку от дивана, через которую надо перелезть, стул, под которым надо проползти, и т.п.
На прогулку, чтобы ребенок больше двигался, хорошо брать с собой игрушку, которую можно катать.

От двух до трех
Пока малыш спит, размотайте моток шпагата или лески по всей квартире или в саду, а на конце привяжите какой-нибудь сюрприз. Когда ребенок встанет, расскажите, что путеводная нить приведет его к сокровищу.
Позвольте крохе помогать вам по хозяйству. Ему уже под силу загружать и разгружать стиральную машину, вытирать пыль с мебели, распаковывать сумки с продуктами.
Если в хозяйстве найдется 5-6 пластиковых бутылок с крышками, из них выйдут отличные кегли. Для устойчивости в них нужно насыпать немного песка. Покажите ребенку, как сбивать кегли мячом.
В парке, где достаточно места для беготни, можно играть так: ребенок бегает кругами вокруг вас и меняет направление всякий раз, когда вы командуете «Назад!», или подпрыгивает, когда слышит команду «Гоп!». Стоит взять с собой мячик и перебрасывать его друг другу по ходу прогулки.

От трех до четырех
Установите в подходящем месте пластмассовое ведро или большую корзину. Встав достаточно близко, покажите ребенку, как забрасывать туда мяч. Каждый раз после точного попадания победитель делает шаг назад. Проигравший передает мяч другому.
В 3 года ребенок уже в состоянии крутить педали, поэтому можно учить его кататься на трехколесном велосипеде. Первое время малышу требуется отдых через каждые несколько метров.
В парке можно устроить «прыжки в длину». Для этого на землю нужно положить параллельно две палки и постараться перепрыгнуть через обе. Расстояние между палками нужно увеличивать соответственно успехам ребенка.
От четырех до пяти лет
Научите ребенка играть с мячом: попросите подбросить мячик в воздух, потом хлопнуть в ладоши и поймать его.
В этом возрасте, когда дети уже могут совершать дальние походы, хорошо некоторые прогулки превращать в путешествия или экскурсии (на речку, в зоопарк, на выставку). Маршрут лучше выбрать не самый короткий, а самый приятный и интересный. Если взять с собой фотоаппарат и сделать несколько хороших снимков, то уже можно считать прогулку удачной. Кроме того, это создает праздничное настроение и учит вниманию к деталям.
Можно сходить и на «охоту»: собрать листья и веточки разных деревьев, семена, шишки. Вечером после прогулки вместе с малышом оформить гербарий или сделать коллаж из ваших трофеев.
В парке или в лесу можно играть в следопытов (разведчиков): отыскивать друг друга по следам или особым знакам (стрелочкам из тростинок и т.п.).

Источник>>

Проведение подвижных игр в разных возрастных группах

Игра и возрастные особенности детей

1 видео

1 видео

Подвижные игры от 3-7 лет

1 видео

Русские народные подвижные игры

Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д. Ушинский писал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.К.Д. Ушинский также считал необходимым обратить внимание на народные игры, проработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство.
По мнению А. П. Усовой, игры, которые дети заимствуют друг от друга, младшее поколение от более старшего, созданы народом, так же как и народные песни, сказки. Именно по этому признаку они и называются народными.
На огромное воспитательное значение народных подвижных игр указывали все, кто так или иначе сталкивался с ними в своей научной и педагогической деятельности.Прежде всего необходимо обратиться к трудам Е. А. Покровского. Этот выдающийся ученый отмечал, что в жизни русского народа различного вида игры и игрища с древнейших времен занимали весьма видное место. Он один из немногих обращал внимание на такую особенность народных игр, как отражение в них истории той или иной нации. В старину особенно много было игрищ с оттенком языческого культа, таковы, например, празднование Костромы, Ярилы и др., сопровождавшиеся большею частью шумным, крикливым весельем, песнями и играми. Начиная с ранней весны, вплоть до глубокой осени в русских деревнях при каждом народном или храмовом празднике народ издавна водил хороводы, сопровождаемые особого рода песнями и играми.
Е. А. Покровский подчеркивал, что подвижные игры имеют большое воспитательное значение, так как требуют «самого обширного участия всех духовных и телесных сил: с ловким, проворным движением тела и его членов здесь соединяется смело задуманный план, быстрота решения, осмотрительность при его выполнении, присутствие духа в непредвиденных случаях, неутомимость и настойчивость в проведении плана к строго намеченной цели. Большинство такого рода игр производится на чистом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях и ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему благосостоянию и развитию организма».
На основе анализа национальных игр он пришел к выводу, что характер народа, бесспорно, накладывает свой заметный отпечаток на многие проявления общественной и частной жизни людей. Этот характер сказывается также и на детских играх, отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем с большим увлечением и непринужденностью играют дети, а значит с большею свободою для проявления своего национального характера.Горячо отстаивая идею о национальном характере детских подвижных игр, Е.А.Покровский не отрицал возможность занятий гимнастикой.
Подвижные игры он рассматривал как наиболее естественную форму физических упражнений детей, соответствующих их анатомическим и психологическим особенностям. Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Е.А.Покровский писал, что игрушки и игры делаются нередко первыми средствами воспитания, давая первый толчок дальнейшему направлению характера, склада ума и призвания отдельных лиц и даже целого народа; именно национальные детские игры представляют важнейшее воспитательное средство, согласное с духом народа, по подобию того, как того же самого достигают народная речь, народная поэзия, сказки, поговорки, загадки и т. п.
Процесс игры приводит в движение все существо играющего: как физическое, так и духовное. Начиная играть, дети хотят именно играть, т.е. приятно провести время, и эта приятность игры побуждает иногда детей играть до полного утомления, до тех пор, пока есть у них какие-нибудь силы для игры. Деревенские детские игры не в пример разнообразнее и веселее городских. Что ни год, то прибавляются к ним новые, изобретаемые самими же играющими; подсказывает их жизнь. И здесь зачастую проявляется острая наблюдательность малышей, обнаруживается природная русская сметка, еще не придавленная никакими тяготами житейскими».
На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. Подвижная игра должна научить сообразительности и находчивости.Главное условие этих игр — развить фантазию ребенка настолько, чтобы потом он сам, без помощи воспитателя, мог изобретать подобные игры.
Большое значение использованию русских народных подвижных игр придавала А. П. Усова. Она отмечала, что прежде всего игры служат несомненным доказательством таланта народа и поучительным примером того, что хорошая детская игра представляет собой образец высокого педагогического мастерства; поразительна не только та или иная отдельная игра, но также и то, как народная педагогика прекрасно определила последовательность игр от младенческих лет до зрелости.
Народные игры образны, поэтому они увлекают преимущественно детей дошкольного возраста. Игры заключают в себе элемент борьбы, состязания, а следовательно, вызывают эмоции радости, опасения и побуждают к осторожности и этим увлекают детей.
Но не зная истоков игры, не учитывая их национальные особенности, колорит, нельзя говорить, что воспитательное значение народных игр раскрыто полностью. Чтобы педагоги могли заинтересовать детей русской народной подвижной игрой, они должны прежде всего сами знать историю их появления, их воспитательное значение.
Источник>>

Русские народные игры

Славянские народные игры

1 видео

Спортивные игры

Естественно, правила футбола, баскетбола или хоккея пересказывать не имеет смысла, так хотя бы в общих чертах они известны практически всем. Приведу лишь несколько "дворовых" вариаций на эти популярные спортивные игры.

Набивалы
(чеканка).
Инвентарь: любой мяч, от теннисного до баскетбольного.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 2.
Вид: индивидуальная.
Развивает: координацию. [/b]
Для игры лучше всего по весу подходит волейбольный, который несколько легче футбольного и потому его проще контролировать. Цель игры: за несколько последовательных попыток больше других подбросить мяч ногой, не давая ему опуститься на землю. Детали правил и количества попыток могут варьироваться. Иногда разрешается подбрасывать мяч удобной ногой, коленом и даже грудью или головой, иногда "чеканить" надо строго попеременно. В самом сложном варианте мяч подбрасывается по одному разу каждой ногой, потом принимается на голову и т.д.
У этих юных негритянских ребят баскетбол, похоже, "в крови". Такую целеустремленность не всегда прочитаешь и на лицах профессиональных игроков.

"Давно забыта и такая игра как "жестка" или "пушок", во всяком случае так ее называли в нашем дворе.Жестка представляла собой изделие из круглого кусочка меха с приделанным к нему грузом. Щечкой (внутренней частью стопы. прим . авт.) одной ноги жестка подбрасывалась вверх, и пока она опускалась вниз, играющий успевал переступить ногами, как бы сделать маленький шаг на месте, чтобы повторить удар. Задача состояла в том, чтобы как можно дольше не дать жестке упасть на землю, после чего очередь переходила к следующему игроку.
Количество подбрасываний, или ударов, запоминалось и суммировалось у каждого из играющих. Побеждал тот, кто первым набирал заранее установленное число, ну, скажем, двести. Обычно за один раз средний игрок мог сделать пять-десять ударов, не больше. Жестка часто улетала в сторону по самым разным причинам: либо игрок терял равновесие, либо случайно бил по жестке пяткой или носком ботинка, вместо середины щечки, прямо под самой косточкой. Кстати, когда жестка попадала своим свинцовым грузом по этой косточке, было страшно больно..
У каждого настоящего любителя этого занятия была своя личная жестка, которая изготавливалась самостоятельно. Из шубы, тулупа или любого мехового изделия, имевшегося дома, вырезался кусок, Естественно, без спроса и так, чтобы не было заметно, то есть из подвернутой части меха, ближе к подкладке. Из свинца на газу отливался груз в форме круглой бляшки, в котором проделывались дырочки, как в пуговице. Груз, который иногда оборачивали в материю, пришивался к меховому кружочку снизу, к мездре. Если с расшибалкой и с пристеночком боролись участковые милиционеры, то с игрой в жестку вели беспощадную борьбу учителя и наиболее активные из родителей. Во-первых, жестка почему-то считалась игрой недостойной пионеров и комсомольцев, а присущей только шпане, хулиганам,
уркам. Это был главный аргумент, но когда он не действовал, приводились запугивающие данные о том, что, якобы, длительное увлечение жесткой неизбежно приводит к грыже. В нашем дворе случаев с грыжей мы не наблюдали, но утверждать, что эти слухи были чистой выдумкой, не берусь."

Игра в одни ворота
Инвентарь: мяч/шайба в зависимости от вида игры. Спортивные ворота или их аналог.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 5.
Вид: командная.
Развивает: тактику, командное взаимодействие, общефизический эффект.
Играют в нее, если под рукой нет достаточно большой площадки. Или когда мало игроков для интересной игры на большом поле. Хотя, могут играть и несколько команд. В игре, как это понятно уже из названия, используются только одни ворота, оптимальное количество игроков в одной команде 2-3 человека. На ворота ставят нейтрального игрока. Цель вратаря ловить или отбивать все мячи/шайбы, летящие в его ворота, не зависимо от того, игроком какой из команд нанесен удар. Если вратарь ловит мяч, то наугад выбрасывает его в поле, стараясь не отдавать предпочтение какой-либо из команд. Существует несколько вариантов развития событий после забитого гола:
Все игроки по-прежнему остаются на поле в своих ролях и игра ведется до определенного количества мячей, забитых одной из команд
Игрок, забивший мяч, меняется местами с прежним вратарем. Либо, как вариант, вратарем становиться один из игроков противоположной команды
Если играют больше двух команд, то вместо проигравшей (то есть мяча не забившей), на поле выходит следующая и т.д.
В варианте баскетбола игра просто ведется в одно общее кольцо. Причем правила пробежки и трехочкового броска могут оставаться в силе.

На лучшего вратаря
Инвентарь: мяч/шайба в зависимости от вида игры. Спортивные ворота или их аналог.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 2-3.
Вид: индивидуальная.
Развивает: координацию, реакцию.
Каждый игрок играет сам за себя, а сама игра заключается в серии дуэлей между вратарем и нападающим. Интерес игра представляет при количестве участников в 3-5 человек, так как вдвоем играть не очень интересно, а при большем количестве игроков приходится долго ждать своей очереди.
Один из игроков становится на ворота, а остальные по очереди пробивают ему определенное количество пенальти – ударов по неподвижному мячу с определенного расстояния. Для хоккея правильнее было бы назвать "буллитов", но так как бросок обычно производится с места, то воспользуемся футбольной терминологией.
Число пропущенных вратарем мячей суммируется и запоминается, а затем место в воротах занимает следующий игрок и т.д. Победителем считается игрок, пропустивший мячей меньше других вратарей. Как вариант: можно так же играть и "на лучшего нападающего", тогда учитываются забитые мячи и побеждает тот, у кого их больше. Можно проводить игру и объединив оба варианта.
Для игры в волейбол далеко не всегда нужна сетка. Часто нужны только мяч и хорошая, веселая компания.

Пионербол
Инвентарь: мяч. Волейбольная сетка.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: командная.

Развивает: тактические навыки, командное взаимодействие, общефизический эффект.
Сложно сказать, как именно родилась эта игра, но то, что она частенько входила в программу уроков физкультуры – это факт. Игра велась на волейбольной площадке, только мяч не перебрасывали касанием кисти через сетку, как в волейболе, а предварительно можно было его ловить. И потом уже перебрасывать на половину поля соперника или отдавать пас партнеру.
Игроки команды, уронившие мяч, пропускали гол.
Хоккей-тир
(авторская)
Инвентарь: шайба, хоккейная клюшка. Мишень.
Место проведения: открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 2.
Вид: индивидуальная.
Развивает: тактические навыки, меткость.
Не помню, как эта игра называлась на нашем языке, но играли в нее, когда не могли собрать команду на полноценную игру в хоккей. Обычно вдвоем или втроем.
Цель игры заключалась в том, чтобы попасть шайбой в старую собачью будку (пустую, естественно), так, чтобы шайба оказалась внутри ее, словно в воротах. Шайбу первоначально относили на приличное расстояние (так, чтобы теоретически можно было добросить ее до будки) и броски проводили по очереди. Причем следующий игрок бросал с того места, в котором оказалась шайба после предыдущего броска противника.
Забивший шайбу получал 1 очко, и шайба вновь устанавливалась на начальной позиции, и забивший игрок получал право первого броска. Играли до 5-10 очков. Набив руку можно было попасть кистевым броском со стартовой точки (метров с 10) 2-3 раза подряд, хотя отверстие в конуре было всего 30Х40 см.
Игры с мячом
Миллионы мальчишек по всему свету обожают гонять пятнистый мяч. Профессиональными футболистами станут потом немногие. Но страстными болельщиками – почти все.
Козел
Инвентарь: мяч.
Место проведения: площадка перед высокой стеной без окон.
Минимальное количество игроков: 3-5.
Вид: индивидуальная.

Развивает: координацию.
Популярная российская дворовая игра.
Ничего общего с "козлом" карточным игра не имеет. Для игры необходим мяч и высокая стенка, желательно глухая, без окон. Играющие выстраиваются в очередь. По мячу бьют ногой так, что бы он ударился об стену, и затем, на отскоке, ударивший должен через него перепрыгнуть. Перепрыгнувший бежит в конец очереди и по мячу бьет следующий игрок. И т.д. Перед перепрыгиванием допускается только одно касание мяча земли. Игрок, не сумевший перепрыгнуть мяч, набирает штрафную букву из слова "козел". Сначала "К", потом "О" и т.д. пока кто-то не соберет все буквы. Тот, кто первый собрал все штрафные буквы слова, считается козлом.
Вышибалы
Инвентарь: мяч.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: командная.
Развивает: тактические навыки, общефизический эффект.
Чем больше игроков, тем увлекательнее эта игра.
Играющие делятся на "вышибаемых" и "вышибающих". Вышибающие встают с двух сторон, а вышибаемые располагаются между ними. Задача вышибающих: перебрасываясь мячом попасть им в вышибаемых игроков. Те, в свою очередь, должны пытаться увернуться.
Игрок, которого вышибли, отходит в сторонку. Но его могут "спасти" его товарищи, если им удастся поймать мяч. Если выбиты несколько человек, то игрок поймавший мяч, сам выбирает из них того, кому следует вернуться в игру. Когда в команде "вышибаемых" остается один игрок, то он должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. В случае удачи вся его команда возвращается в игру, в противном случае команды меняются местами.

Картошка
Инвентарь: мяч.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: с водящим.
Развивает: общефизический эффект, тактические навыки.
Играют волейбольным мячом. Количество играющих от 5 человек. Водящий ("картошка") садится на корточки, остальные игроки располагаются вокруг него и перебрасываются мячом, так же, как при игре в волейбол. Уронивший мяч присоединяется к картошке – картошка растет.
Игроки могут не только перебрасываться мячом, но и глушить картошку, то есть с силой ударять ладонью по мячу, стараясь попасть в сидящих. Если игрок промахивается, то присоединяется к картошке. Сидящие игроки имеют право выпрыгивать с корточек, пытаясь поймать пролетающий мяч. Если это удается, поймавший меняется местами с тем, чью передачу он перехватил.
В упрощенном варианте стоящие игроки могут отбивать мяч не сразу, е его разрешается предварительно ловить, и потом кидать партнеру.
Штандер-стоп
Инвентарь: мяч
Место проведения: открытая площадка, двор
Минимальное количество игроков: 5
Вид: с водящим
Развивает: ловкость, координацию, глазомер
Игра популярная среди подростков СССР в 50-80-е годы XX века.
Мяч подбрасывается вверх кем-то из игроков, и пока он летит игроки разбегаются. Как только мяч пойман водящим (не важно с лета или с отскока от земли), поймавший кричит "Штандер - стоп!" (у нас, если не ошибаюсь, кричали "Черевички - стоп" прим. авт.) и все игроки должны замереть на месте. Затем водящий должен назвать количество шагов до того или иного игрока и подойти к нему на указанное количество. Чем точнее определяется расстояние, тем ближе ведущий оказывается к игроку.
Существовало несколько разновидностей шагов, в которых велось определение расстояния. Обычные, лилипутские (делались поочередным приставлением пятки одной стопы вплотную к носку другой), и великанские (можно было делать длинный шаг-прыжок). После этого водящий старается попасть мячом в этого игрока. Если тот уворачивается (или ловит мяч) или водящий промахивается, все разбегаются еще дальше, пока водящий снова не догонит мяч и не выкрикинет "Штандер – стоп!". Если бросок удачен, то водящий меняется ролями с осаленным игроком и игра начинается опять с подбрасывания мяча.
Чаще всего игровая площадка имела разумное ограничение по размерам и покидать ее пределы игрокам воспрещалось. Иногда целью игры было достижение "домика", который располагался на другом конце площадки. Игрока, укрывшегося в "домике" нельзя было осаливать.

Мяч через дом
Инвентарь: мяч.
Место проведения: площадка по обе стороны невысокой постройки.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: командная.
Развивает: общефизический эффект, тактические навыки
.
Сельская английская игра. Используется легкий мяч (волейбольный). Игроки делятся на две команды и располагаются по две стороны одно этажного дома или сарая. Смысл игры поймать мяч прилетевший со стороны соперников до того, как он коснется земли. Если это удается, поймавший идет на сторону соперников и пытается осалить кого-то из них броском мяча. В случае удачи осаленный выбывает из игры. В противном случае выбывает салящий. На каждой из сторон присутствует по одному наблюдателю из противоположной команды, следящих за соблюдением правил. Перед перебрасыванием мяча игроки обязаны предупредить об этом соперников. Однако делать это может любой игрок. Например, предупреждает стоящий с одного угла, амяч подается с другого. Проигрывает команда, лишившаяся всех игроков.
Опытные игроки в "вышибалы" не дрогнув встречают летящий в них мяч. И даже при этом показывают "рожки" соперникам.
Стрелок
Инвентарь: мяч, разметка.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 6-8.
Вид: с водящим.
Развивает: меткость, быстроту, ловкость.
Башкирская игра.
На земле, на расстоянии 10-15 метров друг от друга проводят две черты, между которыми чертится круг диаметром около 2 м. Один из игроков выбирается на роль стрелка и с мячом в руках становиться в круге. По сигналу остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой, а стрелок старается попасть в них мячом. Как только ему это удается, он меняется с выбитым игроком ролями.
Один в круге
Инвентарь: мяч.
Место проведения: спортзал, открытая площадка.
Минимальное количество игроков: 5.
Вид: с водящим.
Тактическое взаимодействие, координацию, ловкость.
Венгерская игра.
Игровой процесс напоминает знакомые нам "собачки".
Водящий становиться в центре. Остальные игроки перебрасываются мячом, стараясь, чтобы водящий его не перехватил. Если ему всё же удаётся поймать мяч, то он может бросить его в любого игрока. В кого попадёт, тот становится на место водящего.

Источник>>

1 видео

Дворовый хоккей

Хоккей - это увлекательная спортивная игра и она очень нравится детям. Вот вы сами попробуйте на льду взять в руки клюшку, и я уверен, что вы не останетесь равнодушным. В этой игре есть магия. Сам я играл на уровне первого разряда,за сильную городскую команду. Но очень много лет я занимаюсь с мальчишками во дворе, и уверен, что основной приток детей в профессиональный хоккей должен происходить из дворовых команд. Во дворе происходит отбор сильнейших и самых талантливых, а он не должен зависеть только от финансового благополучия родителей (сегодня это, к сожалению так).
Во дворе мальчишки играют для себя , а не для папы и не для тренера, они могут, как в казаки-разбойники, рубиться в хоккей по много часов, и только такая подготовка обеспечивает настоящую выносливость, воспитывает характер, делает нечувствительным к ушибам и синякам.
Дворовый хоккей может обеспечить массовый приток детей в сильные команды. Даже вкладываться в него особенно не нужно, просто понять, что это под силу любому отцу, особенно тем, кто живет в маленьких городах и поселках. Там нет профессиональных тренеров, там нет команд- мастеров, но подготовить звезду международного класса вам вполне по силам. А уж во всяком случае подготовить просто сильного мальчишку, который хорошо умеет играть в хоккей.
Каток
Если поблизости нет катков, придется приготовить его самому. Чаще всего вокруг есть какие-то естественные водоемы(пруды, речки, маленькие озера). Вы должны дождаться пока толщина льда будет 5-7 см , и наметить площадку. У вас обязательно должен быть лопаты и скребок- сделайте его из любого листового металла, лучше из нержавейки, шириной 100-120 см, толщиной не менее 3мм, широкую ручку лучше всего делать из дерева.
Убирать снег придется после каждого снегопада, к этому нужно быть готовым, но это очень приятная работа, и она вполне может заменить походы в спортивный зал. Я за зиму на катке ухитряюсь даже сбросить 2-3 килограмма, и восстановить потерянную форму.
Если водоема нет, то придется заливать каток на грунте. Выберите ровную площадку, утопчите снег. (Конечно. если вы готовите ее с осени, то лучше выравнивать ее, засыпать песком, утрамбовать). Делаете первую заливку снега и даете ему застыть. Потом постепенно наращиваете слой льда, поливая, желательно, горячей водой.Перед каждой заливкой лед необходимо чистить. Конечно, придется повозиться, от помощников не отказывайтесь.
Постарайтесь привлечь к этой работе самих детей! Надо сказать, что они откликаются очень охотно. Заливать, конечно, лучше шлангом, но если много помощников, то можно для начала и ведрами.Я знаю несколько случаев, когда в заливке приняли участие водители пожарных машин(это для них сущий пустяк, они заливают воду каждый день).
А можно ли заниматься заливкой катка, если нет коробки? Коробка- это исторический пережиток. Это память об эпохе полного застоя, эпохе дешевых досок, эпохе ,когда наш хоккей был самым интересным в мире! Сейчас о коробках лучше не вспоминать и не думать. Да и, действительно, без них вполне можно обойтись.
Очень скоро вдоль вашего катка вырастет снежный или ледовый бортик, и его будет достаточно и для заливки и для игры.И еще добавлю отцам от себя лично- НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ЭТОГО, вы увидите, что над вами никто не будет смеяться!

Источник>>