Блок-флейта — волшебная дудочка

Блок-флейта - волшебная дудочка

Деревянная дудочка с очень приятным звучанием, распространённый в самых разных музыкальных кругах инструмент – блок-флейта – имеет богатую историю и богатые, несмотря на кажущуюся простоту, возможности.

Что за зверь такой – блок-флейта?

Блок-флейта (английское название — recorder) – духовой музыкальный инструмент, европейская разновидность продольной флейты. Блок-флейта имеет 8 игровых отверстий – 7 в верхней части и одно снизу (оно называется октавным клапаном). Строй блок-флейты – диатонический. Корпус блок-флейты имеет коническую форму. Игра на блок-флейте основывается на изменении объёма резонирующего в корпусе инструмента воздуха за счёт закрытия (блокировки) игровых отверстий.

Блок-флейта обычно состоит из двух или трёх частей, однако встречаются и неразборные экземпляры (как правило, пластиковые). Корпус флейты называют грифом, а ту часть, в которую дуют при игре – мундштуком или свистком. При незначительном раздвижении грифа и мундштука строй флейты можно понизить на доли тона – это необходимо для настройки инструмента при игре в ансамбле. Настройка блок-флейты, как правило, осуществляется по ноте «си» первой октавы (соответствует зажатию октавного клапана и седьмого отверстия).

История блок-флейты

Появление блок-флейты относят к одиннадцатому веку, наиболее популярна и известна она была в шестнадцатом-восемнадцатом веках. С девятнадцатого века, из-за появления поперечной, а позже и оркестровой флейт, использование блок-флейты резко уменьшилось.

В средние века блок-флейта использовалась для аккомпанемента танцам и песням, как самостоятельно, так и в ансамблях. Интересно, что первый учебный курс игры на музыкальном инструменте был написан именно для блок-флейты. Автором его является Ганасси, время создания определяется 1535 годом. Музыку для блок-флейты писали известные композиторы (Глюк, Вивальди, Гендель и многие другие). До восемнадцатого века блок-флейта использовалась в театральных постановках, особенно часто – во Франции и Англии. Даже есть сведения, что соло для флейты из оперы «Орфей и Эвридика» изначально задумывалось Глюком именно для блок-флейты. Постепенно уходить со сцены блок-флейта стала после оперы «Севильский цирюльник», как уже было отмечено, на смену ей пришла поперечная флейта. В девятнадцатом веке репертуар блок-флейты значительно сократился, всё меньше и меньше композиторов писали музыку для неё: сложно найти кого-то, кроме Вебера и Берлиоза.

Первым произведением для блок-флейты, написанным в двадцатом веке, считается «Квартет для блок-флейт» Бриджа (1901 год). С этого времени начался период ренессанса рекордера (второе, «непереведённое», название блок-флейты). Сейчас блок-флейта часто используется в фолковых музыкальных коллективах, при игре этно-музыки. Также блок-флейту всё чаще используют блюзмены.

Виды блок-флейт

Блок-флейты изготавливаются из разных материалов, чаще всего – из дерева или пластика, есть и комбинированные варианты. Разумеется, наиболее мягкое акустическое звучание имеет блок-флейта, изготовленная из дерева.

Выделяют две системы блок-флейт – германскую (немецкую) и барочную. Они различаются аппликатурой, то есть постановкой пальцев при извлечении одной и той же ноты. Внешнее различие заключается в размере третьего и четвёртого отверстий. По мнению некоторых музыкантов, на флейтах барочной системы удобнее играть трели.

По высоте звучания блок-флейты бывают пяти видов: бас, сопрано, альт, тенор и сопранино.

Самыми распространёнными флейтами являются сопрано, их строй начинается с ноты «до» первой октавы. Как правило, начинают учиться играть на блок-флейте именно со строем сопрано. Блок-флейты строя сопранино издают самые высокие среди своего музыкального «семейства» звуки. Строй начинается с ноты «фа» первой октавы. С её помощью можно воспроизводить трели, а также подражать пению птиц. По размерам флейта-сопранино – самая маленькая. Блок-флейта альтового строя больше по размеру, чем сопрано и сопранино, поэтому детей редко обучают игре на ней. Строй начинается с ноты «фа» малой октавы. Блок-флейта строя тенор обладает низким звучанием, она предназначена для профессиональных музыкантов. Нижний звук – нота «до» малой октавы. Басовая блок-флейта используется крайне редко. Из всех блок-флейт у неё самое глубокое и низкое звучание.

Легенда о блок-флейте

Помните про индусов, которые завораживают игрой на дудочке опасных кобр? Игра на блок-флейте обладает, по преданиям, не менее волшебным действием… По старинной легенде, однажды на город Гаммельн напали крысы, которых никак не удавалось извести. И вот в город пришёл флейтист, пообещавший избавить Гаммельн от этой напасти, за что правители города должны были ему заплатить. Он заиграл на своей дудочке (как вы догадались, это была блок-флейта), крысы вышли из нор, пошли к реке и утопились. А правители города на захотели платить спасшему их флейтисту… И тогда он снова заиграл на флейте и ушёл из города, а за ним ушли все гаммельнские дети. С тех пор есть поверье, что в горах существует деревушка с абсолютно счастливыми жителями, говорящими по-гаммельнски…

Начинающим играть на блок-флейте: несколько советов

Полузакрытое октавное отверстие

Итак, Вы решили научиться играть на блок-флейте. С чего начать? Разумеется, с покупки инструмента! Я советую выбрать деревянную флейту, хоть она и дороже. Её звук более глубокий и насыщенный, чем у пластикового инструмента. Пластиковые инструменты звучат резковато, «стеклянно». Тем более, в пластиковом корпусе быстрее скапливается влага, чем в деревянном. Материал деревянных флейт различается твёрдостью – чем он твёрже, тем насыщеннее звук инструмента. Если Вы собираетесь играть сольно, Вам следует выбрать флейту из палисандра, чёрного дерева, бубинги или гренадильи. Если же в Ваши планы входит игра в ансамбле, то остановите свой выбор на инструменте с более мягким звучанием – и, соответственно, из более мягких пород дерева (груши, сливы, клёна и так далее). Моя флейта сделана из груши, и её звук очень мягкий и глубокий, даже на высоких нотах.

Как правило, к инструменту прилагается схема аппликатуры, на которой указано, какие отверстия нужно закрывать для извлечения той или иной ноты. На аппликатурных схемах тёмный кружок означает закрытое отверстие, светлый – открытое, а наполовину светлый, наполовину тёмный – полузакрытое. Наполовину или на четверть закрытым может быть октавный клапан, использующийся для изменения высоты звучания на октаву.

У правшей левая рука при игре на блок-флейте располагается выше правой. Флейту следует располагать так, чтобы угол её наклона к горизонтальной поверхности составлял около 45 градусов. Большой палец правой руки находится точно под указательным пальцем, поддерживая инструмент; левый мизинец в игре не участвует.

Чем выше извлекаемая нота, тем сильнее надо дуть, чтобы ноты от «до» до «фа» первой октавы хорошо звучали, дуть надо мягко и несильно. Необходимо правильно брать дыхание при игре: через уголки губ, раздвигаемые в полуулыбке.

Пальцы при игре необходимо держать низко над игровыми отверстиями, что для новичков может быть непростой задачей. Но если поднимать пальцы высоко, они будут перенапрягаться и «затекать». В случае, если кисть всё же напряглась, надо опустить её и пару раз встряхнуть. Не стремитесь вжать пальцы как можно сильнее в отверстия! Флейту надо держать легко, игровые отверстия закрывать плотно, но без лишнего нажима.