Cобираем ребенка в первый класс

Cобираем ребенка в первый класс

Как быстро пролетело время! Вы не успели оглянуться, а ваш малыш, которого, казалось, только вчера в огромном кружевном конверте принесли из роддома, осенью идет в школу. Вы уже выбрали школу,прошли собеседование или тестирование, подготовили медкарту. А что же теперь? Теперь надо заняться экипировкой первоклассника, купить портфель, форму, канцтовары, и подготовить ребенку рабочее место.

Что в ранце у первоклашки?

первоклассник, канцтовары, экипировка первоклассника, собркть ребенка в школу

Собрать первоклашку в школу — дело не простое. Нужны новые одежда и обувь (ведь не может же он одеваться как малыш-дошкольник, правда?), тетрадки, ручки, учебники и многое-многое другое — родителям, сбившимся с ног в поисках всего необходимого, этот список кажется просто бесконечным. Точнее, проблемы с тем, чтобы найти все это, сегодня не существует. Зато есть другая — как выбрать из предлагаемого многообразия? А здесь самое главное — не спешить.
Начнем с канцелярских товаров. Что заботливые и сознательные мамы и папы должны положить в портфель чада, отправляющегося в первый класс? И как бы сделать так, чтобы все это было получше, но подешевле?
Во-первых, прежде чем что-то покупать, попросите у будущего учителя список того, что потребуется ребенку. Не гадайте — рискуете «попасть пальцем в небо». У любого преподавателя достаточно профессионального опыта, чтобы сходу зачитать вам весь перечень необходимых школьных принадлежностей. Это избавит вас от лишних трат времени и денег. А вашему малышу не придется первого сентября тащить в ранце полмагазина канцтоваров, где среди множества совершенно лишних вещей, конечно же, обязательно не окажется самого необходимого. Кроме того, во многих школах, помимо обычного набора, ребенку могут потребоваться специальные учебники, рабочие тетради, бумага для оригами или что-нибудь еще, чего вы сами предусмотреть просто не в состоянии. А позаботиться обо всем лучше заранее, чтобы потом не приходилось искать в последний момент.
Когда список покупок определен, совершите рейд по школьным базарам, магазинам канцелярских товаров и другим торговым точкам, где продают ручки, тетрадки и т. п. Не покупайте первое, что попадется на глаза, сначала присмотритесь, приценитесь. Ведь разброс качества и цен сегодня очень велик. Постарайтесь найти оптимальное для вас их сочетание.
Покупать канцтовары в ларьках, наверное, не стоит. Во-первых, скупой платит дважды: прослужат они вашему ребенку соответственно цене — не долго. Во-вторых, неизвестно, где и из каких материалов они изготовлены. Такие линейки, ластики, тетрадки могут не соответствовать элементарным требованиям безопасности, а значит, могут представлять опасность для здоровья вашего малыша.
Но и складывать в портфель первоклассника дорогие письменные принадлежности, приобретенные в магазине товаров для офиса, тоже не следует. Прежде всего, не стоит надеяться, что ребенок осознает, что они очень ценные, и будет беречь как зеницу ока. Вы будете удивлены, но уже в самое ближайшее время почти все придется покупать снова — сломается, потеряется, «забудут» вернуть не очень щепетильные одноклассники. Кроме того, элитные канцтовары вашего сына или дочки могут вызвать недовольство учителя: в конце концов, ребенок пришел в школу не демонстрировать финансовые возможности родителей, а получать знания. И учитель будет прав: яркие школьные принадлежности действительно отвлекают детей от занятий. Нельзя также исключить возможность того, что ваш юный «богач» начнет хвастаться. Это неизбежно вызовет зависть у остальных детей. Тогда конфликты с одноклассниками ему обеспечены. В общем, все хорошо в меру: не стоит чрезмерно экономить, но и особо роскошествовать — тоже.

Обязательный набор канцтоваров

В обязательный набор первоклассника входят: ручки (синие и цветные), карандаши (простые и цветные), ластик, линейка, тетради (в клеточку и тонкую линеечку для прописей), дневник, буквенная и цифровая кассы, счетные палочки, альбом для рисования, краски и кисти, фломастеры, цветная бумага, картон, клей, ножницы, пластилин, доска для лепки, фартук. Это примерный и минимальный список. Каждая школа дополняет его по своему усмотрению. Например, весьма вероятно, что вас попросят приобрести какие-то книги, учебники, специальные рабочие тетради и т. д.
Поговорим о части содержимого портфеля школьника подробнее.
Тетради. Бумага известна со II века. Сначала ее изготовляли из папируса, из ткани. А в XIX веке появилась привычная для нас — из целлюлозы. Сегодня существует более 500 видов бумаги.
Бумага для тетрадей должна отвечать ряду требований.
- Цвет: матовая белая или цвета слоновой кости. Именно такая бумага наиболее безопасна для глаз человека. Кроме того, с ней хорошо контрастируют синие чернила, которыми принято писать в школе. Если бумага в тетради грязно-белая, значит, изготовлена из вторсырья. Качество у нее низкое, потому и качество работы вашего малыша в такой тетради будет невысоким. Другая крайность — ослепительно белоснежные странички некоторых импортных тетрадей. Будьте с ними осторожны: эта белизна действительно ослепляет. Эффект достигается за счет обработки специальным светоотражающим отбеливателем. Слышали истории о том, как на Крайнем Севере или высоко в горах, где лежит чистый снег, неосторожные путешественники теряли зрение? Такая красавица тетрадка окажет на глаза вашего малыша примерно то же действие.
- Плотность. Листочки в хорошей тетради сделаны из достаточно толстой бумаги. У ее более дешевых подруг страницы напоминают газетную бумагу. То, что ребенок напишет на одной стороне, будет видно на другой: писать неудобно, выглядит неопрятно, да и прочитать не всегда можно, так как буквы накладываются одна на другую.
- Гладкость. Если вы видите, что бумага, из которой сделана тетрадь, шероховатая, неровная, воздержитесь от ее приобретения. Ручка при письме в ней быстро засорится микроскопическими ворсинками с поверхности страницы и будет «мазать».
- Разлиновка. Для малыша со сниженным зрением покупайте тетради с яркими линеечками и клеточками. Ему будет хорошо их видно, и буквы и цифры не будут «уползать» вверх или вниз. Если же у ребенка проблем со зрением нет, то остановите свой выбор на бледной разлиновке серого или голубого цвета. Он ее и так увидит, а от очень яркого рисунка может начать рябить в глазах.
Не менее важна и обложка тетради. Дольше «прилично» будет выглядеть тетрадь, одетая в обложку со следующими характеристиками.
- Из плотной бумаги. Покупать ребенку папки и требовать, чтобы он убирал тетради в нее, занятие малопродуктивное. Все равно они будут мяться. Не в портфеле, так в неловких детских ручках. Единственный выход — одеть на тетрадку «вторую кожу» — обложку или клейкую пленку. Хотите избежать этих хлопот — ищите более «толстокожую» тетрадь.
- Матовая. Спору нет, глянцевая обложка выглядит наряднее. Но на ней остаются отпечатки пальцев, и она быстро теряет «товарный вид».
- С закругленными уголками. Уголки — самое слабое место тетрадей, они мнутся легче всего.
- С линеечками, на которых можно написать, чья это тетрадь и по какому предмету.
И еще один важный момент, непосредственно на качество тетради не влияющий, — цвет обложки. С одной стороны, вам придется считаться с мнением учителей, которые жалуются, что на уроках дети, вместо того чтобы слушать, разглядывают картинки на своих тетрадях. С другой, хотелось бы, чтобы ребенку нравилось работать в его тетради. А столь милые сердцу многих преподавателей темно-зеленые и бледно-розовые обложки вряд ли способны кого-то воодушевить. Придется искать компромисс. Пусть обложка будет в сдержанных тонах, но с рисунком. Только выбирайте своему малышу тетради с изображением любимых героев мультиков, сказочных персонажей, животных, а не знойных красавиц или поп-звезд (это ему совсем не по возрасту, даже если он у вас и выпрашивает такие).

Ручки. В Древней Вавилонии письменные знаки выдавливали клиновидными палочками на изготовленных из мягкой глины табличках или цилиндрах, которые затем обжигали в печи или сушили на солнце. Если же хотели увековечить какой-то текст, то приходилось выбивать его на каменных плитах или стелах. Сегодня все гораздо проще. К нашим услугам ручки, карандаши, фломастеры.
Ручки могут быть разными: перьевыми, шариковыми, гелевыми — это зависит от наполнителя стержня и конструкции кончика пера.
Перьевыми ручками сейчас в школах уже не пишут. К счастью, ибо дело это не простое. Сколько слез прольешь, пока научишься писать без клякс?
Гелевой ручкой писать очень приятно и удобно. Она легко скользит по бумаге. Не «мажется». Пишет, под каким бы углом вы ни наклонили ручку. Ее основной недостаток — быстро заканчивается, а стоит недешево.
Для школьника предпочтительнее обычная шариковая ручка. Стоит стержень для нее гораздо дешевле, чем гелевый, а пишется им в несколько раз дольше. Кроме того, именно шариковыми ручками положено писать детям в школе согласно существующим правилам. Срок службы шариковой ручки и чистота письма при ее использовании зависят от диаметра шарика, который находится на конце стержня. Хотите, чтобы тетрадки вашего малыша были аккуратнее, — ищите ручку с тоненьким стержнем.
Карандаши. Современный карандаш имеет несколько модификаций:
- Традиционный грифельный в деревянной «рубашке». Грифельный стержень может иметь различную твердость, диаметр и цвет. Для первоклашки лучше выбрать карандаш средней твердости. Опознать его можно по буквам «НВ» или «ТМ». Более твердыми труднее рисовать и писать, а более мягкие плохо стираются, пачкают бумагу.У обычного карандаша есть недостаток, и он очень существенен, когда речь идет о маленьком ребенке, — легко ломается, его нужно точить. Цветные карандаши, которые используются реже, вполне могут быть и такими. Если же и простой карандаш у вашего малыша грифельный с оболочкой из дерева или — более современный вариант — из специального пластика, то купите хорошую точилку и научите его ею пользоваться. Обязательно добавьте в пенал несколько «запасных игроков» — карандаши имеют обыкновение ломаться в самый неподходящий момент.
- Карандаши со сменными грифелями. Возможно, более удобный для начинающего школьника вариант. Грифели могут меняться по-разному.
Вариант первый: маленькие грифелечки помещаются в коротеньких трубочках, которые вставляются в пластмассовый корпус. По мере необходимости исписанную секцию можно заменять новой. Это довольно удобно. Но грифель используется не полностью, а при сильном нажатии на карандаш вдавливается внутрь секции, кроме того, не каждый ребенок успешно и быстро справится с ювелирной работой по смене стержня.
Другой вариант: карандаш с пластмассовым или металлическим корпусом, внутри которого есть отсек для запасных грифелей. В эксплуатации такой карандаш довольно прост — стержень выдвигается нажатием кнопочки на верхушке карандаша. Запасные грифели можно приобрести отдельно. Они, кстати, бывают разной толщины. Для маленького ребенка очень тонкие не подойдут. Нарисованные им линии плохо видно, а грифели легко ломаются.
Ну и, конечно, не забудьте про цветные карандаши. Наборов сейчас существует великое множество. Они упакованы в нарядные сумочки и конверты и радуют глаз многообразием цветов и оттенков. Поэтому опять бы хотелось призвать мам и пап, готовых порадовать свое чадо, быть благоразумными. Покупать ребенку набор из сорока восьми или пятидесяти шести карандашей стоит, только если он у вас всерьез мечтает стать великим художником. Использовать такое количество цветов просто невозможно — значит, это не выгодно с экономической точки зрения. Узнать и запомнить названия стольких оттенков тоже слишком трудно, а потому обучающая функция таких карандашей невелика. Наконец, такой набор может быть «вреден» и с психологической точки зрения — маленькому человеку вообще еще сложно делать выбор, а от необходимости выбирать из радуги в полсотни цветов может пропасть всякое желание рисовать. Для любого рисунка вполне достаточно двенадцати, максимум восемнадцати цветных карандашей.
Ластики. Известно, что древние римляне писали на дощечках, покрытых воском, острым концом специальной палочки. Другой ее конец, закругленный, позволял убрать или исправить написанное. За прошедшие века человек не научился писать без ошибок. Зато изобрел более совершенное средство для их исправления — ластик или, как иногда говорят, стирательную резинку.
От многообразия цветов и форм современных ластиков просто глаза разбегаются. Можно выбрать любой — красный или салатный, треугольный или в форме машинки, даже с ароматом клубники. Но не спешите поддаваться на уговоры очарованного этим великолепием малыша: не все то золото, что блестит. Полевых испытаний такие резиночки обычно не выдерживают: карандашные линии стирают плохо, оставляют грязные следы на бумаге, крошатся и ломаются. Лучше купите проверенный временем ластик из каучука. Он дороже, внешне невзрачный, но стирает отлично.
При выборе резинки помните, что каждому карандашу — свой ластик. Для жесткого карандаша подойдет более жесткая резинка. В нее добавляют специальный абразивный порошок, поэтому она скорее сцарапывает ошибки с бумаги, нередко при этом повреждая ее. Таким ластиком можно стирать даже ручку. Более мягкие резинки предназначены только для мягких карандашей, но зато к бумаге относятся бережнее.
Источник>>

Портфель, ранец или рюкзак?

Все необходимое наконец-то закуплено? Перед вами новая проблема: все это нужно во что-то упаковать. А значит, ребенку необходим портфель

Не поддавайтесь на просьбы маленького модника или маленькой модницы купить «вон ту красивую сумочку» вместо ранца. Во-первых, первоклассникам нужно столько вещей, что портфели, в которые они еле-еле входят, выглядят лишь немногим меньше самих первоклассников. Ни в какую сумочку не войдет! Во-вторых, носить тяжести на одном плече или в одной руке вредно для осанки ребенка. А портфель у вашего малыша действительно будет тяжелым: книги, тетради, пенал, сменная обувь и многое другое. Поэтому к выбору ранца стоит подойти крайне серьезно.
Каким же портфель должен быть, чтобы заботиться о здоровье, долго служить и радовать глаз?
- Легким — содержимое портфеля и без того имеет внушительный вес.
- Плотно прилегать к спине, задняя стенка должна быть укрепленной, с мягкой прокладкой. Если ранец не удовлетворяет этим требованиям, синяки и шишки на спине от болтающегося портфеля вашему ребенку обеспечены.
- Иметь прочные широкие лямочки. Узкие ремешки будут врезаться в плечи и причинять боль.
- Хорошо сохранять форму. В противном случае тетрадки и учебники в нем будут мяться, груз будет распределяться неравномерно, да и прослужит такой рюкзак недолго.
- Иметь надежные, но не очень тугие застежки. Такие, чтобы, с одной стороны, не расстегивались постоянно, а с другой — были по силам слабым детским ручкам.Иметь удобную крепкую ручку. Именно за нее ваш ребенок будет таскать ранец по школе.
- Прочным. Вынести школьному портфелю предстоит немало: на нем будут сидеть в коридорах на перемене, кататься с горки зимой после школы, его будут кидать и пинать вместо мяча, наконец, просто бросать где попало.
- Изготовлен из легко моющегося материала. Ведь после всех описанных выше испытаний он быстро станет грязным, даже очень грязным.
- Иметь много кармашков и отделений. Тогда каждой мелочи в хозяйстве ученика найдется место, ручки не будут теряться, тетради и учебники мяться, а яблочко можно будет положить отдельно от сменной обуви.
- Обеспечивать безопасность ребенка на дороге. Для этого на современных ранцах делают вставки из специальных ярких, отражающих свет материалов. Ребенок с таким портфелем на спине заметен издалека и днем, и в сумерках. Учитывая то, что по дороге в школу и из школы многим детям приходится переходить улицы с оживленным движением, это очень важно.
Источник>>

Тяжелый груз знаний

Большая учебная нагрузка часто становится в буквальном смысле большой, тяжелой нагрузкой для школьников, ранцы которых по плечу разве что взрослым. Неудивительно, что портфели первоклашек, провожая их в школу, несут мама или папа. Хотя по тем же санитарным правилам этот груз знаний вместе с ранцем должен «тянуть» не более полутора килограммов. Некоторые школы сжалились над малышами и приобрели для них второй комплект учебников для работы в школе.

На прошедшей недавно в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков конференции по проблемам нарушений опорно-двигательного аппарата были приведены любопытные цифры. У школьников начальных классов ранец весит на два килограмма тяжелее положенного. Шестиклассники таскают учебников и пособий на 6,4 килограмма — в два раза больше нормы. Зато выпускники, умудренные школьной жизнью, ходят на уроки налегке — с 1-2 килограммами учебного груза.
У каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями. Но есть простой способ вычислить физиологически безопасную норму: вес ранца с содержимым не должен превышать 10 процентов от массы тела ученика.
Здоровье ребенка зависит от множества причин, не все из которых находятся в нашей власти. Но сделать так, чтобы какая-то часть их не ложилась бременем болезни на детей, вполне по силам взрослым.
Источник>>

Школьная форма: добро или зло?

После того как лет 15 назад отменили единый стандарт на школьную форму, родители прибывают в растерянности. Очень сложно одеть ребенка так, чтоб он одновременно выглядел достойно среди одноклассников, ему самому было приятно и удобно носить эту одежду, и при этом, чтоб школьная одежка не вывела семейный бюджет к «отрицательным» показателям.
Оптимальный вариант это — выяснить индивидуальные запросы школы, в которую Вы отправите своего ребенка, и купить ему соответствующую одежду. Так как сейчас многие школы вводят свой собственный образец формы, то особой проблемы выбора перед Вами не встанет. Главное, чтоб школьная форма отвечала нескольким показателя:
- была выполнена из натуральных материалов, не вызывающих аллергию у ребенка;
- была комфортна и удобна по своему крою, дабы не сковывать движения развивающегося организма.
Все эти показатели, как правило, освидетельствуют сертификаты качества от производителя.
Одного комплекта формы для ребенка будет недостаточно. Вспомните себя в его годы… Чернильные пятна, беготня по коридорам во время переменок, лазанья по каким-то сомнительным местам после уроков — все это не добавит чистоты одежде. Мальчику очень пригодится несколько пар брюк, рубашек, джемперов и пиджак. Девочек, хоть и предпочтительнее одевать в юбки, но хотя бы одними брюками также стоит запастись. Не забудьте о блузах, кофточках и жакете. Несколько пар обуви на разные сезоны, конечно, ударят по карману родителей, но комфорт и здоровье Вашего ребенка превыше всего!
На уроки физкультуры подойдет один «дышащий» спортивный костюм, который Вы будете успевать стирать в промежутках между уроками, и добротные удобные кроссовки.
Источник>>

Стиль современного школьника. Мнение экспертов

Любовь Стрельченко. Вопрос модельеру и стилисту: Нужна ли школьная форма?

Вячеслав Зайцев — знаменитый модельер: нужна. Желательно, чтобы дети в школе чувствовали себя на равных, не хуже других, чтобы не развивались комплексы.

Ирина Пчелина - стилист-имиджмейкер, руководитель и учредитель имидж-агентства «Стильная персона», член Международной ассоциации «Союз дизайнеров»: нужна школьная одежда. Должен быть ее выбор. Она должна иметь варианты комбинирования.

Ольга Загорская. Вопрос директорам школ: Как Вы считаете, нужна ли школьная форма?

Татьяна Панченко — директор школы № 894 г Москвы: Нужна. Нет, я не консерватор, но школа — все-таки серьезное учреждение, куда дети ходят за знаниями, и по существу, это их каждодневная работа: умственная, физическая. А для развлечений и отдыха есть клубы, парки, кинотеатры: Там и можно демонстрировать свой гардероб. А в свете того, что у большинства ребят есть проблемы со здоровьем, не лишним будет принять к сведению и совет специалистов-офтальмологов. Они утверждают, что яркие и кричащие цвета (красный, желтый, розовый) недопустимы для школьной формы. Они раздражают ребенка, утомляют глаз. Заболевание нервной системы, астигматизм, переутомленность и постоянные головные боли — вот далеко не полный букет проблем, которые может вызвать ‘неправильная’ сорочка или пиджачок. Школьная форма просто необходима, потому что она дисциплинирует. Одежда обязывает к определенному поведению. Безусловно, не только она красит человека. Ну вот, например, попробуйте надеть что-либо абсолютно несоответствующее вам, что-то, что абсолютно никогда не носили. Интересно, как вы в этом на улицу выйдете?. Вы сразу станете неуверенно себя чувствовать. И со временем станете подчинять себя образу, который создает одежда. Могу сказать, что форма не приглушает самолюбие и самоутверждение, если к ней относиться как к необходимости. Ведь все согласны, что у милиционеров и официантов должна быть форма, что, зайдя в уважающую себя фирму, ожидаете увидеть людей в деловых костюмах. Это определенные нормы, принципы, дисциплина. И вполне возможно, что того же банкира вы через час увидите на байке с банданой. Не думаю, что он считает, что деловой стиль на работе бьет по его самолюбию.

Людмила Дальцева — зам директора школы № 903 г .Москвы: Да, форма необходима. Мы долго думали насколько необходимо ввести школьную форму и какой будет реакция наших детей и родителей. В итоге пришли к выводу, что: во-первых, форма конечно же дисциплинирует детей, во-вторых, пропадает соперничество в том, кто во что одет, у кого вещи дороже, дети (особенно из семей с небольшим достатком) перестают комплексовать по поводу своего внешнего вида. Это дает уверенность в себе и проявление себя именно в учебе, в-третьих, это большая материальная экономия для родителей. Теперь ребенок знает, что у него есть определенная одежда для школы. А в театр или на дискотеку, пожалуйста, одевайся как хочешь. Вообще форма — это большой плюс для школы. Дети даже становятся спокойнее, потому что сосредоточены именно на учебном процессе.

Зинаида Сергеевна Вопрос Валентине Березиной: Не могли бы Вы прокомментировать позицию Министерства образования относительно школьной формы? Урегулирован ли этот вопрос на законодательном уровне?

Валентина Березина - представитель МОН, начальник отдела Департамента молодежной политики: За прошедшие годы мы все стали свидетелями того, что отмена единой школьной формы наряду с положительными моментами, связанными с реализацией прав ребенка, стала причиной ряда негативных процессов. Свобода выбора действовала на всех по разному: дети обеспеченных родителей стремились продемонстрировать своим одноклассникам и учителям немыслимые наряды и украшения, а дети из малообеспеченных семей, коих большинство, почувствовали себя крайне неловко, что привело к развитию у многих из них комплекса неполноценности и даже агрессии. Прошло время и сегодня во многих учебных заведениях России (лицеях, гимназиях, школах) вновь, но уже самостоятельно, без принуждения пришли к выводу о том, что иметь свою ‘школьную’ форму не только доступно, удобно, но и престижно. Кроме того, школьная форма создает ощущение определенного равновесия в детском коллективе, что очень важно. Причем, по желанию школьников и их родителей единую форму можно ввести не только в учебном заведении, но и в отдельно взятом классе. А можно сделать так, чтобы каждый класс в школе выбрал для себя свой вариант формы — никаких запретов на этот счет нет. Главное, она не должна быть одинаковой для всех, т.е. не должна лишать ребят индивидуальности. Думаю, в настоящее время решение этого вопроса на законодательном уровне неправомерно. Можно пойти по другому пути. На основании исследований, социологических опросов учащихся, родителей и педагогов, специалистов разработать на федеральном уровне соответствующие рекомендации, в которых отразить: — тенденции на спрос школьной формы (различных моделей), ее позитивные стороны; — с учетом мнения психологов рекомендовать цветовую гамму формы; — подчеркнуть, что в соответствии с Законом ‘Об образовании’ введение в учебном заведении единой школьной формы — дело добровольное и решение это должно приниматься в равной степени самими учащимися, их родителями, педагогами. Кстати, вполне возможно, что именно сегодняшнее обсуждение может стать основой для разработки этих рекомендаций.

Валентин. Форму вводят для того чтобы навести порядок в школе. Как раньше было хорошо! А что по этому поводу думают психологи?

Вопрос психологу: как влияет школьная форма на психологию ребенка?
Наталья Синягина — директор Федерального государственного научного учреждения «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи» Минобразования России, доктор психологических наук, профессор: Я бы поставила вопрос шире. Нет ничего такого, никаких процессов и событий в жизни человека, которые влияли бы только на определенный период его жизни (в данном случае — детство). Какого бы возраста он бы ни был, это не может не повлиять в целом на особенности его личности, поведение, самооценку, его успехи и достижения. Вопрос о форме (а одно из значений формы по Далю — установленный порядок) — непростой. Недаром он уже почти 2 десятилетия не может быть решен в российской школе. Введение формы, на мой взгляд, для одних детей, родителей, педагогов имеет значение как положительное (организующее ‘тонизирующее’), а для других — отрицательное (любая стандартизация вызывает больше протеста). Нужно помнить, что все люди разные. Одним удобно быть в форме, другие результативны и стабильны, когда одежда подчеркивает их индивидуальность. В качестве иллюстрации я могу привести два примера. У меня есть знакомая, которая более десяти лет ходит на работу в одном и том же костюме. Ей это удобно. Но однажды у меня на консультации был один молодой человек — настоящий ее антипод. Ему очень нравилось место его новой работы, но он считал незаконным требование руководителя носить корпоративную форму. И это только 2 примера. В масштабе страны таких примеров множество. В психологии принято учитывать, что поведение человека, его взгляды на различные вещи зависят от его пола, возраста и индивидуальности. Резюмируя свои слова, я хочу сказать, что руководству школ, решая вопрос о школьной форме, следует четко определить для себя, чего они хотят достичь: повышения результативности работы учеников или просто создания некоего шаблона. И в данном случае очень важно учитывать мнение и индивидуальность каждого ученика.

Валерия Вопрос Вячеславу Зайцеву: Уважаемый Вячеслав, что Вы как модельер вкладываете в понятие ‘школьная форма’. Что она должна отражать?
Вячеслав Зайцев: Ребёнок должен быть опрятно одет, детали одежды не должны отвлекать от основного занятия — учиться. Форма должна быть удобной, гигиеничной, безопасной. Форма должна отражать пол ученика. Ткань по цвету может быть разной, не броской, гигиеничной по свойству волокон.

Нина Геннадьевна, г.Москва Вопрос И.Пчелиной: какой она должна быть и почему? Ирина Пчелина: Учитывая, что в школе дети проводят много времени, требования к школьной одежде должны предъявляться по следующим критериям: цвет, крой, фактура ткани и рисунок. Предпочтительная цветовая гамма — серо-голубые, серо-розовые, синие, коричневые, вишнево-бордовые оттенки, благородная зелень. Необходимо исключить оттенки, которые дают слишком жесткий образ, приближенный к тому, как выглядят взрослые мужчины и женщины. В школьной одежде необходимо избегать резких цветовых контрастов: сочетания черного с кипельно-белым, темно-синего со светло-голубым. От таких резких контрастов устает глаз. Одежда не должна быть мрачной. Крой должен быть классический в своей основе, подчеркивать красоту фигуры, быть удобным. Чтобы в такой одежде было комфортно. Фактуры: качественные, пластичные ткани, приятные к телу, не мнущиеся, удобные в уходе. Трикотаж можно удачно сочетать с основной тканью. Основное требование к рисунку — чтобы он не был излишне заметным и не утомлял взгляд. Например, яркая клетка в большом количестве будет назойливо обращать на себя внимание. В деталях одежды нежелательны слишком острые углы воротников блузок и рубашек, лацканов пиджаков.

Сергей Демин, г.С-Петербург Почему в 1992 была отменена школьная форма ?
Валентина Березина: В соответствии с новым Законом ‘Об образовании’ (1992 г.) претерпели изменение многие прежние устои советского общества. Именно в эти годы в школах страны была отменена обязательная школьная форма. Причем, за это решение ратовали, прежде всего, сами школьники, многие родители и ‘продвинутые’ педагоги.

Что вы можете сказать о советской школьной форме? Какие у нее были плюсы и минусы?

Ирина Пчелина: У одних людей эта форма ассоциируется с юностью, и по прошествию лет, забывается, что лямки фартука постоянно падали, а брюки у мальчиков вытягивались на коленях. Для других форма советского периода — это страшное воспоминание, связанное с уравниванием всех и во всем. Каждый имеет право на собственное воспоминание и собственное мнение. Но если сравнить фотографии тех лет и современные, то понятию ‘стильный образ учащегося’, несомненно, в большей степени соответствуют фотографии советского школьника.

Ирина Вопрос М.Безруких: Как повлиял на поведение школьников отказ от школьной формы? Не пора ли на Ваш взгляд вернуться к ней вновь, и если да, то с какого возраста наиболее целесообразно вводить ее в школе? Нужна ли форма в начальных классах?

Марьяна Безруких — академик РАО, доктор биологических наук, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования: Думаю, что отмена формы никак не повлияла на поведение школьников. Отмена формы совпала с изменением отношения к ученику (а где-то нет), с появлением возможности более свободно думать, говорить, действовать, выбирать. Одежда стала более удобной (джинсы, футболка), но обувь менее гигиеничной (не очень качественные кроссовки). К сожалению, в одежде многих детей превалируют искусственные материалы (это дешевле), но это проблема экономическая. Сейчас некоторые школы вводят форму, но внешний вид ‘маленькой леди’ и ‘молодых людей’ в бабочках создают чувство неловкости, да и самим малышам не очень комфортно постоянно ‘держать спинку’. Вариантов комфортной и удобной формы пока я, к сожалению, не знаю. Думаю, что если учесть все требования к качеству материалов, из которых должна быть изготовлена одежда и обувь цена формы будет очень высокой.

Георгий Сергеевич, учитель средней школы, г. Ярославль Вопрос Валентине Березиной: Не собирается ли министерство ввести школьную форму опять повсеместно?
Валентина Березина: В этом нет необходимости. В общероссийском масштабе вновь вводить униформу, на наш взгляд, не стоит. Россия — огромная страна с различными климатическими условиями, национальными традициями и устоями, с которыми надо считаться. Школьная форма остается свободной, но, что важно подчеркнуть, — с соблюдением делового стиля, что находит отражение в Правилах внутреннего распорядка общеобразовательного учреждения. ‘Рваные’ джинсы, мини-юбочки, укороченные блузки и т.д. — это одежда для отдыха, дискотеки, а не учебы.

Читать далее>>

Рабочее место первоклассника

Рабочее место первоклассника

Готовя ребенка к школе, мало купить ему красивый ранец, тетради и форму. Дома маленькому Ломоносову нужно обустроить собственный кабинет или хотя бы выделить специально оборудованное место для занятий. От того, насколько продуманно и правильно вы обставите кабинет первоклассника, напрямую будет зависеть его успеваемость.
Конечно, выделить ребенку отдельную комнату для приготовления уроков при наличии детской далеко не всегда представляется возможным. Значит, полноценное рабочее место придется оборудовать по соседству с игрушками. Главное в этом случае – визуально отделить одну зону от другой, чтобы первоклассника ничто не отвлекало от занятий. Если габариты комнаты слишком уж скромны, возможно, стоит оборудовать подиум, на котором установить рабочий стол, а внутрь уложить все лишние вещи. Если же в детской у вас обитает два ребенка, отделение рабочего места от спального насущно необходимо, и здесь уже не обойтись без передвижной перегородки. Впрочем, вам решать, из чего она будет выполнена: для этих целей подойдет и ширма, и стеллаж, и подвешенные тканевые жалюзи.
Оформляя кабинет школьника, помните о том, что создаваемая атмосфера должна располагать к труду. Конечно, не стоит придавать этому уголку атмосферу церковной школы, однако игрушки, телевизор, магнитофон лучше все же разместить в другой части комнаты. Кстати, визуально разделить пространство можно не только с помощью перегородок, но и обоями нейтрального цвета по контрасту с остальной частью комнаты. Стены домашнего класса не должны быть голыми: разместите на них то, что может стимулировать тягу к знаниям. Отличным дополнением к интерьеру кабинета школьника станут карты, всевозможные таблицы и схемы, глобус, иностранный алфавит. Можно повесить на одной из стен и небольшую доску для рисования специальными фломастерами или мелками: возможно, придя из школы, ваш ребенок захочет ненадолго вообразить себя учителем…
Король любого рабочего места – это конечно же стол.
И для первоклассника он должен быть выбран особенно тщательно, ведь именно на первом-втором году обучения в школе формируется привычка к регулярным занятиям, закладываются основы правильной организации домашнего учебного процесса. От габаритов и модели рабочего стола будет зависеть осанка вашего ребенка, его зрение и, что не менее важно, желание учиться.
Что касается габаритов рабочего стола, то здесь существует несколько жестких правил. Так, высота столешницы зависит от роста ребенка: если первокласснику хватит 45-48 см, то подростку уже нужен вполне «взрослый» письменный стол высотой не менее 60 см. Проверить, подходит он ли вашему ребенку, нужно прямо в магазине: когда будущий первоклассник садится за стол, его край должен оказаться точно на уровне груди (иначе ребенок не сможет опираться на локти).
Пространство под столом должно быть таким, чтобы колени не подпирали столешницу снизу, а ноги стояли под прямым углом. При этом глубина рабочей поверхности должна составлять не менее 60-80 см, ширина – 120-160 см. Кстати, если вы не хотите менять рабочий стол в кабинете своего школьника каждые 2-3 года, предпочтение лучше отдать трансформируемой модели. Кроме того, конечно, целесообразнее сразу приобрести стол, имеющий секции для компьютера, ведь без него сегодня учебный процесс обходится разве что за полярным кругом. Оптимальным вариантом комбинированного стола специалисты считают модель Г-образной формы с закругленной выемкой. Длинная часть такого стола предназначена для работы с тетрадями и книгами, короткая – для компьютера.
Купив стол, необходимо правильно разместить его в интерьере. И соображения визуальной гармонии здесь превалировать не могут. Главное – позаботиться о здоровье маленького школьника. Так, его рабочее место обязательно должно находиться рядом с окном. Стол можно установить слева боком к окну или справа от окна, но в этом случае специалисты советуют развернуть его к окну лицевой стороной. Первый вариант лучше с точки зрения отсутствия помех в работе, так как ребенок меньше отвлекается на уличные события, второй позволяет лучше осветить рабочую поверхность.
Не менее важный вопрос – искусственное освещение в кабинете школьника. Для того чтобы ребенок не утомлялся во время работы, источники света нужно комбинировать: например, компактные люминесцентные лампы для создания общего освещения хорошо сочетаются с тепловыми (обычными или галогенными лампами накаливания), которые обеспечивают направленный поток света на рабочую зону. Оптимальным вариантом дизайнеры считают комбинацию настенных бра или светового карниза с отраженным светом и отдельного светильника непосредственно над рабочей зоной. Помните: свет одной-единственной настольной лампы категорически противопоказан детям! Если все остальное пространство детской комнаты тонет в полумраке, создаваемый контраст способен вызывать быстрое утомление зрения ребенка, а через определенное время и снижение остроты зрения.
Также важно правильно выбрать для занятий ребенка стул, а еще лучше удобное рабочее кресло. Высота сиденья и спинки последнего регулируется, а значит, этот предмет обстановки приобретается «на вырост». Сиденье кресла не должно быть глубоким, чтобы во время занятий ребенок не горбился, а его спина опиралась на спинку.
Приобретя мебель, необходимую для организации рабочего места школьника, стоит также позаботиться о том, чтобы в кабинете первоклассника всегда был порядок. Для этого надо разработать удобную систему хранения канцелярских принадлежностей, книг, тетрадей и прочих вещей. Для этого можно использовать шкафы-купе, ниши, мобильные контейнеры, даже ширму со множеством кармашков разного размера. Главное, чтобы полки и ниши были размещены в пределах доступности ребенка, и тогда ваше чадо с детства научится соблюдать порядок.
Источник>>

Яндекс.Метрика