Как научить ребенка читать?

Как научить ребенка читать?

Разброс советов, способов и методик обучения чтению настолько велик, что кажется, столько людей – столько и мнений. Книжные прилавки ломятся от обилия литературы по развитию дошколят, а у родителей разбегаются глаза. Что же выбрать?На самом деле мотивировать ребенка к чтению порой очень сложно, и один неверный шаг может сбить всю охоту. Главное – все делать с удовольствием и ни в коем случае не заставлять учиться.


Как научить ребенка читать? Научить его любить книгу!

Чтобы ребенок захотел учиться читать, сначала надо научить его любить книгу, научить его любить процесс познания нового через книгу. Я научилась читать в 4,5 года, тогда был только букварь, выбора методик и Интернета не было, и мама учила меня по букварю. Без всяких игр, без бредовых идей, а спокойно, тихо по 20-30 минут в день.

До того, как начать процесс обучения чтению, она постоянно мне читала, с самого раннего детства. Когда в семье появились еще два малыша, времени на чтение почти не оставалось, и мама предложила мне научиться читать самой, чтобы читать себе и братьям. В моем случае это сработало, была мотивация, и как следствие отличный результат.
Один из моих братьев научился читать сам, да САМ. Он очень хотел в школу, ему было 5,5 лет. Мама сказала, если за лето он научиться читать, то в школу пойдет. Он ходил с букварем, кое-что спрашивал у меня и к августу, когда ему исполнилось 6 лет, он читал. Мама, слово сдержала, и он с огромной радостью пошел в школу!

Когда у меня родилась дочка, Интернета у меня тоже не было, так что многое я делала интуитивно, так как мне хотелось, а правильно или нет, я не знаю. Я сама всегда была «книжным» ребенком, читала много, запоем, постоянно. Читала без всякой системы, то, что под руку попадется. И поэтому решила, что и моя дочь должна не пройти мимо мира книги, где можно узнать новое, фантазировать, найти столько нужного и удивительного. Книги я ей начала читать с 4 месяцев. Да, вокруг все смеялись, но дочка любила слушать. Плавная речь, ритмичность слога хорошо успокаивают и убаюкивают ребенка. А то, что мама находится рядом, создает неповторимую атмосферу любви и нежности.
К подбору книг я подходила очень серьезно. Читала то, что подходит по возрасту. Сначала читала потешки и короткие сказки, колыбельные читала нараспев. Потом закупили кучу книг с картонными страницами, с большими картинками и 1-2 строчками текста на странице. С 6 месяцев дочка училась сама переворачивать страницы. Процесс чтения не прерывался, с каждым днем книги становились сложнее, интереснее. Дочка могла слушать их часами.

Как мама ребенка, который обожает слушать, а теперь и читает сама с удовольствием, даю вам такие советы.

Читайте книги регулярно. Пусть чтение станет для вас постоянной традицией. Даже если у вас совсем нет времени, прочитайте хоть пару страничек. Но обязательно каждый день!

Когда дочка подросла, уже после года, после прочтения книги, мы беседовали с ней, я помогала делать выводы из прочитанного, задавала вопросы. Помните, дети мудрее нас, у них внутреннее чувство добра и зла. И уже в 2 года они смогут делать выводы, если вы их этому научите.
Думаю, именно это совместное чтение и обсуждение, научило дочку мыслить логически, рассуждать, анализировать, выбирать главное, и четко формулировать мысли!

В 4года мы стали читать книги с продолжением, многие мамы боятся этого делать. Думают, что ребенок забудет завтра то, что прочел сегодня. Не бойтесь! Это формирует интерес к чтению, ребенок ждет продолжения, так тренируется память.


Обязательно при ребенке читайте сами. Ведь ваш личный пример – лучший способ заинтересовать малыша. Ребенок – он подобен губке, впитывает то, что видит. Если он видит, что мама и папа читают книги, то это становится для него как бы обыденным явлением. Читают родители – читаю я.

Уже после того, как ваш ребенок стал самостоятельно складывать буквы в слоги и слова, пройдет еще немало времени, пока он овладеет беглым чтением, поэтому не нужно отнекиваться, и говорить: Читай себе САМ, ты уже умеешь!!!! Он сразу вам покажет, что не умеет читать, и не хочет уметь!

Продолжайте читать ему вслух и обсуждайте прочитанное.
Умышленно дочитывайте до самого интересного места и вдруг неожиданно вспоминайте о необходимости срочно отойти в магазин, приготовить ужин, постирать и т.д. Книгу, естественно оставляйте на самом видном месте. Рано или поздно ребенок сам потянется к ней, чтоб узнать, что там дальше.


Аська может научить читать?

Рассказ о том, как найти мотивацию......



У наших знакомых дочка совсем не хотела, читать. С ней занимались, она знала буквы, слоги, но читать не читала. Тогда я придумала, как ее активизировать!

Мы с ее мамой часто болтаем в аське, девочка постоянно подходит и спрашивает:
-  Мама, чего там тетя Лена пишет? Мама напиши Даше пусть возьмет велик на улицу......

Я посоветовала ее  маме - не читать  мои сообщения!

Ребята, это сработало!!! Девочка стала сама читать с экрана, потом сама стала набирать сообщения! Процесс пошел!

Потом девчонки стали писать друг другу записки, не на компьютере, а на бумаге, что кстати тоже моя идея.

Я и своей дочке часто пишу записки, она читает их с удовольствием, ведь в них можно узнать: где лежит подарок, куда мы сегодня пойдем, во сколько начинаются Смешарики,  какую книгу мы будем читать перед сном, и конечно, там можно прочесть слова о том, как мама и папа любят ее!!


Профилактика трудностей в обучении чтению

Психологи выделяют несколько основных причин нарушения навыка чтения у детей.

Во-первых, слабое развитие у учащихся функции самоконтроля. Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять ошибки и устранять несоответствие между образцом и реальным достижением.

Во-вторых, многие первоклассники и даже второклассники плохо знают буквы алфавита. Если ребенок 7-8 лет не всегда может правильно назвать предъявляемую ему букву или тратит на ее опознание до 10-15 секунд, то это также неизменно приводит к нарушению навыка чтения.

В-третьих, частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения - слева направо.

В-четвертых, плохо читающие дети часто успевают забыть значение даже правильно прочитанного слова, поэтому они не понимают смысла прочитанного и не могут рассказать, о чем читали. Это свидетельствует о недостаточном умении ребенка удерживать в памяти значение прочитанного. Мучительно пытаясь правильно и быстро прочитать текст, ребенок совершенно не понимает и не запоминает прочитанного, а большинство заданий к урокам дается в письменном виде.

В качестве профилактики трудностей в обучении чтению следует уже с пятилетнего возраста выполнять с ребенком соответствующие упражнения. Читать далее >>


Развивающие игры для обучения чтению

Психологи считают, что в 4 - 5 лет ребенку легче учиться чтению, чем в 7 - 8, объясняя это тем, что пятилетний ребенок уже хорошо освоил речь, но слова и звуки ему еще интересны, он охотно с ними экспериментирует, легко запоминает целые слова, а затем начинает различать в них буквы, и взрослому остается только придать его интересу направление, необходимое для овладения навыком чтения.

В старшем же возрасте слова и звуки становятся для ребенка чем-то привычным и его эксперимен
таторский интерес пропадает.
Согласно наблюдениям психологов, интеллек
туальное развитие дошкольника наиболее успешно проходит в процессе его игровой деятельности.
 Читать далее >>

Учимся читать. Игры для обучения чтению >>


Доман Г. Как научить вашего ребенка читать

Учиться - это величайшее приключение в жизни. Учение желанно, жизненна необходимо, неизбежно и выше всего - это наиболее стимули­рующая и захватывающая жизненная игра. Ребенок верит, он будет всю жизнь верить в это, если вы не убедите его в обратном.

Самое важное правило, что оба - родитель и ребенок - должны
ра­достно подходить к обучению чтению, как к забавной, желанной игре.

Родителю никогда не следует забывать, что обучение - это наиболее
интересная игра жизни, это не работа. Учение - это награда, а не
наказание. Учение - это удовольствие, а не необходимость, это
привиле­гия, а не обязанность. Родителю необходимо все время помнить об
этом и никогда не де­лать ничего, что разрушило бы это естественное
отношение ребенка к учению.

Читать полную версию книги >>

Методика Г.Домана обучения чтению >>


Кубики Зайцева - игровой процесс

"Кубики Зайцева" — уникальная игра-пособие но обучению чтению
малышей от 2 лет
. Состоит она из набора картонных кубиков со складами,
комплекта обучающих таблиц, аудиокассеты и книжки автора с подробными
методическими рекомендациями.

Читать статью далее >>


Интересное и необходимое, о методике Зайцева

"В школе идет обучение с губ учителя на ухо ученика, а восемьдесят процентов информации ребенок усваивает глазом. Я тысячи раз показываю, может быть, десятки тысяч. На каждом занятии с малышами мы пишем сотни слов, а уже потом когда-то объясняю. Современные школьные методики все таковы, что они лишают детей здоровья – вот главный предмет моих забот: не слащаво-несбыточно, а реально охранять здоровье ребенка от бессмысленных перегрузок."
Н.А.Зайцев


Игры, в которые мы играли, когда учили буквы и учились читать

Играя, ребенок учится без стресса и страха!!!

Игры в слова.

Придумывание слов, начинающихся на одну букву. Эта игра особенно
хороша для детей, которые начинают изучать буквы. Можно устанавливать разные
правила: называть любые слова, только предметы из определенной категории,
только предметы, которые видишь в данный момент. Другой вариант - каждое
последующее слово должно начинаться на последнюю букву предыдущего. Этот
вариант несколько сложнее предыдущего, так как, как правило, определить первую
букву в слове для ребенка проще, чем последнюю. Классический пример такой игры
- игра в “Города”. На самом деле Города – это только один из вариантов игры,
как и в предыдущей игре можно устанавливать разные правила: называть любые
слова, только предметы из определенной категории, только предметы, которые
видишь в данный момент.

Следы (так мы учили буквы, а потом учили и английские  слова)

Я вырезала из бумаги следы, на каждом из них написала по одной
букве. Буквы должны быть крупные. Лучше использовать два цвета: синий -
согласные, красный – гласные Раскладывала в комнате  следы в виде дорожки, говорила, что кругом
болото, а это наша спасительная тропинка. 
Пройти по ней можно, если назвать все буквы правильно. Можно
чередоваться с ребенком и тоже проходить дорожку, а иногда
"ошибаться" и называть букву неправильно - ребенок будет исправлять.
Это же упражнение можно использовать, когда малыш будет учиться
читать слогами. Т. е. Вы опять вырезаете следы, только вместо букв пишите на
них слоги: "БА", "ВА", "ГА", "ДА" и
т.д. Не требуется писать все существующие сочетания букв, но в
"дорожке" должны присутствовать хотя бы несколько вариантов сочетаний
одной гласной и различных согласных.

Играем в школу.


Карточки: я постоянно сама писала карточки со слогами и везде их
развешивала, и мы иградли в школу, дочка учитель – я ученик и наоборот.
Карточки каждый день меняла местами, так как дочка запоминала,  в какой последовательности они висят.

"Надписи"

Напишите названия предметов, которые Вас окружают, крупными
буквами и приклейте к соответствующим предметам. Т. е. на стол следует
приклеить слово "СТОЛ", на дверь - "ДВЕРЬ" и т. д. Ребенок
очень быстро поймет принцип игры и будет называть просто предметы, но слова все
равно запомнит. Для эффективности напишите те же слова еще раз и просто
показывайте их ребенку, а он будет их читать. У детей феноменальная память.
Когда ребенок будет легко читать данные слова их можно заменить
прилагательными. Например, на стол наклеить слово "деревянный", на
окно - "стеклянное" и т. д.

Магазин.

Когда дочка научилась читать, мы играли в магазин. Магазином был
стул, на котором бумажки с названиями продуктов. Я ей даю задание, пойди и купи
все для супа. Она должна прочитать все записки, и выбрать то, что ей нужно.

Висельница

Первый игрок задумывает слово. Это должно быть существующее
слово, и игрок должен быть уверен, что другой игрок знает это слово и знаком с
его написанием. Он изображает ряд пустых мест, необходимых для написания слова.

Игра начинается, когда второй игрок предлагает букву, которая
может входить в это слово. Если он угадывает, первый игрок пишет ее в нужном
незаполненном месте. Если в слове такой буквы нет, он пишет эту букву в стороне
и начинает рисовать виселицу. За каждый неправильный ответ рисуется по одному
элементу сначала виселицы, а затем тела игрока.

Задача второго игрока отгадать слово раньше, чем его
"повесят", т.е. нарисуют полностью виселицу вместе с телом.

Игр можно придумать очень много, фантазируйте!!! Играйте постоянно и с хорошим настроением!!!


Опыт других родителей


Как выбрать хороший Букварь

1. Обложка.
Желательно, твердая и прочная – иначе довольно быстро учебник потеряет
вид, а ведь очень важно приучить малыша к красоте и порядку во всем,
что касается учебы.

2. Бумага.
Только матовая – глянцевая будет давать блики, что слишком сильно
напржет еще слабую сетчатку глаза ребенка. Но при этом хорошего
качества, полностью непрозрачная – чтобы текст обратной стороны не
просвечивал. А цвет может быть как белый, так и чуть желтоватый,
газетный. А вот цветные странички также лишний раз напрягут зрение и к
тому ухудшают запоминание материала.

3. Иллюстрации.
Те же требования, как и к любой детской книге – рисунки должны быть
красивыми, выполненными художником, а не тем, у кого люди сидят в
неестественных позах, а свинки похожи на собак.

4. Изображения букв.
Во-первых стоит обратить внимание на изображение той буквы, котрая
изучается. Она должна быть сильно выделяться размером, быть четкой,
хорошо видной. Желательно, но не обязательно чтобы согласные и гласные
буквы маркировались разными цветами – это пригодиться в будущем.
Также очень важно, чтобы размер шрифта был достаточно крупным, буквы
также должны быть четкими. Возможен вариант, когда в начале азбуки,
когда осваиваются первые буквы и слоги, шрифт очень крупный, а к концу
книги, когда ребенок уже читает предложениями, шрифт несколько
уменьшается.

5. Методика обучения чтению.
Методик, конечно, существует много, и выбирать – дело вкуса. Стоит обратить внимание на следующие моменты:
- начало работы с книгой лучше начинать с чего-то знакомого ребенку. То
есть в начале азбуки должны идти не тексты, а картинки, интересные и
доступные.
- в дальнейшем картинок должно становиться меньше, а текста – больше, но это должно происходить ПОСТЕПЕННО.
- на изучение каждой буквы должна отводиться как минимум одна своя страница
- сложность текста должна соответсвовать уровню знаний ребенка.
Например, если изучается первая буква (например, А), в текстах,
предлагаемых ребенку, не должно быть других букв. Если после А
изучается Х, то слова (слоги) могут быть только АХ и ХА. То есть в
тексте не должно быть еще не пройденных букв. Таким образом, на первых
страницах практически не будет текста, за то много картинок, а вот к концу книги тексты будут состоять из предложений и даже небольших рассказов.

Анна Дмитриева, мама и педагог


Переходим к чтению текста

Очень полезная статья >>

Добавь в свою соцсеть:

Яндекс.Метрика