Мария Монтессори и её методика

Мария Монтессори и её методика

Про методику воспитания детей Марии Монтессори слышали многие, но знают, что она собой представляет, к сожалению, единицы. Расскажем здесь об итальянском педагоге Марии Монтессори и её взгляде на воспитание детей.

Мария Монтессори: биография.

Мария Монтессори родилась 31 августа 1870 года в итальянском городе Чиаравалле в семье высокопоставленного чиновника. Хотя о детстве Марии известно мало, тем не менее, по воспоминаниям её подруг, Монтессори была очень прилежной ученицей, особенно успешной в математических дисциплинах. В двенадцать лет Мария Монтессори, несмотря на то, что обучение в гимназиях было в то время недоступно для девочек, была принята в техническую школу для мальчиков, а позже, увлёкшись естественными науками, выбрала профессию детского врача.

В то время, когда жила Мария Монтессори, жизнь в Италии отличалась жёсткими ограничениями для женщин, в том числе, в выборе профессии. Но Монтессори оказалась упорной в достижении поставленной цели и стала первой итальянской женщиной-врачом.

Мария Монтессори работала в клинике при университете, с 1896 года вела частную врачебную практику.

В 1898 году у Марии родился сын Марио. Но, не состоя в браке и активно занимаясь созданием собственных методик развития детей, она отдала его в интернат. Позже, когда Марио был уже взрослым, они вновь встретились и больше не расставались.

В 1900 году, после доклада на педагогическом конгрессе в Турине, Марию назначили директором школы для умственно отсталых детей, открытую Лигой женщин Италии.

В 1904 года Мария получает собственную кафедру в Римском университете – кафедру антропологии. Она проводит исследования в области антропологии и педагогики.

1906 год считается годом введения методики Монтессори в практику. Изначально применявшаяся только для умственно отсталых детей, она постепенно распространилась и на воспитание здоровых малышей.

В 1929 году, совместно со своим сыном, Мария создаёт Международную Монтессори Ассоциацию (ММА, AMI). Она существует и сейчас.

После того, как в Италии был установлен фашистский режим, Монтессори пришлось эмигрировать: она уезжает сначала в Испанию, потом – в Голландию, а в 1936 году — в Индию. Монтессори вернулась в Европу лишь после окончания войны, когда ей было 76 лет. Она много выступала, вела учебные курсы, писала психолого-антропологические научные труды.

В 1950 году Монтессори была присвоена почетная степень доктора наук, профессора Амстердамского университета. Мария Монтессори возглавляла институт педагогики ЮНЕСКО в Гамбурге.

Мария Монтессори умерла в возрасте 81 года, 6 мая 1952 года, похоронена в небольшом городе Нордвиг.

В своей работе Мария Монтессори активно взаимодействовала с психологами и учёными своего времени: Жаном Пиаже, Анной Фрейд и другими.

О Марии Монтессори: подробнее…

Монтессори-студии в разных городах России

Принципы методики Монтессори: «Помоги мне сделать самому!»

Занятия в детской студии Гурёнок

Первые мысли о развитии детей возникли у Марии Монтессори в процессе наблюдения за детьми с ограниченными возможностями, в 1896 году. Основой будущей системы стала идея создания особой развивающей среды, в которой будет легко и комфортно развиваться как здоровым детям, так и детям с ограниченными от природы возможностями. С этого момента Мария начинает изучать особенности антропологии, педагогики и психологии.

Сначала Монтессори пробовала работать по методике Сегена и Итара, использовала и постепенно дополняла дидактические материалы Сегена. Начав работать с детьми, имеющими отклонения в умственном развитии, позже Мария начала разрабатывать методику развития здоровых детей.

Одной из поистине революционных мыслей о развитии детей стало заявление Монтессори о первичности письма перед чтением при обучении детей.

Главной идеей педагогики Монтессори является то, что взрослый должен не делать что-то за ребёнка, а позволять ему действовать самостоятельно, помогая тогда, когда у него возникают трудности. По мнению Монтессори, ребёнок уже в два-три года способен сам застёгивать пуговицы, завязывать шнурки и выполнять многие другие действия.

Порядок, по мнению Монтессори, является естественной потребностью ребёнка, но самостоятельно ему сложно устроить пространство вокруг себя, поэтому это должны сделать взрослые. Кроме того, что все предметы в Монтессори-классе расположены согласно строгой логике, одним из основных правил с самого начала занятий ребёнка в группе является: «Взял предмет, поработал с ним – положи на место».

Работая самостоятельно с тем материалом, который ему интересен в настоящее время, ребёнок сам выбирает темп и направление собственного развития. Тем не менее, система Монтессори предусматривает короткие индивидуальные уроки: в течение 2-3 минут преподаватель показывает малышу, как работать с материалом, чтобы тот, столкнувшись с неудачей, не отказался от задачи вовсе.

Мария Монтессори одной из первых обратила внимание на то, что у детей есть некоторые общие временные периоды, когда наиболее успешным является развитие в определённом направлении:

• развитие речи происходит в несколько этапов с момента рождения до шести лет
• сенсорное развитие происходит с рождения до пяти с половиной лет
• коммуникативные навыки закрепляются в период с двух с половиной до шести лет
• так называемый период восприятия порядка длится с рождения до трёх лет

Работа Монтессори-педагога состоит из трёх этапов:

• создание специальной среды для занятий
• прерывание деструктивной деятельности детей
• наблюдение за самостоятельной работой ребёнка

Согласно философии методики Монтессори, для развития детей одинаково вредны как критика, так и похвала. Развитие должно базироваться только на внутренней мотивации ребёнка к познанию окружающего мира.

Ещё одна особенность Монтессори-групп – разновозрастность. В повседневной жизни человек общается не только со своими ровесниками, поэтому то, что в группы Монтессори-сада входят дети разных возрастов – ещё один шаг от искусственного образовательного пространства к естественному.

В «оригинальной» Монтессори-школе существует две группы: для детей от 3 до 6 лет и для ребят от 6 до 12 лет. Младшая группа направлена на развитие разума и сенсорики детей, старшая – на восприятие ими культуры в различных её формах и проявлениях. Старшие группы, работающие по методике Монтессори, распространены менее, чем младшие, так как работать с ними намного труднее.

Педагогика Монтессори: подробнее…

Монтессори-материалы и Монтессори-классы

Занятия в младшей группе студии Гурёнок

Дидактические материалы в Монтессори-классе расположены в строгом порядке, они объединены в серии и направлены на то, чтобы дать ребёнку максимально чёткое представление об окружающем мире.

Серии развивающих материалов подобраны так, чтобы ребёнок мог взять, потрогать и сравнить их, при этом максимально развивая все свои способы восприятия окружающего мира.

Класс состоит из пяти зон:

• зона упражнений повседневной деятельности (переливание, пересыпание, застёжки и задвижки, шнуровки, бантики и так далее) – тренируются навыки, необходимые в практической жизни ребёнка: мытьё посуды, стирка, сервировка стола, уход за растениями и так далее.
• зона сенсорного воспитания – развитие зрения: зрительной памяти, цветового зрения; развитие логического мышления; развитие осязания: различение температуры, структуры поверхности, веса; развитие вкуса; развитие обоняния; развитие слуха.
• математическая зона – знакомство с числами и количествами, системой счисления, обучение арифметическим операциям.
• зона русского языка – расширение словарного запаса, звуковые игры, подготовка к обучению и обучение письму, чтению.
• зона космоса – освоение основ биологии, географии, физики, химии, астрономии и так далее для создания целостного мировосприятия.

Материалы размещаются в классе в единственном экземпляре, что позволяет тренировать у детей социальные навыки. Размещены они в свободном доступе, на такой высоте, чтобы ребёнок мог самостоятельно их взять.

Монтессори-среда представляет собой систему материальных предметов, которые окружают ребёнка в классе и, в идеале, дома. Вполне логично звучит утверждение о том, что детская мебель должна соответствовать росту и пропорциям ребёнка, но это далеко не всё. Вопреки расхожему мнению, что в помещениях, где находится маленький ребёнок, должны быть убраны из зоны его досягаемости хрупкие предметы, в классах и школах Монтессори такие предметы свободно используются в интерьере. Считается, что ребёнок, учась контролировать своё тело, должен не бояться обращаться с бьющимися предметами.

Развитие детей по Монтессори: pro et contra

История возникновения Монтессори-школ.

Первое воспитательное заведение, работающее по методике Марии Монтессори, было открыто 6 января 1907 года в бедном римском районе Сан-Лоренцо и носило название «Дом ребёнка». Монтессори стала начальницей детского сада, в котором всё было оборудовано для комфортного пребывания и активного развития детей разных возрастов. В первом «Доме ребёнка» занимались дети бедняков.

Первые курсы, посвящённые педагогическому методу Монтессори, начали открываться в 1909 году. Для обучения методике к Марии приезжают педагоги из Англии, Испании, Франции, России.

В настоящее время страной, в которой система развития детей Марии Монтессори получила наиболее широкое распространение, являются Нидерланды – около трети всех средних школ работают именно по этой методике.

Система Монтессори в России

Первый детский сад, работающий по системе Монтессори, открыла в России педагог Юлия Фаусек.

Сейчас активную работу ведёт Российская ассоциация Монтессори-педагогов.

Нововведением российских Монтессори-педагогов стала программа раннего развития детей в возрасте от восьми месяцев до трёх лет с использованием методики Монтессори. Она была разработана и опубликована Ассоциацией Монтессори-педагогов России в 2004 году. Согласно этой программе, Монтессори-среда для малышей состоит из следующих зон:

• зона крупной моторики
• зона причинно-следственных связей, или зона перехода к действию
• зона сенсорного развития
• зона упражнений с водой
• зона мелкой моторики
• зона развития речи
• зона изобразительного искусства

Занятия в группах для самых маленьких проходят в присутствии не только Монтессори-педагога, но и одного из родителей малыша.

Система Монтессори в России: подробнее…

Яндекс.Метрика