Вредные привычки у дошкольников

Вредные привычки у дошкольников

Признайтесь, что вы когда-нибудь, да грызли ногти. Или хотя бы сосали в задумчивости карандаш. Это дело прошлое, но вас беспокоит, что точно так же поступает ваш ребёнок. Проходят ли детские вредные привычки с возрастом, или нужно приложить к их искоренению какие-то усилия?

Вредные привычки, причины возникновения

Вредные привычки — навязчивые ритуализированные действия, отрицательно сказывающиеся на поведении ребенка, его физическом и психическом развитии. Говоря о вредных привычках у детей, взрослые в первую очередь имеют в виду курение и онанизм. Однако ими круг вредных привычек не исчерпывается. В поведении некоторых детей встречаются навязчивые действия, которые ребенок осуществляет неосознанно, «по привычке», и которые производят довольно неприятное внешнее впечатление. Это привычка теребить волосы или мочку уха, нарочито сутулиться, шаркать ногами при ходьбе, ерзать на стуле, чрезмерно жестикулировать, хватать собеседника за рукав или за пуговицу, поминутно отплевываться, ковырять в носу, употреблять слова-паразиты {«ну», «вот», «значит», «короче»} и т.п. Все они могут наблюдаться у одного ребенка. Формирование подобных привычек происходит в самом раннем возрасте. Причина их возникновения проста — недостаточное внимание со стороны родителей к поведению ребенка. Ведь воспитание, в частности, состоит и в формировании культурных навыков. Поэтому правы те, кто утверждает, что ковыряющий в носу ребенок плохо воспитан. Предупреждение таких привычек не требует особых психологических рекомендаций. Рецепт здесь один — привитие ребенку полезных навыков: опрятности, аккуратности, организованности, соблюдения элементарных правил этикета.Но бывают и привычки иного рода, хотя и похожие на уже названные. Это сосание пальца, губы, края одежды или постельного белья, верчение, выдергивание волос, грызение ногтей, раскачивание головой или биение ею о подушку перед сном и т.п. Причины и механизмы их возникновения более сложны. Чаще всего они наблюдаются у тех детей, кто с младенчества воспитывался жестко, строго, чрезмерно требовательно, либо у тех, кто испытал явный дефицит внимания со стороны родителей. Такие дети подолгу оставались одни в постели, их редко брали на руки и не укачивали, если они плохо засыпали. Рано отлученные от материнской груди, они не нашли удовлетворения и в соске, которую тоже вскоре отобрали.
В условиях недостатка ласки и впечатлений ребенок, предоставленный самому себе, испытывает скуку или страх и ищет успокоения и отвлечения в немногих доступных ему действиях: манипулирует частями своего тела, сосет палец или губу, теребит волосы, ухо, нос и т.п. Вначале он прибегает к подобным действиям потому, что отсутствует мать. Когда же обеспокоенная мать появляется рядом и стремится отвлечь его от навязчивых занятий, она уже не привлекает егo внимания: он занят сам собой. Так происходит коренная перестройка всей жизненной ориентации малыша.
Изначально он стремится к притоку внешних впечатлений. Если мать рядом, она удовлетворяет эту потребность. Если же ее нет рядом, то развитие ребенка не просто затормаживается, а как бы возвращается во внутриутробный период. Ребенок сам себя утешает и успокаивает, источник впечатлений также ищет в самом себе. Однообразные навязчивые действия отвлекают ребенка от процесса познания, угрожают задержкой психического развития. Вредная привычка становится необходимым ритуалом самоуспокоения, отвлечения от страхов и беспокойства, компенсацией недостатка общения.
Часто вредная привычка, выражающаяся в ритмических движениях, служит вынужденным замещением тех движений, за которыми стоят важные механизмы созревания. Например, такой ритмический акт, как сосание груди, — это не просто акт кормления. Сложный комплекс пищевых, гормональных и психологических воздействий стимулирует развитие головного мозга. Поэтому «война» с соской или сосанием пальца, например, у двухлетнего малыша физиологически и психологически не оправдана.
Некоторые ритмические действия способствуют синхронизации биоритмов и сложной перестройке мозговых процессов при переходе от бодрствования ко сну. Поэтому укачивание при засыпании вовсе не так вредно, как считают родители, опасающиеся избаловать ребенка: иной раз больший вред может нанести намеренное неукачивание; Нежные прикосновения материнских рук, поцелуи как бы предусмотрены природой в сложных механизмах созревания ребенка. Самостимуляция в виде сосания пальцев, губ и т.п. возникает как эквивалент любящих рук. Эта самостимуляция может перерасти в привычку и растянуться на долгие годы, провоцируя, в частности, такое явление, как онанизм. Если вредная привычка сформировалась, родители должны бороться с нею, с привычкой, а не с ребенком. Прямолинейная настойчивость при этом только раздражает малыша и провоцирует конфликты. Наказания и запугивания могут привести к исчезновению внешних симптомов. Однако за подобным «излечением» всегда лежит тяжелое потрясение, так что психологические последствия принятых мер могут оказаться тяжелее устраненной привычки. Не следует также связывать ребенка обязательствами, честным словом. Воля его еще недостаточно развита. Слово он даст, но скорее всего его нарушит, что порождает, с одной стороны, необязательность, с другой — чувство вины и неуверенности в себе. Устранение вредной привычки требует времени едва ли не большего, чем то, которое ушло на ее становление. В основе возникновения такой привычки лежит недостаток внимания к ребенку, и для ее устранения этот недостаток необходимо терпеливо восполнять. Увлекая ребенка интересными занятиями, общаясь с ним, родители помогают ему изжить те глубинные внутренние переживания, которые породили неприятные действия. Борьба с вредной привычкой -это всегда борьба с тревожностью, неуверенностью, пессимизмом. Среди вредных привычек особую озабоченность родителей вызывает курение, получившее в последние годы широкое распространение среди школьников. Считается, что курение — одна из многих проблем подросткового возраста. Однако иногда приходится сталкиваться и с тем, что сигарету берет младший школьник или даже дошкольник. Зачем он это делает? Ответ, как правило, прост: ребенок, стремящийся в игре приобщиться к миру взрослых, желает ощутить себя исполняющим действие, характерное для взрослых. К многочисленным атрибутам игры может быть добавлен и еще один — сигарета. В подобной ситуации преждевременно тревожиться о формировании вредной привычки. Руководствуясь чисто детскими игровыми мотивами, ребенок может попробовать сыграть и в курильщика, однако никакого удовольствия это ему наверняка не доставит. Организм человека не приемлет вредных веществ и реагирует на них отрицательно. Даже если малышу удастся крепко затянуться дымом, ничего, кроме отвращения, он не испытает. Родительское наказание послужит лишь необязательной добавкой к той весьма ощутимой неприятности, которую маленький экспериментатор доставил себе сам. Узнав о таком опыте, родители должны стараться исключить возможность его повторения {ведь неоднократное повторение может привести к тому, что здоровая реакция отторжения постепенно угаснет}. Нежелательно, чтобы ребенок имел возможность легко уединиться для проведения своих экспериментов. Если в доме есть сигареты, они не должны соблазнять ребенка* своей доступностью. Курящие близкие должны избегать того, чтобы своим поведением провоцировать ребенка следовать нежелательному примеру.
Источник>>

Вкусный пальчик

Если ребенок начинает сосать пальцы в первые три-четыре месяца жизни, скорее всего, у него просто не удовлетворен врожденный инстинкт сосания. Считается, что дети, которых матери кормят грудью, гораздо реже страдают дурной привычкой запускать палец в рот. Но это бывает лишь тогда, когда мать держит ребенка у груди столько, сколько он хочет, а не “по часам”. И если вы кормите грудью, а ребенок начал сосать палец перед едой, не волнуйтесь, он это делает просто от голода. Но если он делает это после еды, вам нужно увеличить продолжительность кормления примерно до 30 — 40 минут. На самом деле, малыш высасывает молоко из груди за первые 5 — 6 минут, остальное время он просто удовлетворяет свой инстинкт сосания, выдавливая молоко по капле и наслаждаясь общением с мамой.
И если дитя насыщается быстро, попробуйте держать его как можно дольше у первой груди, даже когда молоко в ней уже кончилось. Пусть сосет, сколько захочет, желательно, минут 20. Потом приложите ко второй груди и тоже оставьте сосать столько, сколько пожелает. Заметив, что ребенок стал сосать палец, подождите сокращать число кормлений. Чем больше кормлений, тем лучше дитя удовлетворяет потребность в сосании.
При искусственном вскармливании ребенок обычно выпивает свою порцию молока за 10 минут и вскоре тянет палец в рот. Соска со временем изнашивается, а малыш становится старше и сильнее и затрачивает все меньше времени на сосание. Нужно позаботиться, чтобы отверстие в соске было достаточно маленьким. Тогда ему придется потрудиться, чтобы получить свою порцию.
После трех лет, сосущий палец малыш вполне возможно ощущает внутренний дискомфорт. Он может чувствовать себя обделенным оттого, что его надолго оставляют в одиночестве или так он выражает свой протест. Не исключено, что подобным образом ребенок заявляет о своей ревности к только что появившемуся братику или сестренке – показывает, что он тоже маленький и может даже попросить для себя пустышку или бутылочку.
Те же причины и у других вредных привычек, когда ребенок начинает грызть ногти, теребить одежду, дергать себя за волосы. Все это признаки невротического состояния. Лучше всего отвести ребенка к детскому психологу, хотя для начала можно попробовать помочь ему и самостоятельно. Попытайтесь проанализировать, что не так в ваших взаимоотношения, не перекладываете ли вы на малыша часть своих взрослых проблем. Постарайтесь при нем не обсуждать свои трудности и не говорить ему фразы типа: “Из-за тебя я не смогла то-то и то-то…” Удвойте свое внимание к малышу, почаще разговаривайте с ним, лишний раз обнимите и поцелуйте.
Вот, основные советы маме:
Не ругайте ребенка за его вредную привычку.
Ни в коем случае не смазывайте пальцы горчицей и ничего не надевайте на них, это только усугубит невроз, загонит переживания вглубь, а они потом могут сказаться на формировании личности.
Повесьте в изголовье кроватки в холщовом мешочке плоды хмеля или измельченные корни валерианы – это улучшит сон малыша и снимет нервозность.
После года ребенку можно дать перед сном отвар (1 чайная ложка на стакан кипятка) корня валерианы из расчета 1 капля на 1 год жизни.

Источник>>

Сосание предметов

«Девочка очень привязана к тряпочке»
Девочка Аня, 4 лет, в течение дня в детском саду периодически сосет тряпочку, которую она принесла из дома. На любые попытки отобрать любимую тряпочку девочка реагирует агрессивно. Мама Ани рассказала воспитательнице о том, что девочка очень привязана к тряпочке с 2 месяцев — именно в это время маме пришлось выйти на работу и передать заботу о дочери бабушке. С тряпочкой Аня не хочет расставаться, не отдает ее даже постирать (мама стирает любимую тряпочку дочери, когда она спит). Аня не садится за стол кушать вместе с детьми, и воспитательнице приходится кормить девочку отдельно. Оказалось, что Дашу бабушка кормит до сих пор только жидкой пищей из рожка.
Девочка привязалась к родной вещи (в данном случае ею оказалась тряпочка) в какой-то сложной для себя ситуации. Произошел перенос чувств девочки на вещь, с которой она стала ощущать себя спокойнее (как с родным человеком, как с другом). Часто такое утешение приносит ребенку общество какой-нибудь (чаще мягкой) игрушки. Принося такую игрушку в детский сад, ребенок всячески оберегает своего «друга», что и произошло в случае с Аней. Посасывая тряпочку, Аня как бы дает понять окружающим ее людям, что она испытывает чувство тревоги, беспокойства, ей нужна помощь и поддержка в новой ситуации пребывания в детском саду. Эта патологическая привычка, как и привычка сосать палец, говорит нам, взрослым, о том, что ребенку трудно перейти на следующий этап развития.
Что нужно делать?
1. Наполнить жизнь Ани в детском саду, узнать, чем она любит заниматься, во что играть, заинтересовать девочку новыми играми и увлечениями.
2. Присмотреться — с кем играет девочка, для того, чтобы помочь ей обрести настоящего друга.
3. Дома родителям необходимо проводить с девочкой как можно больше времени, обязательно разговаривать и играть с ней в разнообразные игры. Когда мама и папа станут настоящими друзьями для Ани, необходимость в «тряпочке-выручалочке», в этом суррогатном друге, постепенно отпадет сама собой.
Чего делать нельзя?

1. Отбирать любимую вещь девочки, к которой она так привязана. Даже если вы победите, напряжение ребенка только усилится, и нет гарантии, что не появится сосание пальца, ковыряние кожи или другая патологическая привычка.
2. Наказывать и всячески стыдить девочку за такую привязанность.
3. Говорить об этом суррогатном друге девочки, то есть фиксировать словами, подчеркивать и закреплять патологическую привычку постоянными напоминаниями.

Сосание соски
«Шла Соня в детский сад и сосала соску»
Соня, 3,5 года, сосет соску, с которой не расстается ни дома, ни в детском саду. Мама говорит, что все попытки отучить девочку от соски потерпели крах. В детском саду проблема соски приобрела особую остроту: дети обращали внимание на соску, воспитатели не знали, что лучше предпринять, чтобы помочь семье в данной ситуации. Девочка трудно адаптировалась в детском саду, кричала и плакала, а когда успокаивалась, то говорила, что у нее плохое настроение. После того как девочка стала посещать детский сад, родители девочки стали спать отдельно: мать с дочерью, а муж на диване.
Мама Сони призналась, что каждый день, отведя дочку в детский сад, занимает наблюдательный пост с биноклем в руках у окон своей квартиры, из которых хорошо видно, что происходит в группе. Воспитатели кажутся маме недостаточно чуткими, она считает, что педагоги специально открывают форточки в группе и простужают ее девочку.
Привязанность Сони к соске имеет компенсаторный характер, поскольку практически отсутствовало грудное вскармливание. Всего один месяц мама кормила Соню грудью и очень переживала по этому поводу. «Я всегда ревновала дочку к соске. Почему ей нужна она, а не я?»
Что нужно делать?
1. Перестать обсуждать проблему соски.
2. Переключать внимание девочки на более интересные занятия, разнообразить жизнь ребенка.
3. Понять состояние мамы Сони, подключить ее к жизни группы детского сада как активную родительницу, направив тем самым ее энергию в конструктивное русло.
Чего делать нельзя?

1. Акцентировать внимание девочки на проблеме соски. Мы предложили снять проблему соски с обсуждения ее членами семьи (мамой, бабушкой, папой обсуждалось постоянно при девочке: «сосала ли она соску сегодня в детском саду», «помыла ли Соня соску, когда пришла из детского сада» и т. п.). Сдерживание взрослых от обсуждения проблемы соски дало положительный эффект: оказалось, что самой девочке соска не так и была нужна, как предполагалось ранее родителями.
2. Ругать девочку и тем более маму за привязанность ее дочери к соске. Такая попытка со стороны помощника воспитателя, которая решила пристыдить маму Сони, да еще в присутствии других родителей, окончилась плачевно: у мамы произошел эмоциональный срыв.

Сосание пальца
Важно знать, что иногда такие методы, как намазывание горчицей например, помогают отучить ребенка от сосания пальца. И эти случаи дают родителям возможность думать, что они проблему решили. Однако напомним, что особенность психики ребенка дошкольного возраста в том, что он легко находит замену одной привычки на другую. Если ребенок сосет палец, бесполезно пытаться запретить ему это делать, необходимо понять, почему он это делает. Сосание пальца успокаивает и умиротворяет ребенка, как и сосание груди, сосание соски. Сосание — это удовольствие раннего детства, удовлетворяющее основную потребность ребенка в пище. Поэтому сосание для ребенка — это вернейший способ успокоиться, когда он беспокоится или не может уснуть. Сосание пальца может выступать как средство компенсации неудовлетворенного инстинкта сосания вследствие затрудненности грудного вскармливания. Сосание пальца уменьшает чувство беспокойства, успокаивает и заставляет на время забыть физическую и душевную боль. В случае употребления матерью во время беременности алкоголя, наркотиков и курении предпосылка к сосанию пальца закладывается еще до рождения ребенка. Во всех случаях сосание пальца создает ребенку иллюзию удовлетворения и успокоения.
Что нужно делать?
1. Необходимо понять, почему ребенок сосет палец (компенсирует недостающее внимание к себе, стабилизирует свое эмоциональное состояние и др.). Прежде чем пробовать отучить ребенка от сосания пальца, необходимо подумать, что можно предложить ребенку взамен этой привычки, доставляющей удовольствие.
2. Установить доверительный контакт с ребенком, позаботиться о своевременном успокоении ребенка и снятии беспокойства, разумном пользовании соской в раннем возрасте.
3. Создать условия для разнообразия впечатлений ребенка и использования при взаимодействии с ребенком подвижных, эмоционально насыщенных игр.
Чего делать нельзя?
1. Всячески пытаться запретить ребенку сосать палец, тем самым привлекая к этой патологической привычке негативное внимание малыша.
2. Излишне ограничивать действия и проявления ребенка, способствуя усилению его напряжения и беспокойства.
Источник>>

Привычка грызть ногти.

Ногти нам необходимы. Благодаря ногтям мы можем крепко уцепиться за что-либо; они позволяют нам брать пальцами мелкие предметы; без ногтей нам было бы трудно почесаться или удержать в руке мяч. Без ногтей мы бы испытывали бы множество неудобств, поэтому о хорошем состоянии ногтей стоит позаботиться.
Если ты еще сомневаешься в том, что ногти большая ценность, проделай такой эксперимент: заклей кончики пальцев изолентой или лейкопластырем на несколько часов. Ты окажешься как будто бы без ногтей. Понаблюдай за собой: как непривычно и беспомощно ты себя почувствуешь, насколько трудно будет тебе выполнить самые обычные, повседневные действия.
Есть два важных правила, касающийся ногтей и ухода за ними, Эти правила должен запомнить каждый.
1. Нельзя грызть ногти: пальцы от этого становятся неловкими и безобразно выглядят. Дети, которые постоянно обгрызают ногти, рискуют получить воспаление мякоти пальца, а оно бывает очень болезненным и может даже потребоваться операция для его лечения.
2. Ногти следует держать в чистоте. После игры на улице или работ по дому под ногтями часто скапливается грязь. Чистить ногти совсем не трудно, да и занимает это всего несколько секунд. А зато какой эффект! Сравни чистые, аккуратные руки и руки с черной полосой под ногтями – совсем другой вид, правда?
Врачи считают, что дети грызут ногти, когда сильно нервничают из-за чего-то. Привычка грызть ногти нередко возникает у школьников, когда они испытывают трудности с учебой или отстают от товарищей в подвижных играх.
А ты не грызешь ногти? Может быть, ты обеспокоен делами в школе?
Иногда дети приобретают привычку грызть ногти, если родители слишком строги с ними или угрожают им чересчур суровыми наказаниями.
Если ты грызешь ногти, не происходит ли это потому, что мама или папа слишком строги с тобой? Много лет назад родители пытались отучить своих детей грызть ногти, намазывая им пальцы отвратительными на вкус веществами. Но эта уловка не удавалась: ребенок смывал горькую мазь с пальцев и продолжал грызть ногти. Другие родители, заметив, что ребенок грызет ногти, очень строго его наказывали. Но это тоже не помогало. В наше время родители уже понимают, что ребенка не за что наказывать: он и сам рад бы отучаться грызть ногти, но у него не получается. Главная трудность в том, что ребенок часто грызет ногти, даже не замечая этого. Пожалуй, лучший способ избавиться от вредной привычки грызть ногти — это долгая, дружелюбная и откровенная беседа с родителями. Нужно рассказать папе и маме, что тебя беспокоит в школе и дома. Родители почти всегда способны понять, что мучает ребенка, и готовы помочь ему. А если с помощью родителей удастся наладить основные проблемы, то привычка грызть ногти пройдет сама.
Источник>>

Ябеда-корябеда

Хорошо ли ябедничать? Родители всех времен и народов задавали себе этот вопрос. На бытовом уровне доносительство порицается, но… за недоносительство карает закон.

Выдача местонахождения опасного преступника была порой не только делом чести, но и весьма прибыльной акцией — все мы помним фильмы про Дикий Запад. Да и мы сами, когда лопнет терпение, разве не пожалуемся на нерадивого коллегу начальству? Точно так же и в детской среде: если ребенок сообщает взрослым о проступках других детей, это нельзя оценивать однозначно (и прежде всего, однозначно плохо). Очень важно выяснить, чем именно руководствуется ваш малыш.
Ябеда или жалобщик?
Нельзя осуждать ребенка, который жалуется на своих обидчиков. Прежде чем сказать; «Разбирайтесь сами!», проверьте, равны ли «„весовые категории» участников конфликта.
Если малыша задирает старший ребенок или целая группа детей, без вмешательства взрослых, как правило, не обойтись. Только представьте, каково будет вам, если на ваш звонок в милицию о ломящихся в дверь грабителях вам ответят, что доносчику — первый кнут? Поймите, что и ребенок в ситуации опасности не ябедничает, а взывает о помощи. Но, увы, родители бывают слишком категоричны.
Например, отец требует от своего чересчур робкого сынишки быть мужчиной: вместо того, чтобы заступиться за него и наказать обидчиков, папа настаивает, чтобы ребенок пошел и сам дал им сдачи. Конечно, малыша нужно учить постоять за себя. Но все-таки отказ паны или мамы прийти на выручку (разумеется, из самых благих побуждений) подрывает в ребенке и без того хрупкое чувство безопасности и доверие к родителям. В результате такой суровой тактики он, как правило, и отпор дать не сможет, и замкнется в своих проблемах.
Вообще, это очень сложная задача: научить застенчивого, скромного ребенка отстаивать свои интересы. Те из нас, отличался боевым духом, просто не понимают, как может быть иначе. Ну а взрослые, которые сами страдали в детстве от своей робости, помнят, как бесплодны были попытки родителей привить им бойцовские качества. Однако все мы по мере взросления так или иначе научились решать свои проблемы, ладить с другими людьми и настаивать, когда нужно, на своем. Поэтому, наверное, не стоит слишком сокрушаться из-за того, что ваш ребенок слишком тихий. И тем более нельзя отталкивать его, когда он просит вас о помощи. Не бойтесь, что ваше заступничество окончательно сделает из него мямлю. Он обязательно наверстает свое, если вы ему поможете по-доброму. Постарайтесь понять, что только стопроцентная уверенность в вашей поддержке укрепит его душевные силы и поможет преодолеть страх перед опасностью.
Чересчур честный?
Иногда ребенок-ябеда на самом деле просто чересчур честный. Является ли это недостатком в нравственном плане — вопрос достаточно сложный. Но несомненно то, что у такого ребенка будут проблемы со сверстниками. Наверное, мама или (что бывает гораздо чаще) бабушка в свое время переусердствовали, внушая ему, что лгать недопустимо ни при каких обстоятельствах.
А теперь его максимализм беззастенчиво эксплуатируют другие взрослые. «Анечка, — ласково обращается к девочке воспитательница, — я знаю, ты-то скажешь мне правду. Ты у меня честная девочка. Расскажи-ка Марьиванне, кто из ребят разбросал вещи в раздевалке?» Анечка (как правило, это ребенок с повышенной тревожностью) в ужасе. Ей не хочется подставлять под удар своих друзей, но она знает, что врать нехорошо, и к тому же боится не оправдать ожиданий воспитательницы. И, прижатая таким образом к стенке, выдает нарушителей. А как же реагируют на такой поступок другие дети? В лучшем случае просто обижаются на Аню, кто-то перестает с ней дружить. Ну а в худшем случае такого ребенка травят и порой даже бьют где-нибудь за углом.
Можно ли несчастного «правдолюбца» назвать ябедой? Вряд ли. Такой малыш скорее заложник слишком категоричных требований, которые предъявляют к нему взрослые. Одни дети в состоянии воспринимать то, чему мы их учим, гибко. А другие — нет. Таким, как правило, и достаются все шишки. Итак, ни в коем случае не злоупотребляйте доверием такого ребенка к вам. И не позволяйте другим манипулировать его правдивостью, несмотря на то, что кому-то это очень удобно.
Блюститель порядка
Этот малыш уже ближе к истинному ябеде. Он может по собственной инициативе указать на чужой проступок; например, доложить воспитательнице, что кто-то из детей проник на «запрещенную территорию».
Что же им движет? Может оказаться, что этот блюститель порядка просто слишком правильный (болезненно правильный!) ребенок. Докладывая о нарушениях, он ни с кем не сводит счеты и не стремится с помощью доноса завоевать расположение взрослых. Он сам искренне негодует по поводу происходящего! У такого малыша возникает чувство вины за любых нарушителей. Он сначала самостоятельно пытается увещевать их, но если это не помогает, бывает вынужден воззвать к старшим, чтобы восстановить порядок и гармонию в окружающем мире, а значит, и в своей душе.
Часто именно по этой причине в семье младшие дети (в силу возраста более наивные и совестливые) ябедничают на старших. Мама 4-летней Даши и 12-летней Насти рассказывает: «Я не разрешаю Насте долго говорить по телефону, но в мое отсутствие она висит на нем часами, И вот только я прихожу домой, младшая кидается ко мне и разоблачает сестру: «А Настя опять долго звонила!». Я не хвалю ее и не ругаю, а стараюсь относиться к ее докладам с юмором. И объясняю старшей дочери, что ябедничает не со зла и вовсе не потому, что не любит свою сестру, просто она еще очень маленькая.
Я не хочу поощрять в своих детях нездорового соперничества». Вырастая, малыши отходят от своих слишком буквальных представлений о честности и порядке постепенно, без каких-то специальных мер. Но случается, что и более старшие дети по-прежнему не выносят никаких противоречий. Как правило, виной тому слишком строгое, во многом лицемерное воспитание. Часто такие дети лишены чувства юмора, а также заносчивы и горды. И все же они не совсем ябеды в том смысле, который будет рассмотрен дальше.
Настоящий ябеда
Ябеда часто оказывается изгоем, ведь дети не любят жалобщиков
Кто же такой ябеда на самом деле? К сожалению, наука тут безмолвствует. Однако все мы прекрасно представляем, о ком идет речь. Это вредный ребенок, который стучит на других детей не из страха перед ними я не из-за чрезмерной честности, а, как правило, ради выгоды. Он стремится любой ценой казаться лучше других, в том числе выслуживаясь перед взрослыми. Кстати, этих самых взрослых может он в душе совершенно не уважать. Конечно, такой малыш, как правило, тоже испытывает серьезные психологи- проблемы.
Часто трудно разобраться, что здесь оказалось первично: курица или яйцо. То ли ребенка-ябеду не любят в детском коллективе за его стукачество, то ли его изначально невзлюбили по каким-то другим причинам, а потом он начал таким образом сводить со сверстниками счеты. В любом случае эта ситуация нередко подогревается и усугубляется неправильными действиями взрослых, ведь маленький стукач всегда кому-то выгоден. Как распознать настоящего ябеду? Внешние признаки часто схожи с другими случаями: наш герой может демонстрировать благородное негодование, а сверстники нередко преследуют его «за правду». Он часто наушничает, а не говорит в открытую, но также поступит и напуганный жалобщик. И все же родителям обычно видна подоплека его поступков.
Что же с ним делать?
Этот вопрос самый сложный. Может быть, вообще ничего не надо делать? Ведь такой ребенок в жизни не пропадет: он не по годам сообразителен и хитер, хорошо разбирается в людях, умеет подстроиться под каждого. Все это ему в жизни пригодится. Коллеги по работе бить его уже не станут. А друзей не будет — так без них в принципе можно обойтись. Зато ему всегда найдется теплое местечко, ведь в любом сообществе кто-то заинтересован в тайном сборе информации. Вас такие перспективы нисколько не устраивают, вы с. детства не переносите доносчиков и не хотите видеть в этом качестве своего ребенка? Тогда правило одно: никогда не поощряйте ябедничества!
И ваше мнение на этот счет должно быть категоричным. Для малыша всегда на первом месте по значимости мамины и папины убеждения. Ведь именно из них в дальнейшем сформируются его собственные взгляды на жизнь.
Журнал «Лиза. Мой ребенок», 08.2001г.

Онанизм у маленького ребенка. Что делать?

У Вас подрастает малыш, и вот однажды Вы замечаете, что сын или дочка трогает свои половые органы. Что это? Естественное детское любопытство или патологическая привычка – онанизм (мастурбация)?
Если ребенок легко отвлекается от разглядывания и ощупывания своих частей тела, открыто задает вопросы (например, о строении тела, о разнице между мужчиной и женщиной, между девочкой и женщиной), у него не нарушено поведение, нормальный сон, то это – естественная ступенька развития психики, познания окружающего мира и самого себя. Всплеск такого интереса приходится на возраст от 3 до 6-и лет, потом сходит на нет до подросткового возраста. В этой ситуации родителям достаточно вести себя тактично, не стыдить за естественное любопытство, отвечать на детские вопросы.
Но если такое поведение ребенка нормально и даже разглядывание детей противоположного пола считается вполне допустимым, что же тогда считать онанизмом? Когда норма переходит в патологию?
Начнем с того, что в 2-3 года малыш еще не понимает, что такое онанизм, не знает, что трогать себя и других в некоторых местах считается неприличным, поэтому в таком возрасте говорить об онанизме (мастурбации) рано. Онанизм – способ самоудовлетворения, когда ребенок доводит себя до эмоциональной разрядки (перед сном, спрятавшись в укромном месте) и делает это регулярно, вот тогда можно говорить о патологической привычке.
В открытой, заметной для взрослых форме эта привычка встречается у 5% мальчиков и у 3% девочек дошкольного возраста (по А. И. Захарову).

Предпосылки возникновения онанизма
Физиологические.

Активный, неукротимый темперамент (холерик) и как следствие повышенная потребность в разрядке психического напряжения.
Если девочка не любит играть с куклами, предпочитает дружить с мальчиками; если у мальчика ярко выражены мальчишеские черты поведения.
Психологические.
Неправильное воспитание: излишняя строгость, ограничение активности, большое количество запретов, физические наказания (особенно шлепки по попе, порка ремнем).
Проблемы эмоционального контакта с родителями: недостаток ласки, внимания, положительных эмоций, раннее отлучение от матери (когда ребенка рано отдают в ясли, мама выходит на работу и перепоручает заботу о малыше другому взрослому). Такие дети скрывают свои чувства, эмоции, переживания, часто живут в своем, придуманном мире.
В семье появляется 2-й ребенок, и старший ощущает себя ненужным, нелюбимым.
Насильное кормление тоже способствует возникновению онанизма. В этом случае происходит сложный компенсаторный процесс: рефлекторная зона рта и губ “молчит” (ребенок не получает удовольствие от пищи), при этом начинает “говорить” генитальная зона, которая создает напряжение, требующее разрядки (по А. И. Захарову).
Психологическое заражение – взрослые часто берут ребенка к себе в постель, излишне ласкают, целуют в губы, или излишне тщательно соблюдают гигиену (частые подмывания и т.д.). Бывает, что ребенок повторяет увиденное у сверстников или по телевизору.
Клинические.
Проявление невропатии – расстройство сна, плохое засыпание — приводит к накоплению беспокойства, которое таким образом устраняется. Излишнее укутывание, тесная одежда.
Что еще может спровоцировать появление онанизма?

Единственный ребенок в семье, изолированный от детского общества.
Высокая эмоциональность ребенка.
Повышенная возбудимость.
Патологии беременности, нежеланная беременность.
Когда родители хотели ребенка одного пола, а “получился” — другого.
Чрезмерная принципиальность родителей.
Импульсивность, несдержанность отца.
Холодность матери.
Как помочь ребенку?
Прежде всего выясните причину возникновения привычки
Ни в коем случае не стыдите, не наказывайте, не ругайте.
Можно даже не говорить с ребенком на эту тему, но в корне поменять воспитательные методы, отношение с малышом.
Предоставьте ребенку больше свободы, возможности самостоятельно действовать.
Чаще хвалите.
Обстановка в семье должна быть спокойной, доброжелательной.
Если ребенок хочет бегать, прыгать, не удерживайте его, а, наоборот, обеспечьте физическими нагрузками (прогулки на свежем воздухе, спортивная или танцевальная секция).
Поощряйте ребенка в выражении чувств и эмоций, если он не умеет адекватно реагировать на негативные эмоции – учите
Чаще общайтесь на нейтральные темы, избегая нотаций, поучений.
Вовремя лечите потницу, диатез, глистные заболевания; урологические и гинекологические заболевания.
Одежда должна быть чистой, свободной, не натирающей тело.
Не пугайте малыша страшными последствиями его “грязных” действий! Это приведет к возникновению комплекса неполноценности, что в будущем выльется в проблемы с познанием своего тела, проблемы с сексом во взрослом возрасте.
Не унижайте ребенка допросами, осмотром, обсуждением этой темы при посторонних.
Пересмотрите питание (меньше сладкого, острого, соленого).
Обратитесь за помощью к невропатологу и психологу, они помогут найти причину и выработать комплекс мер.
Помните! Онанизм – способ разрядки нервного напряжения. Если справиться с напряжением, онанизм “уйдет”.
Любите своего ребенка! Чаще всего онанизмом страдают дети в детских домах, которые никому не нужны, никем не любимы, не имеют возможности самовыражения. Делайте вывод!!!

Источник>>

Как справиться с вредными привычками у ребенка

Самые распространенные из этих вредных привычек — когда ребенок грызет ногти, или постоянно теребит свои волосы, вырывает их, или грызет ручки и карандаши. Можно встретиться и с более экзотическими привычками: некоторые дети кусают щеки изнутри или грызут костяшки на руках. Вполне естественный вопрос родителей в таких случаях — можно ли научить ребенка контролировать свои действия?
Привычка грызть ногти, карандаши, ручки, другие твердые предметы — все это может наблюдаться, когда ребенок не чувствует уверенности в себе. Он боится дать неправильный ответ, испытывает сильное напряжение, когда его спрашивают и, тем более, когда вызывают к доске. Может быть, темп, в котором он вынужден готовить домашние задания, слишком быстрый. А ему нужно выполнять задания маленькими порциями, заниматься с более частыми перерывами. Возможно, он что-то плохо усвоил или недопонял и теперь это сказывается.
Что делать?
- Важно успокоить ребенка и сказать, что вы сможете преодолеть трудности. С родителями он должен расслабляться, а не испытывать такое же напряжение, как в школе.

- Убедитесь сначала, что ребенок усвоил текущий материал, поупражняйтесь с ним, покажите ему самому его успехи. Поддерживайте, подбадривайте, хвалите его. Ваша задача — сделать ребенка более уверенным в своих силах.

- Что очень важно — родители не должны требовать от ребенка «немедленно прекратить». Этим можно только спровоцировать нервный срыв у ребенка, появление тиков.

- Если, несмотря на вашу поддержку, поведение ребенка не меняется, следует обратиться к детскому невропатологу или психоневрологу

- Бывает и так, что ребенок грызет ногти вовсе не потому, что чем-то встревожен или сильно боится. Некоторые дети грызут ногти, когда чем-то возбуждены или скучают. Кажется, шестилетний ребенок даже не замечает, что делает это. Как помочь ему? Забыть об этом. Большинство детей этого возраста проходят через стадию грызения ногтей. Привлекая внимание ребенка к этому, вы сами создаете проблему из поведения, которое может быть преходящим. Вы же заметили: ребенок не осознает, что грызет ногти. Если вы доведете это до его сознания, его наклонность может перейти в устойчивую привычку.
Оставленные в покое, дети, как правило, перерастают такие привычки. Как только девочка достигнет возраста, когда возникает желание иметь красивые руки, она сама оставит свои ногти в покое. Что касается мальчиков, они в большинстве перестают грызть ногти к 12-ти, самое позднее — к 14 годам.

Источник>>

Озон

Тренинг предупреждения вредных привычек у детей

Книга Н. А. Гусева 180 г

В книге рассматривается теория и практика психологической работы с детьми младшего школьного возраста по профилактике курения и злоупотребления алкоголем и наркотика…

Вредные привычки. Читайте вашего ребенка, как книгу. Маленькие подсказки для родителей

Книга Екатерина Виноградова 80 г

Если ваш ребенок никак не может отвыкнуть от пустышки, грызет ногти и карандаши, хнычет по любому поводу — пора бить тревогу: ему плохо и он нуждается в вашей любви и забот…

Неизвестно

Книга Криворотов Н.С. 40 г

Детям и родителям�� Архив раздела�� Учебная литература (архив)�� Учителям. Школоведение. Методические пособия (архив)…