Дети и деньги

Дети и деньги

Для многих родителей, на сегодняшний день, чуждо учить детей, как обращаться с деньгами, так как и их самих родители этому не учили. Возможно, в этом и кроется причина того, что не так уж и много у нас успешных и уверенных в себе людей.Ни для кого не секрет, что родителям сегодня приходится выдавать деньги ребенку на карманные расходы. Это требование, которое предъявляет жизнь.

Дети и деньги……..

Не надо быть вундеркиндом, чтобы уловить связь, какая существует между деньгами и удовлетворением наших желаний. Дети делают это открытие прежде, чем дорастают до школьного возраста, раньше даже, чем начинают считать до десяти. И не приходится этому удивляться: все мы нередко говорим о деньгах в их присутствии.

Кроме того, дети замечают, что вещи, приобретаемые в магазинах, мы оплачиваем, а не просто берем и уносим домой. Таким образом, “Хочу!”, которое мы слышим от 2-3-летних детей, превращается в “Купи!” у 4-5-летних.

Обычно родители не знают, как при таких просьбах поступить. С одной стороны, они не хотят лишать ребенка чего-то нужного, а с другой, не хотят и баловать. Конечно, здравый смысл подсказывает им разумные ответы, и все же они не приносят ощутимых результатов, и ребенок, оберегаемый от “прозы жизни”, в результате так и не научится обращаться с деньгами разумно и ответственно.

Дети могут расти в одинаковых условиях, но со временем будут сильно отличаться друг от друга в своем отношении к деньгам. Один человек может прочно стоять на ногах даже при совсем незначительных средствах, потому что умеет распоряжаться ими, а другой вечно будет находиться на краю банкротства, хотя и зарабатывает в десять раз больше. В большинстве случаев отношение это закладывается уже в самом “зеленом” возрасте.

Ребенок, например, может безумно захотеть, чтобы ему купили какую-то полюбившуюся игрушку. И родители понимают, что ему хочется поиграть с ней. Но вот игрушка куплена и почти сразу же перестает интересовать ребенка. В чем дело? Привлекательная игрушка оборачивается для него всего лишь символом вашей любви и показателем его способности уговорить вас. Таким образом ребенок ставит взрослых в положение, когда родительские доброта и любовь должны иметь денежный эквивалент. Вы сами учите ребенка использовать деньги для удовлетворения его желаний. И учите далеко не лучшим способом. Если можно купить любовь, то почему, например, нельзя купить знания, необходимость уборки в своей комнате, обещание приходить домой вовремя?

Деньги тоже воспитывают. Пренебрежительное отношение взрослых к деньгам, стремление огородить детей от материальных проблем может воспитать у детей иждивенчество и нежелание знать о возможных экономических трудностях семьи. И другая крайность – постоянные разговоры о деньгах, преувеличение их значимости могут воспитать алчность и зависть. Трудная задача родителей – найти золотую середину.

Что ребенок должен знать о деньгах

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы, между тем наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом.

В российской культуре щепетильное отношение к финансовой стороне жизни издавна выражалось в том, что о деньгах в приличном обществе говорить было не принято. С приходом советской власти уважение к деньгам стало сродни дурному тону, «мещанству». Детям внушали, что говорить о деньгах некрасиво. Зато вполне прилично было на каждую просьбу ребенка, которую родители заведомо считали блажью, говорить со слезой в голосе: «У нас нет на куклу (машину, новые туфли) денег».

В сегодняшней жизни страны отношение к деньгам изменилось в корне. С этого слова снято табу, и звонкое «деньги» стало едва ли не самым распространенным словом в обиходе. Значит, и родительский опыт в вопросе финансового воспитания нуждается в методах, которые отвечали бы духу времени. Многие родители растеряны — они не знают, с какого бока подойти к этой сложной теме. Вот самые распространенные вопросы родителей:

Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы?

Прежде всего родителям нужно решить, готовы ли они обсуждать с детьми финансовые вопросы. Дети не должны быть свидетелями яростных споров или ссор, в которых родители обвиняют друг друга в неправильном распределении домашнего бюджета, в неумении заработать на самое насущное, в скупости или транжирстве.

Как только родители достигли согласия в этом щекотливом вопросе, они посвятят малыша в основы домашней экономики. Двухлетнему ребенку достаточно знать, что папа работает, зарабатывает деньги, на эти деньги он может купить продукты и игрушку для сына. В три года ребенок уже понимает, что «у мамы при себе нет денег на куклу, но она непременно вернется сюда через неделю, чтобы купить ее». В четыре ребенок способен понять, что «на дорогую игрушку сейчас нет денег, нужно подождать до следующего месяца, когда мама и папа отложат в копилку необходимую сумму». Пятилетний ребенок уже немного умеет считать. Составив список необходимых продуктов, привлеките его к планированию. Не забудьте включить в этот список здоровое лакомство для ребенка. Пусть он знает: вы умеете считать деньги, но непременно выделите некоторую сумму на вкусные фрукты или мороженое.

Чем старше ребенок, тем больше он узнает про товарно-денежные отношения и их колоссальную роль во взаимоотношениях людей. Ребенок не должен стать свидетелем того, как вы рассуждаете над вопросом: потянет ли ваша семья материально второго малыша. Сложные темы о переезде в новую квартиру, покупке машины, продаже дачи или займе на лечение мамы должны обсуждаться вдали от ребенка. Старшие обговаривают с детьми простые финансовые вопросы, но не перекладывают на детские плечи болезненные проблемы!

Нужно ли привлекать детей к составлению семейного бюджета?

Родители тратят много времени и душевных сил на то, чтобы принять верные финансовые решения, и детям совершенно не нужно принимать участие в многотрудных и зачастую мучительных заседаниях. Однако есть вопросы, в которых участие детей просто необходимо! После того как родители обсудили генеральную линию, они приглашают младшего члена семьи. «Мы с мамой рассматриваем два равноценных варианта каникул: неделя на байдарках или неделя в горах. Чего бы тебе больше хотелось?» Или: «Мы с папой собираемся купить вам подарки к Новому году: что вы хотите — две одинаковые машины или машину и конструктор, тогда вы станете играть с ними по очереди?»

Как научить ребенка понимать стоимость денег?

Если папа уважительно относится к вкладу мамы в семейный бюджет, а мама в свою очередь ценит папины усилия, то привить ребенку уважение к их труду (и к денежному выражению их усилий) совсем несложно. Ваш ребенок отказывается понимать, что деньги имеют свойство иссякать и заканчиваться, что у родителей есть приоритеты при распределении бюджета, что он не может требовать сороковую машинку за эту неделю? Он кричит, что вы жадины и злюки? Вы с ним согласны в глубине души? Вы испытываете муки вины, что не можете предоставить ему всех благ на свете? Это значит, что деньги стали грозным символом власти и манипуляций в вашей семье. Здоровое и трезвое отношение к деньгам — вот лекарство от скандалов на почве денег.

Здоровое отношение к деньгам — это умение отделить главное (крыша над головой, полноценное питание, одежда по сезону, необходимое медицинское обслуживание и гигиенические процедуры, обеспечение ухода за детьми) от второстепенного (иномарка, европейский ремонт, дорогая игрушка). Если у родителей деньги не стали самоцелью, наваждением, постоянной темой для разговоров, то, скорее всего, и в жизни ребенка они станут занимать строго отведенное для них место.

Трезвое отношение к деньгам — это спокойное умение распределить бюджет так, чтобы полностью удовлетворить главные нужды семьи и совместными усилиями решить, на что бросить оставшиеся финансы. Что важнее: коньки для дочки или мобильный телефон для мамы? Поездка сына с классом в Варшаву или приобретение ему компьютера? Трезвое отношение к деньгам приходит в процессе проб и ошибок, заблуждений и расплат за ошибки. Как воспитать такое отношение? В первую очередь доверием и отсутствием мелочной опеки. Как только ребенок получил свои первые карманные деньги, обсудите с ним, на какой срок ему выданы деньги (на три дня или на неделю) и что он может на них купить. При этом круг запрещенных покупок обсудите сразу и твердо. Например, ребенок не может покупать сигареты, неприличные журналы или жвачку. Спросите, на что он хотел бы потратить свой капитал. Обсудите, хватает ли у него денег на желаемое. Старайтесь не предлагать свои советы или выводы — только задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Если ребенок истощил свой недельный капитал за день и пришел к вам за добавкой, объясните ему, что карманные деньги были выданы на неделю и следующую порцию он может получить только через шесть дней.

Важно уважительно выслушать ребенка и не смеяться над его непрактичностью — мол, кто же это на все 150 рублей карандашей да ластиков покупает? Солить их, что ли? Важно не читать нотацию: «Объяснял тебе — к деньгам нужно относиться с уважением, бережно, по-умному» — реальность говорит куда громче ваших наставлений! Зато нельзя и поддаваться на манипуляции подобного толка: «Папа, я же все эти денежки нищему отдал! Мне его жалко стало!» или: «Мне нужны деньги, потому что я поделился с Васей — ему мама не дала денег».

Как бы вам ни хотелось поддержать добрые порывы в душе своего ребенка, важнее позволить ему испытать уроки жизни: даже делясь с ближним, ты должен соизмерять свои поступки с возможностями. Если ты решил отдать последнюю рубаху другу, тебе придется испытать дискомфорт, который является прямым следствием твоего выбора. Нельзя быть добрым или великодушным за чужой счет.

Честное отношение к деньгам — это когда каждый член семьи умеет пойти на компромисс, учесть не только свои пожелания, но и интересы остальных домочадцев, отложить покупку, согласиться на более скромную вещь. Если ваш ребенок видит, что каждый «семейный совет по финансовому вопросу» заканчивается тем, что кто-то один неизменно убеждает остальных в том, что его нужды самые насущные и срочные, то ваш ребенок, скорее всего, будет разгневан и раздосадован. Он ощутит свое бессилие, свою «второсортность».

Источник>>

От чего зависит размер карманных денег, выдаваемых ребенку?

Многих родителей волнует вопрос, сколько выдавать ребенку, чтобы учесть его интересы, но в то же время не слишком баловать.

Американские психологи считают, что надо привязывать размер карманных расходов к возрасту ребенка, т.е., если 6 лет – 6 долларов в неделю, 10 лет – 10 долларов и т.д.

В Германии размер карманных расходов закреплен законодательно. Ребенок в возрасте до шести лет должен получать 50 центов в неделю, 7-летний ребенок – 1,5-2 евро, 10-летний – 10-12 евро, а с 13 лет – уже 20 евро, 15-летний подросток – 25-30 евро в неделю. За невыплату родителям угрожает штраф.

В России нет регулирования выдачи карманных денег детям, поэтому судить о размере карманных денег, достаточно сложно. Официальной статистики нет. И рекомендованных размеров тоже нет. Однако, как показывает практика, размер выдаваемых денег зависит от разных факторов: финансовых возможностей родителей, размера выдаваемых денег другим детям, зрелости ребенка, его возраста, а также здравого смысла и пр.

1 Финансовое положение родителей
Для состоятельных родителей проблема заключается в том, чтобы не давать слишком много. Для малообеспеченных – находить хоть что-то дать на карманные расходы, не развивая в ребенке комплекс неполноценности и открывая возможности заработать на свои нужды. Хотя практика показывает, что часто состоятельные люди не дают детям много денег. Так Рокфеллер выделял своим детям очень ограниченную сумму, что принуждало детей постоянно подрабатывать на свои нужды. Большие суммы получают обычно отпрыски родителей, принадлежащих к среднему классу по уровню своего дохода.

Что же касается людей со скромными доходами, то не стоит лезть из кожи вон, чтобы дотянуть своего сына или дочь до каких-то норм. Вы даете столько, сколько можете, но обязательно даете! И постоянно подбадриваете ребенка, что он сам, несмотря ни на что, может добиться в жизни очень многого.

2. Размер карманных денег зависит от зрелости ребенка
Зрелость ребенка в отношении к деньгам проявляется обычно в том, что все деньги, которые попадают ему в руки, не растрачиваются зря: на них покупается что-то полезное, какая-то часть сберегается, что-то вкладывается с целью приумножения.

Так одна моя знакомая, сын которой уже пару лет живет с бабушкой по семейным обстоятельствам, дает своему сыну энную сумму, которая включает оплату преподавателей, покупку одежды, учебников и совсем немного сверху на удовольствия. Но когда бы она не спросила, есть ли у него деньги, сын всегда говорит, что есть, причем все расчеты со своими преподавателями он производит сам, отслеживает даты платежей и никогда не тратит деньги зря.

Дети и деньги
3. На размер выдаваемых денег оказывает влияние размер сумм, получаемых сверстниками.Дети всегда знают, сколько получают от своих родителей их сверстники, и хотят иметь столько же. Если сумма не дотягивает до размеров, выдаваемых сверстникам, надо не бояться объяснять ребенку сложности финансового положения семьи, непременно подчеркнув, что это никак не отражается на возможности ребенка построить финансово обеспеченную жизнь, когда он станет взрослым. Есть масса примеров в истории, когда миллионерами становились люди, у которых было не слишком обеспеченное детство.

4. Здравый смысл в определении размера карманных денег никому еще не помешал.Так, если сегодня мы будем ориентироваться на рекомендации американских специалистов и привязывать сумму, выраженную в нашей национальной валюте, к возрасту ребенка, то здравого смысла здесь будет мало, потому что 10 рублей, которые следовало бы выдать 10-летнему ребенку, конечно, слишком мало, потому что на эти деньги ребенок не сможет себе купить ничего, кроме жевательной резинки, а накапливать неделями на игрушку, самая простая из которых стоит больше 100 рублей, ребенок просто не сможет. Поэтому разумным можно считать выдачу, например, 30 рублей в неделю, а если нужно больше – предложить заработать.

5. Семейные проблемы.В неполных семьях или семьях, где родители слишком заняты своей работой, бизнесом, карьерой и проводят мало времени с детьми, суммы получаемых детьми денег бывают очень значительными. Таким образом, родители пытаются загладить свою вину перед детьми. Но это неправильный подход. Ребенку нужно родительское внимание и любовь, а не подарки и деньги, которыми родители пытаются это заменить.

Надо отметить, что размер карманных должен увеличиваться с возрастом и покрывать какой-то минимум удовольствий в соответствии с возрастными запросами.

Таким образом, сколько давать ребенку на карманные расходы, родители должны определять сами, исходя из собственной жизненной ситуации. Но главное, надо помнить, что деньги, выдаваемые ребенку, это средство обучения, при помощи которого родители помогают ребенку освоить все финансовые навыки, которые потребуется ему во взрослой жизни.

Источник>>

И все же……. Давать ли детям карманные деньги?

Зачем они ребенку? — возмутятся одни. С какого возраста и какую сумму? — спросят другие родители. А если не давать деньги детям? — поинтересуется кто-то. На всевозможные вопросы отвечает психолог Сергей Ключников.


Зачем ребенку деньги?

Отвечая на этот вопрос, многие и родители, и психологи убеждены: чтобы тоже чувствовать себя личностью, которой неунизительно жить в мире самодостаточных взрослых. Если ребенок не может сам хотя бы иногда покупать себе то, что ему нравится, он будет испытывать отрицательные эмоции. У него может развиться жадность, зависть к другим детям, комплекс неполноценности.

Противники карманных денег полагают, что, пока ребенок мал возрастом, все необходимое ему должны покупать взрослые. Сам же он не сможет сделать правильный выбор, потому надо избавить его от этой ответственности. Кроме того, если ему регулярно давать на карманные расходы какие-то, пусть даже маленькие суммы, он постепенно станет капризным, балованным существом, не способным сдерживать свои желания.

Когда ребенок подрастет, он должен зарабатывать самостоятельно. Противники карманных денег любят ссылаться на американский опыт. Родители-миллионеры не дают своим отпрыскам ни копейки, а заставляют их идти на заработки курьерами, посыльными, мойщиками машин. Ведь только так можно узнать истинную ценность денег и суровую изнанку жизни.

Своя правота есть у сторонников и той, и другой точки зрения. Так же как и оборотную сторону имеет каждый из вариантов.

Можно, конечно, не давать ребенку деньги, а взять инициативу по удовлетворению всех желаний маленького человека в свои руки. Этим вы, с одной стороны, покажете ему свою власть и не пойдете на поводу у его капризного «я». А с другой стороны — можете породить в нем, помимо чувства обиды и зависти, привычку во всем полагаться исключительно на вас.

Есть и другой путь. Не только дать отпрыску деньги на карманные расходы, но и возвести это в привычку. Конечно, дите обрадуется (правда, со временем эта радость станет для него рутинным состоянием), а вы, таким образом, возможно, воспитаете в нем элементы самостоятельности. Но вполне может быть, что ваше решение станет еще одним шагом на пути превращения его в балованное непослушное существо.

Так что каждому родителю придется самому искать золотую середину в дилемме: давать или не давать карманные деньги.

Давать деньги можно, если…

Он понимает проблемы родителей. И в курсе, что деньги надо зарабатывать и это немалый труд. В семьях, в которых родители рассказывают чадам о своей работе, те могут уже в первом классе проявлять такое понимание.

Он знает, зачем ему нужны деньги, и может довольно внятно ответить, на что он их потратит. На самом деле не так уж важна конечная цель. Будет ли он каждый день покупать себе жвачку или складывать денежки в копилку. Главное, чтобы желание иметь карманные деньги было осмысленным.

Он умеет ходить в магазин. То есть прежде чем более-менее регулярно выдавать ему некоторую сумму, проверьте его умение делать небольшие покупки для дома. Он должен уметь рассчитать полученную от родителей сумму, чтобы ее хватило и на молоко, и на хлеб, и на колбасу. Не забывать сдачу в магазине.

Ребенок не дорос до карманных денег, если…

Он слабо представляет, где работают родители, что такое зарплата и откуда она берется. Причем такая наивность бывает не только у деток обеспеченных родителей, которые не знают счета деньгам. Такими же инфантильными могут оказаться и дети, чьи родители зарабатывают крайне мало, но изо всех сил стараются, чтобы дите этого не замечало.

Он не умеет отказываться от мелких желаний ради «высокой цели». Ему не хочется ограничивать себя в своих желаниях, он отказывается копить деньги на какую-нибудь крупную покупку.

Он неуправляемый. Если ребенок плохо себя ведет, не держит свои обещания и любит приврать, карманные деньги сослужат ему плохую службу. Он может уверовать, что деньги даются просто так, а не за какие-то заслуги.

Советы родителям
Дети и деньги

Не стоит давать ребенку карманные деньги раньше, чем он начнет ходить в школу. Все-таки детсадовец должен играть в игрушки, а не считать свои доходы.

Если вы решили, что ваш отпрыск имеет право на карманные расходы, постарайтесь, чтобы это не было уступкой его шантажу. Иначе подрастающий шантажист решит, что достаточно «поднажать на предков» — и все получишь.

Конечно, сумма, которую вы дадите ребенку, зависит от достатка вашей семьи. И все же не забывайте, что это карманные деньги, а значит, их не должно быть много по определению.

Переходя на денежные отношения, увеличьте обязанности ребенка. Если он считает себя достаточно взрослым распоряжаться некоторой суммой по своему усмотрению, значит, он вполне дорос и до каких-то домашних дел.

Если же вы решили, что ребенку пока рано иметь свои деньги, не отказывайте ему в грубой форме. Объясните (и ему, и себе), почему вы против карманных денег и как их можно заслужить.

Не стоит делать конкретную привязку к оценкам, к домашним поручениям. Иначе очень скоро ребенок за «просто так» не захочет ни учить историю, ни мыть посуду.

Скорее надо поощрять его хорошее поведение, старательность, желание помогать. Поэтому вполне можно «наказывать рублем» грубияна. Он должен понимать, что если он обидел родителей, подрался в школе, то не заслуживает материального поощрения. Все-таки выдавая ребенку какую-то сумму, вы должны приучать его, что деньги надо зарабатывать

Источник>>

Как говорить с ребенком о деньгах?

Многим из нас говорить на эту тему кажется неприличным, неловким… Но сегодня наши дети очень рано начинают думать о деньгах как о способе получать удовольствие. Кроме того, во многих семьях деньги часто оказываются предметом споров и беспокойства, средством награды или наказания. Вся эта сложная смесь выражается во множестве предубеждений, которые мы невольно передаем своим детям: «В мире все продается и покупается», «Мы зарабатываем деньги в поте лица»… «Эти семейные послания часто бывают двойственными, непоследовательными и запутанными, — объясняет социальный психолог Анна Фенько, — а между тем они оказывают влияние на всю последующую жизнь человека».

Говорить об этом нужно

Не стоит считать деньги чем-то неприличным. Честный и понятный разговор поможет ребенку относиться к ним спокойно.
Объяснить стоимость вещей
Ясно объясняя, откуда берутся деньги, как их зарабатывают и для чего они нужны, мы знакомим ребенка с устройством нашего общества.
Помочь ему повзрослеть
Деньги — один из инструментов для того, чтобы помочь ребенку стать самостоятельным, ответственным и сделать первые шаги в мире взрослых.
Можно ли, стремясь сохранить детскую невинность, вообще не говорить с ребенком о деньгах?
Не в нашей власти поместить детей в стерильный мир, где денег не существует. В том мире, где мы живем, дети — это прекрасно изученная целевая аудитория, клиенты, которые начинают тратить деньги еще до того, как у них прорезался первый молочный зуб. «Исследования психологов и социологов показали, что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве, приучали ли их родители самостоятельно пользоваться деньгами, посвящали ли в финансовое положение семьи», — говорит Анна Фенько. «Для того чтобы научиться чему-то, скажем, ездить на велосипеде или работать на компьютере, надо делать это как можно чаще. Навык формируется при непосредственном действии и его многократном повторении», — добавляет семейный психолог Ирина Хоменко. Первый интерес и первые вопросы о том, что такое деньги, у большинства детей возникают уже в 4—5 лет.

4—5 лет. Говорить об этом просто

Каждая вещь стоит денег
Сидя с мамой в кафе, 5-летний Сеня требует третью порцию мороженого. Мама отказывает, говоря, что у нее больше нет денег. Но малышу это совсем не кажется препятствием: «А ты возьми с карточки!» Он уже не раз видел, как родители пользуются банкоматом. С точки зрения маленького ребенка, деньги есть всегда и в неограниченном количестве. Они находятся в самых разных местах: на маминой или папиной работе, в банке, в магазине, и, конечно, они всегда есть в банкомате, который их выдает. Наверное, этот банкомат их и делает… Нужно только найти такое место и взять деньги, чтобы купить все, что нравится.

Как строить беседу
Дошкольники мыслят конкретно, поэтому демонстрируйте то, о чем вы говорите. Объясняя понятие «накопление», возьмите монету, например в 5 рублей, положите на стол и добавьте сверху еще одну такую же. Обратите внимание ребенка на то, что «столбик» почти не стал выше. Затем предложите увеличить его. Для этого нужно добавить новые монеты, но сколько? Положив еще три-четыре монеты, он заметит, что денег стало заметно больше. А если добавить еще шесть? Любой дошкольник скажет, что столбик стал «большим». Вам останется подытожить, что сначала, когда начинаешь копить, кажется, что денег почти и нет. Нужно набраться терпения и осторожно сложить «башню» нужной высоты. Но если положить слишком много, она рухнет и придется начинать сначала. Так попутно вы расскажете ему о разумном ограничении жадности.

Младшие школьники вполне готовы к разговору «взрослому» по форме, но увлекательному по содержанию. Избегайте пессимистических характеристик и отрицательных частиц. Например, вместо «И тогда денег у нас не будет» скажите: «И тогда нам придется подумать, что нужно делать, чтобы у нас появились деньги». Разговор о них не должен быть каким-то особенным — это лишь часть вашего естественного общения с ребенком.

Старшие школьники легко могут поддержать разговор со специальной терминологией. Только не превращайте его в скучную лекцию: разговор «как со взрослым» — это не нотация, а общение на равных.

Татьяна Арефьева
«Объясняя, откуда берутся и для чего нужны деньги, мы помогаем ребенку понять основы функционирования общества, — комментирует американский психолог, автор бестселлера „Как научить ребенка обращаться с деньгами“ Джолайн Годфри (Joline Godfrey). — Когда мы говорим просто и понятно, он узнает о том, что есть необходимые вещи (дом, еда, электроэнергия) и те, что доставляют удовольствие (каникулы, игры, сладости). И те, и другие имеют свою цену, и, чтобы приобрести их или пользоваться ими, необходимо заплатить. А деньги, в свою очередь, не появляются сами собой». Рассказывайте ребенку, зачем вы ходите на работу: вы любите свою профессию, но работаете также и для того, чтобы получать деньги, а потом покупать для всей семьи продукты, одежду, книжки, игрушки. Заодно можно устроить ему экскурсию на ваше рабочее место: обычно детям это нравится.

Нельзя быть расточительнымЕсли ребенок за столом балуется с хлебом, размазывает еду по тарелке, действеннее рассказов про голодающих детей Африки будет объяснение, почему именно вы считаете недопустимым портить продукты (все, что мы едим, не просто куплено за деньги, это еще и результат труда других людей). Расскажите также, почему вы выключаете свет, выходя из комнаты, и аккуратно закрываете кран.

Да, бедность существует
Увидев на улице человека, просящего подаяние, он взволнован: «Почему дядя бедный?» Успокойте ребенка (этот человек испытывает большие трудности в жизни, а мы можем помочь тому, кто оказался в беде). «Не отделывайтесь отговорками: дети чувствуют наше смущение, и только конструктивный разговор помогает им успокоиться, — советует Джолайн Годфри. — Если сын или дочь продолжают волноваться, скажите, что вам не угрожает опасность попасть в такую ситуацию, ведь вы работаете именно для того, чтобы этого не произошло».

7 лет. Воспитывать чувство ответственности

Первые карманные деньги
В 7—8 лет у многих детей появляется стремление к независимости. Важно дать ребенку почувствовать, что вы это понимаете и готовы его поддержать. Давая ему раз в неделю определенную сумму, которой он может распоряжаться сам, вы делаете важный шаг к воспитанию чувства ответственности. «Карманные деньги — это не зарплата и не способ поощрения или наказания. Это инструмент, помогающий научить их распоряжаться своими финансами, — считает Ирина Хоменко. — Объясните ребенку смысл выдачи карманных денег и договоритесь с ним о том, какие расходы они будут покрывать. Сначала вы можете помогать планировать траты, но не переусердствуйте». Если родители жестко контролируют ребенка, это лишает практику выдачи карманных денег всякого смысла. Ведь карманные деньги должны помочь ребенку научиться тратить разумно.

Родители потеряли работу
ЕСЛИ У РОДИТЕЛЕЙ ТРУДНО С ФИНАНСАМИ, РЕБЕНОК ИМЕЕТ ПРАВО ЗНАТЬ, ЧТО ПРОИСХОДИТ.Если вы находитесь в трудном финансовом положении, ребенок имеет право знать, что происходит. Не нагружайте его подробностями ваших переживаний, просто сообщите ему о своих профессиональных трудностях и о том, что вы ищете работу. Это поможет ему справиться с беспокойством.

Обязательная программа
Помогите ребенку освоить первые финансовые понятия. Авторы мирового бестселлера «Дети и деньги», американские биржевые маклеры Кеннет Дэвис и Том Тэйлор (Kenneth Davis and Tom Taylor) считают, что начинать следует с нескольких особо важных терминов*. Расход (понимание того, что существуют различия в ценах, денег может не хватать и нам неизбежно приходится выбирать); бюджет (умение планировать, видеть перспективу); сбережения (важность и выгода отсроченного вознаграждения); доход (умение разумно рисковать и учитывать конкуренцию).

12 лет. Учить распоряжаться деньгами
Планировать траты
Почему у них больше денег, чем у нас?
Сколько бы вы ни зарабатывали, ребенок в какой-то момент заметит, что у кого-то денег больше, и спросит почему. Как стоит отвечать на этот вопрос, рассказывает психолог Анна Фенько.

«Нет определенного возраста, когда пора заговорить на эту тему. Отвечайте на вопрос в тот момент, когда ребенок вам его задаст. Можно объяснить, что многие хорошие вещи (в том числе и материальный достаток) имеют свои оборотные стороны. «Хаммер», например, отличная машина, но в городе его трудно парковать; тому, кто ездит в школу с личным шофером и охранником, по дороге приходится общаться именно с ними, а не с мамой или папой (и пусть ребенок сам подумает о том, что приятнее). Будьте честны: неловкости не возникнет, если вам комфортно в вашей ситуации, вы сознательно выбрали свою работу и она вас удовлетворяет. Полезно вместе обсуждать семейный бюджет. И пусть вас не мучает чувство вины: когда вы говорите, что не можете купить чего-либо, это не только вынужденная мера, но и полезный опыт для ребенка. Если он будет ясно понимать, что ваша семья может себе позволить, а чего нет, ему будет спокойнее. Кроме того, детям важно знать, что мама и папа любят то, чем они занимаются (разумеется, если это правда): «Мы много работаем и стараемся, чтобы у тебя было все необходимое. Ты тоже можешь постараться — все в твоих руках».

Именно в подростковом возрасте дети учатся планировать свои траты и впервые пробуют экономить. Сумма карманных денег и периодичность их выдачи должны меняться. «Надо учитывать две вещи: ваши возможности и запросы ребенка. Спросите, какая сумма его бы устроила, — советует Ирина Хоменко. — Если потребности ребенка слишком высоки, вместе скорректируйте их. Не ориентируйтесь „на соседа“ или товарищей по классу: у всех разные возможности, и это лишний повод поговорить на эту тему». Подростку можно давать деньги уже не раз в неделю, а раз в месяц. Конечно, раз в его руках оказывается большая сумма, больше и соблазн потратить все сразу. Если он потратил все деньги, которые ему выдали, обсудите вместе, почему так получилось, что он не учел. «Объясните, как стоило себя вести (или как сделали бы вы) и почему именно так, — говорит Ирина Хоменко. — Посочувствуйте, но никогда не предлагайте финансовую компенсацию. Ограничьтесь психологической. Иначе он получит урок: все наши ошибки оплачивает кто-то другой. Но разве это так?»

Дети и деньги
14—15 лет. Поддержать первые шаги во взрослом мире
От копилки к пластиковой карте

ВМЕСТЕ С НИМИ ОБСУЖДАЯ СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ, МЫ УЧИМ ИХ СМОТРЕТЬ НА МИР РЕАЛЬНО.
С того момента как ребенок получает паспорт, вы можете открыть на его имя счет в банке. «Мы завели банковские карточки для наших сыновей, — рассказывает мама 14-летнего Артема и 15-летнего Дениса. — Каждый месяц мы кладем на них карманные деньги. На эти средства они ходят в кино и в кафе, а еще стараются экономить, чтобы купить диски или модную одежду. Удивительно, но младший — очень экономный, а старший тратит все, что есть на его счету, в первую же неделю, но все равно регулярно заходит в местное отделение банка и проверяет выписки». Даже если подросток совершает подобные ошибки в ведении своего личного бюджета, он учится.

Обмен опытом
Советуйтесь с ним при совместных покупках, обсуждайте и свой выбор. «Вы увидите, каков ход его мыслей, — комментирует Ирина Хоменко, — что для него является критерием успешности покупки (»как у всех«, „как ни у кого“, „очень дешево“, „очень красиво“, „выглядит дорого“)». Рассказывайте ему о своем выборе, о сомнениях, ошибках, успехах, о смелости, которая вам часто бывает нужна, чтобы заработать деньги. Это поможет ему представить, как он сам будет зарабатывать их в будущем.

Источник>>

Как подработать школьнику?

Наши дети растут, а вместе с ними растут и потребности, и наступает время, когда запросы вырастают настолько, что у родителей остается три выхода:
• Устроиться на вторую работу
• Уменьшить затраты на собственные нужды
• Приучить ребенка к труду и научить зарабатывать!

Приучать к труду полезно:

Во-первых, это практика и опыт! Дети, которые сами зарабатывают, чувствуют себя увереннее, чем их сверстники. Работая, ребенок на практике пробует себя в разных сферах деятельности, сам видит, что у него больше получается, и какой работой ему нравится заниматься.

Во-вторых, это польза родителям. Они могут больше узнать о ребенке, ведь в труде отлично проявляются личностные особенности и склонности ребенка. Возможно, подработка школьника совсем далека от той профессии, которую он выберет, но все умения и навыки, которые он приобретет, только помогут ему точно определиться в выборе профессии. Ребенок на практике, а не в теории, сможет увидеть свои слабые и сильные стороны, применить свои знания. И возможно выбор профессии будет более осознанным, что спасет ребенка от давления родителей в этом вопросе.

В-третьих, у работающего подростка остается меньше времени, на праздное шатание по улицам, и асоциальные поступки. Заработок поможет подростку понять, что количество заработанных денег напрямую зависит от прилагаемых им усилий. И они уже сто раз подумают, прежде чем потратить свои деньги, все это развивает ответственность и приучает к дисциплине. Только так ребенок поймет, что исполнение желание зависит от его добросовестности, а вознаграждение от труда!

Дети шести – девяти лет очень любознательны и непоседливы. Однообразная работа им быстро надоедает, они еще не способны выполнить сложную работу, на которую необходимо потратить много времени. Поэтому не стоит сразу давать ребенку больших по объему заданий. Начните с малого. Выбирая задания, учитывайте, что оптимальное время для выполнения задачи у 6 летних – 15минут, у 8летних 20-30минут. Зарплату необходимо обсудить заранее! И даже если ваша семья способна заплатить больше, остановитесь на 5-10р для шестилеток, и 10-15р для восьмилеток.
Уборка своей комнаты, полки и стола это обязанности ребенка, я считаю, что платить за нее не стоит. Следить за своими животными это обязанность, а вот выгуливание соседской собаки, и выполнение поручений соседей – это уже заработок. Если конечно эти услуги нужны соседям, и они готовы за это платить. Но не забывайте о милосердии, брать деньги за доставку продуктов с немощной старушки, это кощунство.
Думаю важно разрешать ребенку подрабатывать, в том случае, если его обязанности по дому уже выполнены. Сделал дело, иди – подработай!
Дети и деньги
До детей необходимо донести, что реализация собственных желаний, напрямую зависит от финансовой грамотности и дальновидности. Как говорится в народе, если ребенок голоден, то вместо рыбки лучше дайте ему удочку и тогда вы не просто поможете ему утолить голод, но и научите новому делу, которое насытит его еще не раз.
Но тут всплывает вопрос, где же можно подработать школьнику? По нашему законодательству, юридически право на труд в нашей стране возникает с 14 лет. Но мы то знаем, что найти подростку работу совсем непросто! Нанимать подростков хлопотно, невыгодно, и работодатели просто не желают с этим связываться…..

Может, вы сами привлечете ребенка к работе? Или тоже связываться не хотите?
Если ваша работа позволяет, то можно предложить ребенку раскладывать документы по папкам, отправлять заказные письма, наклеивать марки, и даже точить карандаши, расклеивать объявления, быть курьером.
Дети и деньги

Если задатки предпринимательства уже проснулись в вашем ребенке, то вы просто обязаны научить его превращать идеи в деньги. Но и здесь нужна золотая середина, а то вскоре вы получите список, что и когда ваш ребенок делает за деньги. Условия должны диктовать вы, ведь вы работодатель и вы платите ребенку зарплату. И вы говорите ребенку, за какую работу, и за какие сроки выполнения работы вы согласны платить. Но и здесь нам не избежать подводных камней, некоторые родители и дети так увлекаются, что деньги – становятся для детей единственным смыслом жизни, а для родителей возможностью откупиться от забот. Да! Если ребенок начнет торговаться – отнеситесь к этому серьезно и без претензий, ведь в этом диалоге ребенок учится добиваться достойной оплаты своего труда, чего многие из нас и до сих пор не умеют.

Как мои братья зарабатывали в школе:
• Покупали полиэтиленовую пленку и делали обложки для дневников и тетрадей, с помощью прибора для выжигания
• Собирали из запчастей велосипеды и давали их на прокат
• Покупали детские книги, в книжном магазине, и продавали их рядом с домом
• Старший брат, когда на лето приезжали в деревню, чинил всем часы, стиральные машинки, телефоны, и за это ему таскали деревенские продукты. При чем спрос, опережал предложение!!!
• Разводили аквариумных рыбок, и продавали их на птичьем базаре
• А я вот только писала доклады, курсовые, и сочинения на заказ…. Чем до сих пор и занимаюсь, а у братье свое дело!

Детский $ад — подборка статей по теме «Дети и деньги»

Одна из самых сложных тем – это взаимоотношения детей и денег. В современном обществе вопросы денег обсуждаются постоянно, а информации, что можно и нужно делать нет. Данная рубрика предназначена для родителей, которым не безразлично какое финансовое будущее ожидает их детей.

Читайте статьи:

Детское предпринимательство

«Бедные» и «богатые» родители — ребенок, воспитание, доход, благополучие

Детское образование

Платить ли детям

Родители детям о деньгах

Цена игрушек

Нужны ли ребенку деньги?

Блог: Как помочь детям вырасти богатыми

Здесь inf.by/economics вы можете прочитать статьи:
Учимся мыслить экономически…(c)»Мой Интернет»
Как помочь детям вырасти богатыми: шаг 7
Похоже олимпиады по экономике не будет…
Как помочь детям вырасти богатыми: шаг 6
Нужна ли экономика в школе?
Что Вы такие умные и такие бедные? или Нужно ли учить экономике малышей?
Как помочь детям вырасти богатыми: шаг 5
Как помочь детям вырасти богатыми: шаг 4
Как помочь детям вырасти богатыми: шаг 3
Как помочь детям вырасти богатыми: шаг 2
Как помочь детям вырасти богатыми: шаг 1
Как помочь детям вырасти богатыми?
Как научить детей считать деньги

Зачем нужны экономические игры?

Играя, в экономические игры детям предстоит узнать, что такое «личный счет», «чек», «договор. Игроки становятся владельцами предприятий акционерами компаний, продают и покупают материалы, оборудование, нанимают на работу персонал. Играя, в детстве в экономические игры Ваш ребёнок будет иметь первоначальное представление о современном бизнесе, и возможно в дальнейшем станет успешным бизнесменом.

Читать далее>> Настольные игры, зачем они нужны?