Строение акустической гитары и приёмы игры
Как устроена акустическая гитара? Из каких частей состоит? Каким образом можно извлекать из неё музыкальные звуки? Поговорим об устройстве акустической гитары и основных приёмах игры на ней.
Строение акустической гитары
Акустическая гитара состоит из трёх основных разделов: корпус, гриф и головка грифа.
Корпус – та часть, в которой звук резонирует, – состоит из передней (верхней) и задней (нижней) дек и обечайки (боковой части гитары). Как правило, корпус акустической гитары имеет сглаженные, скруглённые контуры, но некоторые гитару имеют «срезанный сектор», который позволяет без труда зажимать струны на 12-15 ладах. Следует, однако, заметить, что такие гитары имеют чуть худшее звучание, так как форма корпуса, его объём становится меньше, что отражается на качестве резонирующего звука. На корпусе располагается подставка, на которой крепятся концы струн (они могут быть завязаны узелками или иметь специальные металлические ограничители). Отверстие в верхней деке называется розеткой или резонатором.
На грифе гитары располагаются лады, с помощью зажатия струн на которых гитарист извлекает звук нужной высоты. На грифе гитары сверху или на лицевой стороне часто размещаются маркеры, отмечающие определённые лады – пятый, седьмой, пятнадцатый, иногда – ещё третий и девятый.
На головке грифа располагаются колки, на которые наматываются струны, и с помощью которых регулируется их натяжение. На разных гитарах колки могут находиться или по три с каждой стороны, или все шесть – на одной стороне головки. Но чаще, всё-таки, встречается двухстороннее расположение колков.
Строение акустической гитары
5 ссылок
- Акустическая и электрическая гитары
- Строение гитары: основные термины и понятия
- Строение гитары
- Строение гитары
- Гитарные уроки: строение гитары
Струны
Немаловажной частью гитары, которая заслуживает отдельного рассмотрения, являются струны. Звук зависит от материала струны, её обмотки, соотношения основной части («сердцевины») и обмотки, натяжением и мензурой струны. Как правило, у классической акустической гитары обмотка используется для четвёртой-шестой струн, а для акустических гитар «вестерн», «джамбо», «дредноут» — для третьей-шестой. Первые струны – монолитные (у акустических гитар) и монофиламентные (у классических акустических гитар).
Как известно, струны бывают нейлоновые и металлические. Ранее использовались струны из жил, кишечные, шёлковые, бронзовые и медные струны, а также струны из растительных материалов, но сейчас их время прошло и они практически не используются. На классические акустические гитары обычно устанавливают только нейлон, металлические используются на других видах «акустик» — джазовых, вестернах и так далее. Не рекомендуется установка нейлоновых струн на гитары с винтовым креплением грифа – они требуют хорошего качества инструмента, на таких гитарах звучат плохо. Обмотка струн тоже бывает различных типов – круглой, роллерной, полукруглой, плоской (ленточной).
По форме сечения сердцевины струны бывают круглого и гексагонального сечения. Главным недостатком первого вида является довольно быстрый износ в силу «прокрутки» обмотки, вторые же за счёт «неровности» больше повреждают гриф и лады при игре.
Большинство производителей струн имеют в своём ассортименте такую их разновидность, как струны с покрытием. Как правило, струны с покрытием дольше служат, но, по мнению некоторых гитаристов, имеют неестественное «пластиковое» звучание. Струны с покрытием стоят дороже обычных.
Про струны для акустической гитары…
4 ссылок
- Немного о струнах
- Сага о нейлоновых струнах
- Выбор струн для акустических гитар
- Англо-русский толковый словарь по струнам
Приёмы игры на акустической гитаре
Одним из первых приёмов игры на гитаре, характерным для классической гитары, является перебор или арпеджио. Вариацией арпеджио является приём арпеджиато – быстрый перебор струн, последовательное извлечение звуков, расположенных на различных струнах.
Приём тремоло подразумевает очень быстрое повторение одной и той же ноты.
Приём легато – слитное исполнение нескольких нот. Слитность звучания достигается при ударе пальцем левой руки по струне на ином, чем прежде, ладу в то время, как струна ещё не перестала звучать. Легато бывает восходящее и нисходящее. При нисходящем легато палец левой руки, наоборот, резко убирается со струны.
С помощью приёма вибрато достигается слегка дрожащий, вибрирующий звук. При использовании этого приёма гитарист немного двигает левой кистью, изменяя силу натяжения струны и степень нажатия на неё.
При перемещении пальца левой руки вдоль струны без изменения степени нажима достигается эффект глиссандо – перехода от одной ноты к другой через все полутона, расположенные между ними.
При резком и коротком глушении струны после прозвучавшей ноты используется приём стаккато.
При игре на акустических гитарах используются приёмы тамбурин и гольпе. Первый больше характерен для фолк-музыки, представляет собой постукивание по струнам близко от подставки. Второй применяется при исполнении фламенко – это постукивание ногтём по верхней деке инструмента во время игры.
Кроме пальцевой игры применяется игра медиатором, игра с использованием слайда.
Приёмы игры на акустической гитаре
6 ссылок
- Части гитары и приёмы игры
- Базовые приемы игры на гитаре фламенко
- Техника игры на гитаре — основные приемы
- Приемы игры на гитаре
- Приёмы игры на гитаре
- ПРИЕМЫ ИГРЫ НА ГИТАРЕ