Глухонемые дети, их воспитание и обучение

Глухонемые дети, их воспитание и обучение

Глухонемые дети имеют врожденную или приобретенную глухоту и поэтому у них отсутствует речь. Как можно помочь им адаптироваться в нашей жизни? Какие пути их воспитания и обучения существуют?

Глухонемота

Глухонемота — врожденная или приобретенная в раннем детском возрасте глухота и обусловленное ею отсутствие речи. Овладение словесной речью в норме происходит на основе слухового восприятия речи окружающих и подражания ей. Если ребенок рождается глухим или теряет слух до развития речи (в возрасте до 1 года), то он лишается возможности овладеть речью без специальных приемов обучения. Нередко даже и при более позднем возникновении глухоты (в возрасте 2-3 лет) речь, уже развившаяся в той или иной степени, но недостаточно упрочившаяся, теряется, если не принять специальных мер для ее сохранения и развития. Причиной глухонемоты могут быть любые пороки развития органа слуха и перенесенные в раннем детстве заболевания, приводящие к глухоте. Каких-либо патологических изменении в речевом аппарате у глухонемых обычно не наблюдается. Распознавание глухонемоты сводится к определению связи между отсутствием речи и нарушением слуха. У взрослых и детей старшего возраста это не представляет трудности. Значительные затруднения возникают при диагностике глухонемоты у маленьких детей. Отсутствие слуха у детей грудного и младшего дошкольного возраста часто остается незамеченным, а поводом к обращению за помощью является обычно задержка в развитии речи либо распад речи, уже начавшей формироваться. В этих случаях дифференцировать глухонемоту от речевых нарушений при нормальном слухе нередко сложно. Продолжение тут

Классификация глухонемоты

Еще во времена Аристотеля глухонемоту разделяли на врожденную и приобретенную. По мере накопления новых данных выяснилось, однако, что такого рода классификация недостаточна. В настоящее время имеется множество предложений для классификации глухонемоты, но ни одно из них не является ни общепризнанным, ни общепринятым. Подробности классификации тут

Распространение глухонемоты

Выяснение истинного количества глухонемых в различных странах наталкивается на целый ряд препятствий, которые в полной мере не устранимы. Прежде всего, подсчет населения производится обычно не врачами, а лицами, ничего общего с медициной не имеющими. Кроме того, определение глухонемоты у очень маленьких детей, не начавших еще говорить, представляет большие трудности не только для лица, непосвященного в медицину, но нередко также и для врача-специалиста. Наконец, определенное число лиц неминуемо ускользает от всякой регистрации. По Б.С. Преображенскому, общее число глухонемых на всем земном шаре должно быть принято равным, примерно, 1850000 чел. Принимая, однако, во внимание, что Африка, Австралия и Азия мало исследованы в этом отношении, можно понять, насколько неточна приведенная цифра. Данные о количестве глухонемых в различных странах мира

Глухонемота и глухота

Под глухонемотой подразумевается страдание, при котором не только потеряна способность восприятия звуковых ощущений (тонов и шумов), но и способность членораздельной речи. Глухота часто встречается без немоты, но в высшей степени редко наблюдается немота при сохранении слуха, так как она, в громадном большинстве случаев, зависит не от каких-либо пороков органов речи, а от потери слуха, как это показал еще в 1570 г. испанский бенедиктинский монах Pedro de Ponce

Методы обучения глухонемых

В настоящее время существуют 3 метода обучения глухонемых: 1) французский, или мимический; 2) немецкий звуковой, или метод чисто устной речи и 3) смешанный. Нужно думать, что звуковой метод, несмотря на свою относительно большую трудность, древнее мимического, хотя, несомненно, что глухонемые всегда выражали свои мысли и желания жестами и знаками. Дело педагогов было выработать однообразные знаки и выражения не отдельных понятий, а для букв, с помощью которых слагаются слова. Мимический способ пользуется для выражения отдельных букв и цифр теми или другими положениями пальцев одной или обеих рук. Почти для каждого языка имеется своя мимическая азбука, которая с течением времена, путем навыка и упражнения, настолько усваивается глухонемыми, что они в состоянии весьма быстро выражать пальцами самые сложные беседы Продолжение тут
На фото — буква Я

Изучение звуковой речи.

Изучение производства звуков и сочетание их происходит чисто механически, так как произношение их не контролируется слухом. Помощью глухим при обучении служит зрение, соединенное с подражательностью. Обучение начинается с 7 — 9-летнего возраста, так как ранее от ребенка нельзя требовать достаточной внимательности, а позже, голос, вследствие отсутствовавшего упражнения голосовых связок, грубеет.Большую услугу при подобных занятиях оказывает зеркало, перед которым учитель и ученик повторяют одни и те же движения, при чем учитель иногда пальцами содействует ученику в тех или других движениях органов речи (см. фиг. 2). Подробности про изучение звуковой речи

Постановка звуков

Лишь после предварительной подготовки, учитель переходит к постановке звуков, при чем необходимо обратить внимание ученика, на сотрясения, ощущаемые в разных частях организма при произношении звуков, для чего заставляют ученика прикладывать при произношении звука руку то ко рту, то к груди, то к гортани, то даже ко лбу учителя. Прикладывая руку к носовому отверстию или к стенкам носа, он ощущает ток воздуха, проходящий через носовой канал. Наряду с усвоением букв идет и изучение письма их.Наибольшее затруднение для глухонемых представляет постановка буквы и, при которой дрожание воздуха ощущается на краях зубов, в месте соединения верхних и нижних челюстей, на макушке головы, сбоку на шее. Учитель может дать почувствовать этот звук ученику, зажав между зубами один конец тонкой палочки, другой же конец ее вложив между зубами ученика; тогда, при произнесении звука, ученик может ощутить дрожание палочка вследствие напора воздуха. Некоторые учителя при этом звуке заставляют ученика держать руку на макушке головы, — прием, осуждаемый многими авторитетами (см. фиг. 3). Подробности про постановку отдельных звуков

Дактилология

Дактилология — своеобразная форма речи, воспроизводящая слова посредством пальцев рук. Первоначально дактилология использовалась людьми, принимавшими на себя обет молчания: потребность общения оказывалась сильнее церковных канонов. Впоследствии дактилологию стали использовать для общения с глухими. Система дактилологии бывает одноручной и двуручной (первая более удобна). Различные положения пальцев воспроизводят буквенный алфавит, а воспринимающий следит за движением руки. При дактилологической речи точно придерживаются правописания. При моноральной системе речи, т. е. считывании с губ, дактилология помогает воспринимать неуловимую глазом разницу между звонкими и глухими (г — к; д — т; б — п и т. д.), твёрдыми и мягкими (т — ть, с — сь и т. д.) звуками (например, кисть, лежащая на груди, означает звонкий, а удалённая от груди — глухой звук). Источник

Белорусский дактильный алфавит

Источник

Глухонемых детей можно научить говорить

Оказывается, если до двухлетнего возраста у ребенка выявляют глухоту и, особенно, будущую немоту, влекущие за собой нередко проблемы со зрением и с умственным развитием вообще, с этими недугами можно успешно бороться. Благодаря специальным методикам и занятиям таких детей можно научить говорить практически в обычном речевом ритме. Во всяком случае, в западных странах этими проблемами занимаются давно и серьезно. У нас же глухонемые дети (а потом и взрослые) практически отторжены от общества. Конечно, были и есть специализированные школы, детские сады, но, без сомнения, люди с дефектами слуха и речи и поныне чувствуют себя неполноценными. И только сейчас мы начинаем приходить к пониманию, что очень многое в подходах к обучению, воспитанию глухонемых и адаптации их к жизни нужно менять. К такому выводу пришли во Львовской специальной школе-интернате № 35, правда, не без помощи и поддержки серьезных структур из Нидерландов. Здесь, как и в Сосницкой школе на Черниговщине, начинается апробация украинско-нидерландского образовательного проекта интегрированного развития глухих. Продолжение тут

Язык жестов — Дактильная азбука

Дактильная азбука позволяет любое слово представить сочетанием жестов, каждый из которых обозначает соответствующую букву. Демонстрация азбуки

Шарль Мишель де Л’ЭПЕ

Шарль Мишель де Л’ЭПЕ, французский аббат, разработавший язык жестов (дактильную азбуку) для глухонемых. Первая школа для глухих людей — Парижский институт глухонемых — был основан в 1760 году во Франции аббатом де Л’Эпе. Занятия проводились бесплатно с небольшими группами детей. Де Л’Эпе считал, что в обучении глухих детей следует использовать различные речевые средства — словесную речь (в основном письменную, но также и устную, и язык жестов), причем жестовая речь в системе «мимического метода» играла важную роль. Своей целью Л’Эпе ставил дать глухим ученикам умственное и нравственное воспитание. Для достижения этой цели он разработал систему обучения (т.н. мимический метод), основанную на использовании жестикуляторно-мимической речи как средства познания и общения глухих. Л’Эпе считал, что единственное средство вернуть глухих обществу — «научить их слышать глазами и говорить голосом». Продолжение тут

Принципы социального воспитания глухонемых детей

Необходимо остановиться на некоторых исходных научных предпосылках системы. Предпосылки касаются психофизиологических особенностей глухонемого ребенка и процесс а его воспитания. Всякий физический недостаток — будь то слепота или глухота — не только изменяет отношение ребенка к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект реализуется как социальная ненормальность поведения. Разумеется, что слепота и глухота сами по себе факты биологические и ни в коей мере не социальные. Но воспитателю приходится иметь дело не столько с этими фактами самими по себе, сколько с их социальными последствиями. Когда перед нами слепой ребенок в качестве объекта воспитания, тут приходится иметь дело не столько со слепотой самой по себе, сколько с теми конфликтами, которые возникают у слепого ребенка при вхождении его в жизнь. Ведь его сношения с окружающим миром начинают протекать по иному, чем у нормальных людей, руслу. Слепота или глухота есть нормальное, а не болезненное состояние для слепого или глухого ребенка, и. указанный порок ощущается им лишь опосредованно, вторично, как отраженный на него самого результат его социального опыта. Что же означает сам по себе дефект слуха? Надо усвоить ту мысль, что слепота и глухота не означают ничего иного, как только отсутствие одного из путей для образования условных связей со средой. Эти органы — глаз, ухо, называемые в физиологии рецепторами или анализаторами, а в психологии — органами восприятия или внешних чувств, воспринимают и анализируют внешние элементы среды, разлагают мир на его отдельные части, на отдельные раздражения, с которыми связываются наши целесообразные реакции. Все это служит наиболее точному и тонкому приспособлению организма к среде. Продолжение тут

Корсунская Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье

В книге освещаются вопросы воспитания и обучения ребенка в семье до поступления в детский сад и в период обучения в дошкольном учреждении.
В приложении к книге даны образцы пособий, необходимых родителям для обучения ребенка в семье.
Книга рассчитана на родителей и может быть использована сурдопедагогами и воспитателями дошкольных учреждений, студентами дефектологических факультетов.
Электронную версию печатного издания книги можно скачать тут

Как преодолеть глухоту и тугоухость

На сегодняшний день современная медицина бессильна, не существует методов лечения такой болезни. Но, вспомнив детей и взрослых с проблемами, как у вашего малыша, которых вы видели во время многочисленных визитов к лор-врачам, понимаете, что и ваш ребенок может стать полноценным человеком, он сумеет научиться говорить. Но для этого нужно приложить немало усилий и многому научиться. Только специальные систематические занятия с сурдопедагогом могут помочь вашему ребенку. Продолжение тут

Социальная адаптация ребенка с патологией слуха

Нарушение слуха — это всегда серьезная проблема и для ребенка, и для его родителей. Тяжело смириться с тем, что маленький человечек на всю жизнь лишен возможности воспринимать такой богатый и неисчислимо разнообразный мир звуков! Больно осознавать, что недуг возводит между малышом и окружающими людьми незримую преграду, изолирует его от мира. Однако это вовсе не значит, что жизненный удел такого ребенка — одиночество и изоляция. За полноценное существование неслышащего малыша можно и нужно бороться. Подробности тут

Учебно-воспитательный комплекс № 1838 для глухих детей. Москва

В учебно-воспитательном комплексе № 1838 осуществляется обучение и воспитание глухих детей, начиная с дошкольного возраста. Закончив полный курс УВК (дошкольное отделение, младшую школу — 1-4 класс, старшую школу — 5-12 класс), дети приобретают знания в объеме основной общеобразовательной школы, приобретают умение воспринимать речь окружающих людей, а также способность к членораздельной речи. По окончании нашей школы многие выпускники продолжают образование в профессиональной школе.
Подробности тут

В Черкесске детям восстанавливают слух

Сегодня имплантаты вживляют только в трех медицинских центрах Москвы и Санкт-Петербурга. Но в апреле подобные операции проводятся и в республиканской больнице Карачаево-Черкесии. Причем абсолютно бесплатно — в рамках Федеральной целевой программы «Реабилитация глухих детей». Подробности тут

Открытая благотворительная программа Российского Детского фонда «Глухие дети»

В России 200 000 глухих и слабослышащих детей. Не обладая возможностью слышать, они плохо говорят. Глухота часто связана с другими дефектами.Причины значительного процента детской глухоты — это патология материнской беременности: перенесенные матерью инфекция краснухи, недоедание, токсикозы, а также применение щипцов при родах, кислородная недостаточность плода и т.п. В результате осложненного течения беременности и родов возникает необходимость медикаментозного лечения новорожденных, в том числе применения антибиотиков, многие из которых обладают избирательным токсическим воздействием на слуховой нерв. 38% глухих детей имеют необратимые изменения слухового нерва — невриты. Продолжение тут

Международный день глухонемых

Международный день глухонемых учрежден в 1951 году, в честь создания Международной федерации глухонемых. В 2008г. он отмечается 28 сентября. Источник

Глухой мальчик

Мальчик родился глухим. Но благодаря приспособлением. вставленным в уши, он может слышать и поэтому учится разговаривать

1 видео

  • Глухонемые дети, их воспитание и обучение

Идеи об одном общем проекте для глухих при помощи YouTube

Идея. которая может помочь многим и многим глухим людям в освоении информации, и выпуска небольших блоков новостей, учебных пособий, передать необходимую информацию на жестовом языке. Подробности в этом клипе.

1 видео

  • Глухонемые дети, их воспитание и обучение

Глухие поют жестами

1 видео

Советуем

Озон

Воспитание и обучение глухого ребенка. Сурдопедагогика как наука

Книга Петер Антон Янн 340 г

В учебном пособии рассматривается сурдопедагогика как наука, показаны ее перспективы в обучении и воспитании глухих детей. Оно написано на материале исследований неме�...

Развитие слухового восприятия глухих учащихся 3 класса

Книга Т. К. Королевская, В. Я. Стаценко 240 г

В пособии излагаются содержание и методика слуховой работы в третьем классе школы для глухих детей, приводятся примерные разработки индивидуальных занятий, а также дид...

Неизвестно

Книга С. А. Зыков 280 г

В пособии излагаются методические основы, принципы и средства обучения глухих детей языку, приводятся методики коммуникационной системы обучения.
Пособие рассчит�...

Неизвестно

Книга Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова 260 г

В учебном пособии освещены наиболее сложные и актуальные проблемы речевого и общего развития глухих детей на специальных уроках предметно-практического обучения (лепк...