Ананьев — основатель Петербургской психологической школы

Ананьев — основатель Петербургской психологической школы

Отличительной особенностью Бориса Герасимовича Ананьева как исследователя и организатора науки, экспериментатора и теоретика был многогранный подход к изучению человека, проявляемый в течение всей жизни.

Биография Ананьева

Борис Герасимович Ананьев родился 1(14) августа 1907 г. во Владикавказе в обрусевшей армянской семье. О его детстве и ранней юности известно мало. То были годы революционных потрясений и войн. Время больших перемен увлекло в свой бурный поток мечтательного, одаренного юношу, полного творческих сил и энтузиазма. Первоначально он подумывал посвятить себя музыке, которую страстно любил. Он даже окончил музыкальное училище. Но вскоре его увлекла иная сфера деятельности.

В 1924 г. Борис Ананьев поступил в Горский педагогический институт. Там он встретился с доцентом педологии Р.И. Черановским, который приобщил его к научным занятиям в области детской психологии. В начале 1925 г. Черановский организовал кабинет педологии, вокруг которого сгруппировалась студенческая молодежь, интересовавшаяся психолого-педагогическими проблемами. В этот кружок вошел и Ананьев, который вскоре стал ассистентом Черановского.

В кабинете педологии проводились работы по изучению умственной одаренности, психологических особенностей юношеского возраста. Тему «Эволюция миропонимания и мироощущения в юношеском возрасте» Ананьев и избрал для своей дипломной работы. Работа была выполнена под руководством Черановского, который оказал на молодого исследователя большое влияние.

Сам Черановский был последователем бехтеревской объективной психологии и сотрудничал с Институтом мозга, основанным Бехтеревым. Вероятно поэтому Ананьев и отправился на стажировку именно в Институт мозга в Ленинград. Он прибыл туда в сентябре 1927 г., за три месяца до внезапной смерти В.М. Бехтерева. Ананьев не оставил никаких воспоминаний о встречах с Бехтеревым, однако, судя по всему, успел испытать сильное впечатление от личности выдающегося ученого. Свое восхищение Бехтеревым он выразил в статье «Памяти большого человека», а позднее во многих научных докладах и статьях. Он глубоко впитал дух бехтеревской научной школы, принятые в ней принципы научного исследования и гражданского поведения.
Далее

Об Ананьеве на Википедии

Ананьев на Блог.ру

Юбилей Бориса Герасимовича Ананьева

1 видео

  • Ананьев — основатель Петербургской психологической школы

Ананьев как исследователь и органнизатор науки

Е.И. Степанова (к 80-летию со дня рождения)

Имя выдающегося советского психолога Бориса Герасимовича Ананьева (1907—1972) широко известно в нашей стране и за рубежом. С 1944 г. он возглавляет кафедру психологии в Ленинградском университете, где организует исследовательскую работу на психологическом отделении философского факультета, в 1946 г.— сектор психологии в Ленинградском научно-исследовательском институте педагогики АПН РСФСР, в 50-е гг.— этот институт. С 1966 г. он декан факультета психологии, который был открыт на базе психологического отделения философского факультета ЛГУ. Б. Г. Ананьев — инициатор создания первого в стране Института комплексных социальных исследований (ИКСИ) при ЛГУ, в котором руководил лабораторией дифференциальной психологии.

Отличительной особенностью Б. Г. Ананьева как исследователя и организатора науки, экспериментатора и теоретика был многогранный подход к изучению человека, проявляемый в течение всей жизни. В 30-е гг. Б.Г. Ананьев проходит научную школу в институте по изучению мозга и психической деятельности им. В.М. Бехтерева. Спустя год после Великой Октябрьской социалистической революции в июне 1918 г. в Ленинграде был учрежден институт по изучению мозга и психической деятельности, который существовал до 1948 г. До 1927, г. его возглавлял В.М. Бехтерев, а после него — заслуженный деятель науки В.П. Осипов. Это был центр всестороннего изучения человека, идея создания которого долгие годы вынашивалась В.М. Бехтеревым. Перед институтом стояла задача объединить все области знаний о человеке (анатомию и физиологию, морфологию мозга, психологию, психогигиену и др.). Целостное изучение человека обеспечивалось отделами: 1) анатомии нервной системы; 2) физиологии нервной системы; 3) психологии; 4) развития (с клиникой для изучения развития ребенка от рождения до 1 года), 5) дефектологии; 6) труда. Далее

Творческий путь Ананьева

Борис Ананьев

А.А. Крылов, В.Н. Куницына, Н.А. Логинова (к 90-летию со дня рождения)

Если XIX век был веком ученых-одиночек, то сейчас, в конце XX столетия совершенно очевидно: фундаментальные исследования, определяющие надолго ход научных изысканий в какой-либо области, доступны лишь коллективу единомышленников. Побеждают время и обстоятельства, оставляет после себя глубокий след тот, кто создает собственную научную школу, кто своим талантом, предвидением и волей объединяет вокруг себя преданных идее, делу, науке людей. Таким человеком был Борис Герасимович Ананьев, который воспитал не одно поколение психологов и определил перспективы развития ленинградской психологической науки. Личное влияние и авторитет его были так велики, что спустя годы многие из тех, кто имели счастье с ним работать, все еще сверяют свои научные замыслы и общественные поступки с его предполагаемыми оценками.

Б.Г.Ананьев начал научную деятельность студентом Горского педагогического института во Владикавказе. Его первый научный наставник Р.И.Черановский был сторонником рефлексологии В.М.Бехтерева. Вероятно, по его совету и при его содействии молодой студент направился на стажировку в Институт по изучению мозга и практиковался в нем в течение нескольких месяцев 1927 г. еще при жизни В.М.Бехтерева. После окончания Горского пединститута он поступил в аспирантуру Института по изучению мозга, а с конца 1930 г. стал его научным сотрудником. С этим учреждением связано становление Б.Г.Ананьева как ученого.

Сектор психологии Института по изучению мозга им. В.М.Бехтерева выполнял исследование, результаты которого были опубликованы в 1934 г. в коллективной монографии "Общий и технический кругозор учащихся средней школы". Для приближения работы сектора к жизни школы был открыт политехнический кабинет - экспериментальная лаборатория в 154-й ленинградской школе. Тогда же была организована экспериментальная комплексная (физиологическая, психологическая и психотехническая одновременно) лаборатория в базовой школе № 1 (зав. Б.Г.Ананьев). В итоге экспериментов, наблюдений, изучения биографий предполагалось давать прогнозы развития индивидуальности, построить классификацию характеров, типов развития. Можно видеть, что в планах Б.Г.Ананьева и в работе его исследовательской группы получили дальнейшее развитие исследования В.М.Бехтерева в Педологическом институте (лонгитюдный метод) и А.Ф.Лазурского (идея классификации характеров на эмпирической основе индуктивным путем) и, конечно, общая идея отношений личности. Исследования лаборатории воспитания, проводимые под руководством и по программе Б.Г.Ананьева в 1933-1936 гг., заложили основу его концепции личности. Далее

Ананьев - ученый, педагог, мыслитель-гуманист

О Б.Г. Ананьеве и его научном наследии рассказывает Л.А. Головей, заведующая кафедрой психологии развития и дифференциальной психологии

— Борис Герасимович Ананьев — это создатель петербургской-ленинградской психологической школы, создатель Факультета психологии в нашем Университете.

Ананьевым были разработаны совершенно новые подходы к изучению человека. Его главные установки — это целостное изучение человека; изучение человека в его развитии, — причём на протяжении всей его жизни; изучение человека, с одной стороны — как представителя биологического вида, а с другой стороны — как существа социального. Все факторы развития человека Ананьев старался рассматривать в их единстве, как целое.

Для того чтобы оценить новаторство Ананьева, необходимо представить себе современную ему ситуацию в науке. Так, в конце 1950–х годов считалось, что человек развивается только до наступления периода взрослости, который тогда называли «периодом психической окаменелости», или «мертвым плато». Считалось, что развития в этот период не происходит — а значит, и изучать нечего…

Ананьев одним из первых начал экспериментально изучать человека во все периоды его жизни, и он одним из первых показал, что развитие человека носит непрерывный характер; что развивается не только ребенок или подросток, но и человек во все периоды взрослости.

Развитие человека не прекращается на протяжении всей жизни — это открытие Ананьева стало в свое время настоящим прорывом. Ананьев поставил своей задачей создать единую науку, которая изучала бы все периоды жизни человека — от внутриутробного состояния до самых последних дней жизни, эту науку Ананьев называл онтопсихологией. В теоретическом отношении у него были предшественники (в частности, Н.А.Рыбников), но Ананьев первым организовал широкомасштабные исследования психического развития человека в период взрослости. Исследования эти проходили на Факультете психологии и в Институте образования взрослых. При жизни Ананьева исследование охватило период 20 — 40 лет, а после его ухода сформированная им группа психологов довела это исследование до возраста 65 лет, и надо заметить, что по масштабам ничего подобного этим исследованиям не было не только в нашей стране, но и за рубежом. Примечательно, что развитие человека изучалось не по десятилетиям или пятилетиям, а по отдельным годам жизни, что позволило обнаружить определенные закономерности — разнообразные механизмы, фазы и переходные периоды в развитии взрослого человека. Ананьев вводит лонгитюдный метод изучения возрастного развития — метод прослеживания индивидуального развития одних и тех же людей на протяжении длительных отрезков жизни. Этот метод позволил выявить многие закономерности развития человека. Далее

Мыслитель нашего времени

О своем пути психолога и о встрече с Б.Г.Ананьевым рассказывает сотрудник Российского этнографического музея, доктор исторических наук, автор книг «Мифология и верования нивхов» (1997), «Религиозные верования нивхов» (2005), «Парадигма мифологического мышления (Очерк вклада К.Леви-Строса)» (2004, 2005), переводчик трудов К.Леви-Строса на русский язык Александр Борисович Островский — студент Б.Г.Ананьева, в 1967 году поступивший на Факультет психологии ЛГУ

— Я поступил бы на Факультет психологии уже в 1966, сразу после школы, — но я просто не сразу узнал о его существовании. Однако, поступив на гидротехнический факультет Политехнического института, я читал книги по психологии, слушал лекции по социологии личности И.С.Кона, и не сомневался в том, что это именно то, меня интересует более всего.

Б.Г.Ананьев в течение всего первого курса читал нам лекции по общей психологии. Лекции были необыкновенно яркими, проходили на одном дыхании. Они были посвящены месту психологии в системе других наук и в значительной степени — теории ощущений. Б.Г.Ананьев рассказывал нам, что из явлений окружающего мира может изучать психология — начиная от ощущений и заканчивая самыми сложными индивидуально-психологическими явлениями.

Порой Ананьев кратко пересказывал только что прочитанное им из новейших трудов зарубежных психологов, порой приводил примеры из литературных произведений (Достоевский, Золя). Необходимо заметить, что Ананьев был достаточно скромен и никогда не педалировал значения своих работ.

Во время лекций Ананьев обычно стоял перед аудиторией, но мог и пройтись, но не до самого конца. Он никогда не делал никому никаких замечаний. В лекциях Ананьева не было занудства (подобного тому, что было в лекциях, без сомнения, талантливого человека — Л.М.Веккера), это не была цепочка определений или формулировок. Б.Г.Ананьев мыслил вслух, как зрелый концептуалист и методолог. Его мысль была свободна, но при этом он никогда не отвлекался от темы. Далее

Время объединения

Декан Факультета психологии Лариса Александровна Цветкова отвечает на непростые вопросы, констатирует факты, рассказывает о том, как живет сегодня психологическое сообщество и как идеи Бориса Герасимовича Ананьева влияют на развитие психологической науки

— Научная школа Бориса Герасимовича Ананьева, что это значит для психологов сегодня?

— Один из признаков научной школы — уникальность, самобытность идей. В чем заключается эта уникальность? В междисциплинарности, в рассмотрении человека в контексте жизненного пути. В социологическом контексте.

Мне всегда казалось, что школа — это анализ жизненного пути ее создателя. Борис Герасимович рассматривал человека как предмет познания, серьезного научного изучения. Его идеи открыты для всех, его дело продолжается. Например, лонгитюдные исследования Ананьева. Наталия Владимировна Гришина проводит аналогичное лонгитюдное исследование студентов уже четыре года. Еще через год замкнется цикл, ведь Борис Герасимович проводил свои наблюдения в течение пяти лет.

Так восстановится связь времен. Это очень важное и интересное исследование, ведь сейчас, возможно, изменились социальные нормы по сравнению с серединой прошлого века. Понятно, что это связано с социокультурным контекстом. А может быть, изменились нормы, связанные с психофизиологическими параметрами человека? Почему это происходит? Так что исследовательский подход Бориса Герасимовича продолжает развиваться, несмотря на общую не лучшую ситуацию с научной школой. Нельзя сказать, что все направления, обеспечивающие полноценное существование научной школы, равномерно развивались.

При этом в СМИ никогда не было пропаганды и популяризации идей Б.Г.Ананьева. Эту проблему нельзя обойти. Именно сейчас юбилей открывает возможность для контактов со СМИ. Далее

Основные положения теории Ананьева

- Объяснение субъективных явлений внутреннего мира человека возможно путем изучения структуры субъекта как природного существа (индивида) и социального явления (личности). Есть объективные законы развития полисистемы человека - индивидуальности, по которым возникают и функционируют субъективные психические явления. С другой стороны, психические явления – образы мира. Они детерминированы объектом психического отражения.

- Психическое развитие интегрирует все линии индивидуального развития субъекта – индивида и личности. Эти линии взаимодействуют в природном онтогенезе индивида и социально-историческом жизненном пути личности.

- Природным «материалом» для порождения психического являются психофизиологические функции мозга – сенсорно-перцептивные, мнемические, вербальные, логические, аттенционные, тонические, психомоторные.

- Исходным психическим процессом, «клеточкой» психики, являются разнообразные ощущения. Чувственная сфера человека системна, ее функционирование обеспечивается сенсорной организаций.

- Психические процессы, включенные в деятельность и поведение человека, «кристаллизуются» в его психической структуре, поскольку их собственная структура соприродна ей: психофизиологический функциональный компонент процесса - индивиду, мотивационный - личности, операциональный - субъекту.

- Основные системы свойств человека – природный индивид и социально-историческая личность. Их интеграция дает структуру субъекта и индивидуальности. Последняя есть полисистема свойств индивида, личности и субъекта, в которой сознание приобретает новое качество и становится относительно автономным внутренним миром. Индивидуальность – гармоничная система с высоким уровнем сознательной саморегуляции, авторским отношением к собственной жизни и способностью к жизнетворчеству на жизненном пути.

- Контур нейропсихического регулирования психического развития, воплощенный во взаимодействии больших полушарий головного мозга и подкорковых структур, содержит механизмы, которые могут определять характер динамики психического развития в период поздней взрослости.

- Можно управлять индивидуальным психическим развитием на основе знания его объективных законов и сознательного использования их в воспитании и построении собственного жизненного пути. Природосообразное управление развитием эффективно, поскольку содействует физической и нравственной жизнеспособности человека, его долголетию и творчеству. Источник

Семинар, посвященный 100-ему юбилею Б.Г. Ананьева

1 видео

  • Ананьев — основатель Петербургской психологической школы

Основные научные труды Ананьева

Психология педагогической оценки

Очерки психологии

Психология чувственного познания

Теория ощущений

Очерки русской психологии XVIII—XIX веков

Человек как предмет познания
Автор уделяет внимание изучению основных характеристик человека как индивида, личности и индивидуальности в связи с филогенезом и историей человечества.
В особый раздел выделены вопросы психофизиологии, эволюции человека и генетических методов познания человека.

Избранные психологические труды, в 2-х т.

О проблемах современного человекознания

Книги Ананьева на ozon.ru

Озон

Неизвестно

Книга Б. Г. Ананьев 560 г

Творчество выдающегося отечественного психолога Бориса Герасимовича Ананьева (1907-1972), основателя научной психологической школы ЛГУ-СПбГУ, крупнейшего деятеля психоло�...

Неизвестно

Книга Б. Г. Ананьев 695 г

Второй том избранных трудов Б.Г.Ананьева называется "Развитие и воспитание личности"....

Неизвестно

Книга Б. Г. Ананьев 310 г

В книгу избранных трудов выдающегося психолога вошли его работы, которые отражают основные направления современного человекознания. Здесь показана взаимосвязь труда, ...

Неизвестно

Книга Б. Г. Ананьев 520 г

Книга представляет собой фундаментальный труд, посвященный центральной общепсихологической проблеме - психологии чувственного познания. На разнообразном фактологиче...