История акустической гитары: из Золушек в Королевы

История акустической гитары: из Золушек в Королевы

История акустической гитары удивительна – пройдя путь от египетской кифары до современного разнообразия форм и строя, она практически всегда оставалась любимицей как музыкантов-профессионалов, так и просто любителей красивой музыки различных направлений.

Откуда появилась? Кто предки?

Мнения музыковедов по поводу исторических корней гитары разнятся – одни считают, что прообраз современной акустической гитары надо искать на Востоке, другие считают, что гитара появилась в Испании, где она пришла на смену лютне.

Среди предшественников гитары, сформировавших её классический облик, называют следующие инструменты: кифара (вавилонская и египетская), набла, эль-ауд, тар (иранская лютня), киннор, нефер, цитра, вина, ситар и некоторые другие. Эти инструменты, как принято считать, появились во времена охоты с помощью лука – люди замечали, что высота звучания тетивы зависит от её толщины и степени натяжения, таким образом, прародителем современных струнных музыкальных инструментов стало оружие. Интересно, что набла – одна из возможных предшественниц гитары – считалась символом добра.

Первые упоминания об инструментах, напоминающих предшественников современной гитары, относятся к третьему тысячелетию до нашей эры.

Существует несколько версий происхождения названия «гитара». По первой версии, произошло совмещение двух слов – «сангита» (по-санскритски – «музыка») и «тар» («струна» по-древнеперсидски). По второй версии, слово «гитара» трансформировалось из санскритского слова «кутур», что в переводе значит «четырёхструнный». Первое употребление слова «гитара» в современной транскрипции встречается в европейской литературе тринадцатого века.

История гитары

Первые гитары

Первые гитары имели по четыре двойных струны, они появились в тринадцатом веке. В шестнадцатом веке добавилась пятая струна, а с восемнадцатого века гитара приобрела привычный современному глазу вид – струны стали одинарными. Первая двенадцатиструнная гитара была создана в 1773 году мастером Ван Хекке; первую «семиструнку» изготовил аббат Морлане; позже появилась и восьмиструнная гитара – её изготовил в Вене мастер Штауфер.

Центром гитарной культуры в эпоху Средневековья стала Испания. Гитары, получившие название «испанских», имели по пять сдвоенных струн, причём первая струна могла быть и одиночной. В конце пятнадцатого века гитара становится одним из «придворных» инструментов, наравне с лютней. Именно испанская гитара стала чуть позже шестиструнной – такой, какой мы знаем её сейчас.

Гитара: порталы и энциклопедии

Гитарный расцвет

Эпохой расцвета классической акустической гитары считается период с конца восемнадцатого до середины девятнадцатого века. Именно в это время значительно расширился репертуар гитарной музыки, для классической гитары писали Сор, Агуадо (Испания); Каркасси, Карулли, Джулиани, Лениани (Италия) и другие композиторы. Пожалуй, самым известным гитаристом времени «первого гитарного расцвета» является испанец Франсиско Таррега, ставший основателем современной школы игры на классической гитаре. Ближайшими его учениками и последователями стали Льобет, Пухоль, Прат, Лелюп и другие известные гитаристы. Также свои школы игры на гитаре создали: Ф. Сор, М. Джулиани («итальянская гитарная школа»).

Большинство гитаристов восемнадцатого-девятнадцатого века активно концертировали, выступали в крупнейших и знаменитейших залах Европы и России.

В период своего расцвета гитара продолжает меняться – мастера активно экспериментируют как с формой и размером, так и с устройством отдельных механизмов акустических гитар. Современный вид классической гитаре придал мастер Антонио Торрес.

Гитара в России

В России гитара завоевала популярность в девятнадцатом веке, это была семиструнная гитара, настроенная «в терцию». Семиструнная гитара даже получила второе имя – «русская гитара». Большой вклад в расширение её репертуара внёс в этот период русский гитарист Андрей Сихра. Позже в России распространение получила и классическая «шестиструнка». Большое влияние гитарная музыка оказала на формирование культуры русского романса. Даже аккомпанемент к романсам того времени, написанный для фортепиано, зачастую выдержан в гитарном стиле.

Известными русскими гитаристами девятнадцатого века являются Марк Соколовский и Николай Макаров. Они выступали не только в России, но и за границей. Из русских гитаристов двадцатого веке следует отметить Иванова-Крамского, автора собственной школы игры на шестиструнной гитаре и Верещагина.

Гитарные форумы

Гитарный Ренессанс

С конца девятнадцатого – начала двадцатого века акустическая гитара, как и многие инструменты с многовековой историей, вошла в эпоху своего нового расцвета. В это время свои произведения и школы игры на гитаре создают Сеговия, Льобет и другие. Именно в это время гитара, ранее бывшая «Золушкой» (по выражению Андреса Сеговии) вышла в концертные залы – до этого она считалась «домашним», камерным, салонным инструментом. Начинает распространятся ногтевой метод игры. Кстати, именно Сеговия стал одним из самых известных гитаристов двадцатого века. Он научился играть на гитаре самостоятельно, в юном возрасте, позже закончил музыкальный институт Гренады. Со своими концертами ездил по всему миру, в том числе, дважды посещал СССР.

Приблизительно в это же время появляются металлические гитарные струны, а вслед за ними – икс-образное крепление пружин, что увеличивало прочность передней деки, позволяло избегать её излишней вибрации. Таким образом появилась гитара, которую сейчас называют фолк-гитарой или гитарой «вестерн». Её автором стал мастер Мартин. В зависимости от размера, такие гитары получили названия «0», «00» и «000». В двадцатых годах появилась гитара «ОМ» (оркестровая модель), которая отличалась более громким звуком, получаемым за счёт увеличения длины струн.

В 20-30-е годы двадцатого века в США гитара была очень популярна у самых различных слоёв населения. Под воздействием этнических негритянских традиций она встала у истоков формирования джаз-культуры, став, практически, первым джазовым инструментом. Джаз-гитара внешне отличалась от своей классической «родственницы» — она напоминала больше не гитару даже, а скрипку: передняя дека – выгнутая, порожек напоминал контрабасовый, присутствовал струнодержатель. Да и резонаторное отверстие было не круглым, а вытянутым, их было два, а располагались они по краям передней деки. Все эти ухищрения были направлены на усиление издаваемого инструментом звука. Звучание «arch top» было резким, ярким, но сбалансированным; инструменты такого типа отлично подходили для сольных партий. Позже именно джазовые гитары стали прообразами для современных электрогитар.

В пятидесятых годах XX века струны для классических гитар начали изготавливать из синтетики, а не из жил, как ранее. Эпоха расцвета акустических гитар Нового времени стала заканчиваться на Западе в 60-х годах, в нашей стране в это время набирало обороты движение авторской песни, исполнители которой практически всегда аккомпанировали себе на «акустике».

Акустическая гитара и современность

Акустическая гитара в настоящее время – не только камерный инструмент, активно развиваются различные методики звукоснимания: от микрофонов-клипс до встроенных в корпус звукоснимателей. Сама конструкция гитары также развивается – в России запатентовано изобретение под названием «ГРАН», что расшифровывается как «гитара русская акустическая новая». Инструмент имеет 12 струн – по 6 металлических и нейлоновых, расположенных на разных уровнях. Как ни странно, ГРАН больше распространена на Западе – на ней играют Маккартни, Сантана и другие известные музыканты.

В настоящее время гитары делят на три основные группы: фолковые гитары с металлическими струнами (Flat Top, вестерн), классические гитары с нейлоновыми струнами (Classical), джазовые гитары (Arch Top).

Об известных гитаристах

Яндекс.Метрика