Самурайские мечи

Самурайские мечи

Мастер Мурамаса делал самурайские мечи как разящее оружие. Мастер Масамунэ — как оружие, которым защищают свою жизнь.Чтобы сравнить, их клинки вонзили в дно ручья. По течению плыли опавшие листья.Все листья, что прикасались к мечу Мурамаса, оказывались рассечёнными на две части. Меч Масамунэ листья оплывали, не касаясь его.Дзенская притча

Самурайские мечи: подробное описание

Тати и катана

Тати, сделанный Кунимицу (ок. 1300 г.). Этот меч представляет собой школу Ямасиро периода Камакура. Рукоятка и стройная, изящная форма не изменены.

Самурайские мечи

Катана, изготовленный Котецу (ок. 1660-70 г.). Примечательна широкий хамон, крупное острие и очень маленькая кривизна клинка. Подпись автора достаточно отчетлива и длинна. Далее

Самурайские мечи

Превращения стали

Тамахаганэ, традиционная японская сталь, используемая при ковке меча. Тамахаганэ производится путем сжигания железной руды с углем при высокой температуре в плавильне татара. Сырая сталь формуется в блок и нагревается в плавильне кузнеца. Кусок стали складывается более дюжины раз во время ковки клинка. Яки-ирэ: клинок покрывается глиной, нагревается и погружается в корыто с водой. Яки-ирэ закаляет острие клинка и создает целый ряд визуальных эффектов на поверхности стали. Далее

Плавильная печь ТАТАРА и сталь ТАМАХАГАНЭ

Самурайские мечи

Меч изнутри

Фазовая диаграмма железа и углерода. При нагреве выше критической температуры, сталь меча (0.7 % углерод) становится аустеничной. Будучи охлажденной медленно, сталь возращается к к ферриту и перлиту. Будучи охлажденной быстро, она превращается в мартенсит. Меняя скорость охлаждения, кузнец делает сталь меча твердой на острие и мягкой в сердцевине. Критическая температура меняется согласно процентному содержанию углерода.

Поперечное сечение меча, закаленного в стиле кобусэ с сердцевиной из мягкой стали (синганэ) и внешнего слоя из твердой стали (каваганэ). Далее

Самурайские мечи

Оценка меча

Оценщик Кокэн Мита показывает как проверить меч. Чтобы достать меч из ножен, держите ножны в одной руке, а рукоять в другой, в то время как большой палец руки, держащей ножны, захватывает рукоять и наоборот. Отделите ножны от рукояти, нажимая двумя большими пальцами рук в противоположные стороны; ваши руки должны служить неким тормозом, препятствующим вылету клинка и возможным ранениям.

Самурайские мечи

Как только меч может свободно ходить в ножнах, вытащите его, прижимая лишь нережущую поверхность клинка к ножнам. Далее

Современные и старые мечи

Кузница и инструменты

Отбор стали и подготовка её к ковке

Кузнец проверяет каждую партию тамахаганэ, полученную из плавильной печи. Так как ему необходимо получить для каваганэ (стали, которая будет использоваться для наружной поверхности лезвия) содержание углерода порядка 0,7 процентов и так как ковка вызывает постоянную потерю углерода, для работы требуется тамахаганэ, в которой содержание углерода составляет от 1 до 1,5 процентов. Иногда тамахаганэ, которую получает кузнец, уже прошла предварительную сортировку. В этом случае ему лишь остается решить, какие куски использовать для наружной поверхности лезвия, а какие для более мягкой сердцевины — синганэ.

Многие из кусков тамахаганэ имеют неоптимальное содержание углерода и не могут использоваться без дополнительной обработки в кузнечном горне. Например, сталь, имеющая содержание углерода 1,7 процента, очень плохо куется и сваривается из-за повышенной ломкости при нагреве. Часть малоуглеродистой стали (ниже 0,5 процентов) может быть использована для синганэ, но такой стали требуется очень немного. Это сталь также не подходит для изготовления каваганэ, потому что, когда она смешивается со сталью с более высоким содержанием углерода это вызывает появление некрасивых дефектов на поверхности лезвия. Далее

Ковка

Сталь сердцевины

Формирование стальной основы

Сунобэ

Формирование лезвия

Предварительная шлифовка и опиловка

Цутиоки — создание хамон

Закалка лезвия

Самурайские мечи

Яки-ирэ — процесс нагрева меча докрасна с последующим погружением его в емкость с водой — возможно наиболее впечатляющий момент в работе кузнеца. Раскаленное лезвие, затемненная кузница, шипение поднимающегося пара — все это делает яки-ирэ почти что мистическим действом, посредством которого из куска металла рождается меч.

В действительности же, как это часто бывает, все обстоит совсем не так. Яки-ирэ — работа целого дня, зачастую оканчивающаяся разрушенным лезвием, которое должно быть или вторично переработано или отбраковано. Работа выполняется ночью при выключенном свете для того, чтобы кузнец мог видеть истинный цвет раскаленного лезвия и точно определить его температуру. Рассказы о воде для охлаждения, которую якобы необходимо брать только из такого-то и такого-то горного ручья или которая должна быть такой-то и такой-то температуры пожалуй являются вымыслом или частью той таинственной привлекательности, которой всегда окружали себя кузнецы, чтобы представить свою технику как исключительную и секретную.

В чем, однако, не приходиться сомневаться, так это в том, что успешное выполнение яки-ирэ требует высокой квалификации и чувства материала. Кузнец не использует серийно производимую фабричную сталь. Металл в каждой новой партии имеет уникальные характеристики, некоторые из которых устраивают кузнеца, а с некоторыми приходится бороться. Он должен уметь оценить температуру лезвия на глаз и без колебаний выбрать точный момент для охлаждения.

При разговоре относительно укрепления японских мечей, многие западные писатели используют термин «закаливание», а применительно к хамон — «линия закалки». Технически, употребление этих терминов в данном случае не корректно. Более правильно говорить, что лезвие подвергнуто термообработке для того, чтобы укрепить режущую кромку. Закаливание — это то, что выполняется после укрепления, чтобы сделать сталь менее хрупкой. Далее

Корректировка изгиба лезвия

Полировка лезвия

Хвостовик и подпись

Изготовление самурайского меча

1 видео

  • Самурайские мечи

Самурайский меч против пули

1 видео

  • Самурайские мечи