23 августа — День воинской славы России

23 августа — День воинской славы России

23 августа — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве

Краткий обзор Курской битвы

Курская битва явилась решающей в обеспечении коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны. Гитлеровское командование планировало провести крупное наступление летом 1943 года, овладеть стратегической инициативой и повернуть ход войны в свою пользу. Для этого была разработана и в апреле 1943 года утверждена военная операция под кодовым названием «Цитадель».

Имея сведения о подготовке немецко-фашистских войск к наступлению, Ставка Верховного Главнокомандования приняла решение временно перейти к обороне на Курском выступе и в ходе оборонительного сражения обескровить ударные группировки врага и этим создать благоприятные условия для перехода советских войск в контрнаступление, а затем в общее стратегическое наступление.

Курская битва длилась с 5 июля по 23 августа 1943 года

Развивая наступление, советские сухопутные войска, поддержанные с воздуха ударами воздушных армий, а также авиацией дальнего действия, к 23 августа 1943 года отбросили противника на запад на 140-150 километров, освободили Орел, Белгород и Харьков.

Вермахт потерял в Курской битве 30 отборных дивизий, в том числе семь танковых, свыше 500 тысяч солдат и офицеров, 1,5 тысячи танков, более 3,7 тысяч самолетов, три тысячи орудий. Потери советских войск превзошли немецкие — они составили 863 тысяч человек, в том числе 254 тысяч безвозвратные. Далее

Годовщина битвы на Курской дуге. Медведев примет участие в праздновании

1 видео

  • 23 августа — День воинской славы России

История Курской битвы

12 апреля 1943 года на заседании Ставки Верховного Главнокомандования был принят план перехода к преднамеренной обороне с целью изматывания врага в оборонительных боях для дальнейшего развития крупномасштабного контрнаступления.

В течение апреля-июня 1943 года на Курском выступе советские войска развернули широкие работы: было создано восемь рубежей глубиной около 300 километров и четыре укрепленных линии на направлениях наиболее вероятных ударов. Особое внимание было уделено противотанковой и противовоздушной обороне. В создании укреплений наравне с войсками принимали участие сотни местных жителей. Общая длина окопов и ходов сообщений на линиях обороны составила примерно 10 тысяч километров.

Гитлеровцы начали свое наступление ранним утром 5 июля 1943 года. Противник сосредоточил огромные силы (50 дивизий, в том числе 16 танковых), назначил командующими наиболее опытных военачальников: группой армии "Центр" командовал генерал-фельдмаршал Г. Клюге, группой армии "Юг" - генерал-фельдмаршал Э. Манштейн. Всего в составе ударных группировок противника находилось свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и миномётов, до 2700 танков и штурмовых орудий и более 2000 самолётов. Важное место в замысле противника отводилось применению новой боевой техники - танков "Тигр" и "Пантера", а также новых самолётов - истребителей "Фокке-Вульф-190А" и штурмовиков "Хеншель-129". Далее

Наше вооружение в Курской битве

Авиация

Миг-3

Первая совместная работа Артема Микояна и Михаила Гуревича, ставших впоследствии одними из самых знаменитых авиаконструкторов, состоялась в 1938 г. Образовавшееся в результате этого сотрудничества конструкторское бюро известно и сегодня по инициалам его создателей – МиГ. Начало первой разработке положил конкурс ВВС на создание нового истребителя-перехватчика, который должен был быть оснащен 12-цилиндровым V-образным двигателем конструкции Микулина. Почти одновременно было разработано два варианта. Первым из них был самолет, обозначенный Тип 65, но его сразу отвергли в пользу разработки конструкторского бюро Ильюшина. Второй вариант Микоян-Гуревич МиГ-1 (первоначально имел обозначение И-61 и оснащался двигателями АМ-35А и АМ-37) победил в конкурсе, после чего последовал заказ на три опытных экземпляра под обозначением И-200. Первый из них поднялся в воздух 5 апреля 1940 г. После летных испытаний начался серийный выпуск самолетов МиГ-1, развивавших скорость до 628 км/час (390 миль/час). В связи с этим в 1940-41 гг. СССР заявлял, что МиГ-1 – самый быстрый в мире истребитель-перехватчик. Однако самолет имел ряд недостатков, поэтому было построено всего около 100 машин этого типа. Ему мешали недостаточная устойчивость, малая дальность полета, низкая живучесть конструкции.

В результате появилась новая модификация истребителя – МиГ-3, обладавшая улучшенной аэродинамикой и увеличенным углом поперечного V внешних отсеков крыла. Кроме того, был увеличен запас топлива, мощность вооружения и толщина брони. Всего было построено 3422 машины (включая самолеты типа МиГ-1). Далее

Артиллерия
Бронетехника
Оружие пехоты

Вооружение противника в Курской битве

Авиация

Me-109

В середине 30-х г.г. Вилли Мессершмитт приступил к работе над одноместным истребителем Мессершмитт Bf 109. В результате испытаний Bf 109 был отобран для дальнейшей разработки, и заказано 10 экземпляров. Первый опытный образец, совершивший полет 28 мая 1935 г., был оснащен двигателем Роллс-Ройс Кестрел (Rolls-Royce Kestrel) мощностью 518 кВт (695 л.с.), на втором использовался Юнкерс Юмо (Junkers Jumo) 210A мощностью 455 кВт (610 л.с.). Первые три самолета получили обозначения Bf 109А, а последующие служили опытными образцами с обозначением Bf 109В. Подварианты включали в себя Bf 109В-1 с двигателем Юмо 210 D мощностью 474 кВт (635 л.с.) и Bf 109В-2 с двигателем Юмо 210Е мощностью 477 кВт (640 л.с.). Последний вскоре был заменен на Юмо 210G мощностью 500 кВт (670 л.с.). В начале 1937 г. серийные самолеты Bf 109В-1 были поставлены Люфтваффе. Боевое крещения они получили в Испании, где громко заявили о себе в составе легиона "Кондор". Незадолго до этого пять нестандартных самолетов Bf 109 принимали участие в международной летной встрече в Цюрихе. Они победили в соревновании "Полет над Альпами", а также в командном состязании на скорость и набор высоты – пикирование. Вершина успеха была достигнута 11 ноября 1937 г., когда самолет Bf 109 с форсированным двигателем DB 601 мощностью 1230 кВт (1650 л.с.), пилотируемый доктором технических наук Германом Вурстером, поднял мировой рекорд скорости до 610,55 км/час (379,38 миль/час). Далее

Артиллерия
Бронетехника
Оружие пехоты

Курская дуга (документальный фильм)

1 видео

  • 23 августа — День воинской славы России

Книги о Курской битве

Озон

Курская битва. Величайшие в истории танковое сражение. Июль 1943

Книга Ник Корниш 675 г

Книга Ника Корниша посвящена анализу грандиозной битвы, его лаконичное и четкое повествование насыщено подробными сведениями, воссозданными по разнообразным архивным...

Неизвестно

Книга Дэвид Гланц, Джонатан Хауз 680 г

Гигантская по масштабам, яростная по своему характеру, историческая по своим последствиям, Курская битва стала одним из величайших танковых сражений (под Прохоровкой) в...

Неизвестно

Книга Валерий Замулин 595 г

Как и многие другие события Великой Отечественной войны, бои на Курской Дуге были фактически засекречены советской стороной на десятилетия. Полвека доступ к документам...

Неизвестно

Книга Валерий Замулин 750 г

Курская битва стала поворотным моментом Великой Отечественной войны. Победа Красной Армии закрепила стратегическую инициативу в руках советского командования и оконч...

Неизвестно

Книга Г. А. Колтунов, Б. Г. Соловьев 655 г

В книге рассказывается об одной из крупнейших битв Великой Отечественной войны, окончательно развеявшей надежды гитлеровской Германии на победу.
Читатель узнает о ...

Неизвестно

Книга неизвестен 200 г

Знаменательному событию - разгрому немецко-фашистских войск под Курском посвящена эта книга, представляющая собой главу III тома "Истории Великой Отечественной войны Со�...

Неизвестно

Книга неизвестен 865 г

Курская битва стала одним из крупнейших и наиболее значительных событий Второй мировой войны.
Двухтомник "Битва под Курском" впервые был выпущен Военно-исторически...