Детские страхи

Детские страхи

Ваш ребенок боится темноты, боится оставаться один. Где грань между нормой и патологией? Что стало причиной страха? Как понять, что именно пугает малыша? Все эти вопросы рано или поздно задает себе каждый родитель.

Что такое страх?

Взрослый человек был бы потрясен, если бы ему удалось заглянуть в мир детских страхов: обрывки сказок, кадры из фильмов, тень от дерева на окне, причудливое пятно на потолке, соседская собака, первобытные страхи из коллективного бессознательного — все это причудливым образом переплетается в детском сознании. Маленьким мужественным созданиям предстоит со всем этим справиться, ведь период детских страхов — это естественный этап взросления. Основные помощники в победе над собой — мама и папа.

Страх является наиболее опасной из всех эмоций. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне страх — это выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне — это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Страх — это привычное чувство, которое мы испытываем достаточно часто. Один раз испытав страх в какой то ситуации, мы будем переживать похожие чувства каждый раз в аналогичных случаях. Страх появляется с опытом. Нас пугает то, что когда-то потревожило нашу душу и сознание. Редко кто боится тех предметов и ситуаций, в которых реально никогда не оказывался, или хотя бы не видел или не читал об этом. Страхи появляются вместе с познавательной деятельностью, ребенок растет и начинает познавать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Детские страхи

1 видео

Откуда берутся страхи?

Причина первая и наиболее понятная – конкретный случай, который напугал ребенка (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех детей покусанных собакой развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера малыша (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.) А эти черты характера могут возникнуть, если родители сами запугивают ребенка: «Не будешь спать – заберет Баба-Яга!»

По большей части, мы сами учим наших детей бояться.
Какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне.

Причиной детских страхов могут быть многочисленные запреты со стороны родителей и воспитателей, а так же гнев и угрозы взрослых в адрес ребенка. Так самые распространенные - это внушенные страхи. Их источник - взрослые, окружающие малыша (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что его напугало больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. В результате ребенок воспринимает только вторую часть фраз: «Не ходи – упадешь», «Не бери – обожжешься», «Не гладь – укусит». Ребенку пока еще не ясно, чем ему это грозит, но он уже ясно чувствует тревогу, и естественно, что у него возникает реакция страха, который может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. Конечно, когда ребенок вырастет, страх притупится, но не исчезнет!

Детская фантазия, одна из наиболее частых причин страха. Ребенок существо эмоциональное. Нередко он сам придумывает себе предмет страха. Разве многие из нас не боялись в детстве темноты? А почему? Не потому ли, что в темноте перед нашим взором оживали монстры и призраки, а из каждого угла на нас набрасывались чудища? Но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии. Кто-то сразу забудет и успокоится. А у кого-то это может привести к непоправимым последствиям.

Существуют внутрисемейные конфликты. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей и боится оказаться их причиной.
Читать далее>>

1 видео

Возрастная динамика страха

Как же понять, когда ребенку нужна помощь, а когда он сможет сам справиться со своими страхами? Для этого взрослым нужно прежде всего знать о возрастной динамике страхов, то есть о том, как страхи «взрослеют» вместе с детьми. Тогда им легче будет судить о том, какие страхи являются нормальными для данного возрастного периода (или даже отражают достижения ребенка в развитии!), а какие – это уже повод для беспокойства родителей.

Сверхценные страхи.

Эти страхи самые распространенные. Они связанны с некоторыми идеями, как говорят, с «идеями фикс» ивызванны собственной фантазией ребенка.. В 90% случаев практикующие психологи сталкиваются именно с ними. На этих страхах, как правило, дети «зацикливаются» и не могут «вытащить» из своей фантазии. Сначала они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может.
К детскому сверхценному страху можно отнести: страх темноты, в которой детское воображение поселяет ужасных ведьм, оборотней и призраков, сказочных персонажей, а также страх потеряться, нападения, воды, огня, боли и резких звуков.
Например, боязнь воды теоритически можно отнести к двум видам страха: навязчивым и сверхценным. Но если ребенок когда-то тонул, и теперь боится воды - это навязчивый страх, а если нет причины, то это уже сверхценный.

Источник

Наиболее распространенные детские страхи

Маленьким детям крайне необходимо знать, что они нормальны и достойны любви. Ужасно испытывать чувства, которые другие люди не понимают. Плохо само по себе бояться грозы или темноты, и еще страшнее, когда люди, которых ты любишь, теряют терпение или сердятся на тебя за это.

1 видео

Школьная фобия

Существует термин "школьная фобия", что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идет не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребенок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки.

Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям или драматизируют проблемы начала обучения, выполняя вместо детей все задания, а также контролируя их по поводу каждой написанной буквы. В результате у детей появляются чувство неуверенности в своих силах, сомнения в своих знаниях, привычка надеяться на помощь по любому поводу.

При этом тщеславные родители, жаждущие успеха любой ценой, забывают, что дети даже в школе остаются детьми - им хочется поиграть, побегать, "разрядиться", и нужно время, чтобы стать такими сознательными, какими их хотят видеть взрослые.

Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справиться с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками.

В плену у ночных ужасов

Если ваш ребенок боится засыпать в одиночестве или без света, перед сном проявляет тревожность, а по ночам часто будит вас вскриком или просто зовет в спальню, чтобы рассказать, что ему приснился страшный сон – значит, он стал жертвой ночного страха или ночного кошмара. Это далеко не одно и то же. В отличие от сложных сценариев кошмарных сновидений, ночной страх представляет собой достаточно простой и короткий сон, возникающий во время дельта-сна - самой глубокой фазы, когда разбудить человека очень трудно, а порой просто невозможно. В детском возрасте относительная доля дельта-сна больше, чем во взрослом, поэтому дети более подвержены ночным страхам. Ночные страхи обычно возникают в течение первого часа сна. Они часто сопровождаются довольно громким криком и пугающими реакциями – глаза могут широко раскрыться, ребенка бьет дрожь, он покрывается потом. Естественно, что подобное вызывает панику не только у ребенка, но и у его родителей. Но расспрашивать ребенка о происходящем ни в коем случае нельзя! Лучше всего снова уложить его в постель, успокоить, погладить по голове, сказать, что все в порядке. Как правило, после панического приступа человек довольно быстро засыпает и на следующее утро ничего не помнит. Ночные страхи у детей не являются признаками глубоких психологических проблем, но появляются в периоды жизни, насыщенные эмоциями и событиями, сильными переживаниями. Также они бывают связаны с переменой привычной обстановки и потому могут быть связаны с приездом в летний лагерь или ночевкой где-нибудь в гостях. Ночные кошмары – это страшные сны, возникающие в фазе сна, когда человек, просыпаясь, помнит содержание своего сна. Они бывают действительно жуткими, но, как правило, не вызывают такой физиологической реакции, как ночные страхи. Кошмары обычно возникают глубокой ночью, и они особенно часто беспокоят маленьких детей.

Источник>>

Ночные страхи

Разобраться в детских снах и оказать помощь - более чем гуманная задача родителей, педагогов, психологов и врачей. Заодно и самих себя увидим, в каком виде отражаемся в снах детей. Не лишним будет при этом вспомнить и собственные сны в детстве и посмотреть, нет ли аналогии, и не мы ли наградили свое чадо беспокойством, муками неуверенности и неспособностью защитить себя.

Ой я стесняюсь !

1 видео

Застенчивый ребенок

Скромность принято считать украшением человека, застенчивость же — это то, что человеку мешает. Часто проблема эта возникает в детстве и, нерешенная, отравляет всю последующую жизнь. Помогите своему ребенку вовремя, и он сумеет избежать многих неприятностей в будущем. Застенчивость — особенность, характерная как для детей, так и для взрослых. Быть застенчивым, значит — бояться общения, застенчивый человек видит в общении, особенно с незнакомыми людьми, угрозу.

Развитие застенчивости

Почему так бывает: одни детки бойкие и активные, а другие робкие и застенчивые? Как помочь застенчивому малышу стать общительнее и раскованней? Вырастет ваш малыш нелюдимым и нервным или спокойным и наблюдательным — во многом зависит от вас.

Дети грязи не боятся

1 видео

Как же нужно вести себя, если у вашего ребенка возникла фобия?

Признавайте существование этого страха. Важно дать понять вашему ребенку, что вы его хорошо понимаете, и что, когда вы сами были ребенком, вы тоже боялись некоторых вещей. Это позволит ребенку не зацикливаться на своем страхе. Помните, что дошкольники с трудом отличают реальный мир от воображаемого. Поэтому бесполезно говорить дошкольнику «Монстров не существует!», для него они также реальны, как и все остальное. Помогите ребенку облечь его страхи в слова. Чем лучше он поймет свой собственный страх, тем менее угрожающим он будет казаться ребенку.
Не принижайте значение этого страха для ребенка. Не отмахивайтесь от него в надежде, что с возрастом все пройдет. Говоря «Но это же глупо!» или «Такой большой мальчик боится такой ерунды!», вы заставляете ребенка чувствовать себя виноватым. А появившийся стыд может помешать ребенку в дальнейшем говорить об этих страхах, что только усугубит ситуацию, поскольку страх только загоняется глубже.
Уверьте ребенка в его безопасности. Он должен верить, что вы знаете, что делать, и не позволите случиться с ним чему-либо плохому. Ничто так не способствует усилению страхов, как чувство, что взрослый растерян и не знает, что делать.
Обсудите с ребенком его страхи. Родители должны помочь ребенку осознать, что же действительно его беспокоит, и предложить решения, как можно с этим справиться. Но помните, что, в конце концов, ребенок должен научиться справляться со своими страхами сам.
Во время приступов паники постарайтесь отвлечь внимание ребенка с помощью знакомых ему и любимых вещей. Можно почитать ему любимую книжку или поиграть в любимые игрушки.
Не идите у страхов на поводу. Вы должны обеспечить ребенку поддержку и уверенность, но не стоит специально менять весь свой жизненный уклад или окружающую обстановку. Такие радикальные перемены могут временно облегчить его беспокойство, но в долгосрочном плане они на подсознательном уровне внушают ребенку, что его страхи оправданы и реальны, и в дальнейшем его страхи могут возобновиться с двойной силой, или возникнут новые.
Посетите детского психолога или психотерапевта, если фобия усугубляется и сопровождается такими симптомами, как: ночное или дневное недержание мочи, бессонница, потеря аппетита, слезливость.

Источник>>

Как победить детские страхи?

Озон

Детские страхи

Книга А. С. Зубкова, С. Г. Зубанова 90 г

Данная книга может быть полезна родителям, которые хотят избежать ошибок в воспитании ребенка, разобраться в природе страха....

Детские страхи. Куклотерапия в помощь детям

Книга А. Ю. Татаринцева, М. Ю. Григорчук 320 г

Детские страхи - это та проблема, с которой рано или поздно сталкивается почти любой родитель и воспитатель, с которой приходится работать практически любому детскому п�...

Детские страхи днем и ночью

Книга Н. Г. Вологодина 210 г

Имеют ли страхи какой-либо смысл и что за ними стоит? Стоит ли бороться с детскими страхами? Как помочь детям, которые всего боятся?
Эти вопросы часто задают родители....

Преодоление страхов у детей. Тренинг

Книга Т. А. Арефьева, Н. И. Галкина 350 г

Эта книга предназначена для родителей, педагогов и детских психологов, сталкивающихся с необходимостью коррекции страхов у детей, а также для развития творческих спосо...

Дневные и ночные страхи у детей

Книга А. И. Захаров 320 г

В книге впервые в отечественной и мировой практике рассмотрены причины возникновения и развития дневных и ночных страхов у детей. Приведены статистические данные, п�...

Мир ребенка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка

Книга Юлия Бердникова 200 г

Новая книга известного психоаналитика Ю.Бердниковой открывает нам тайны становления детской психики, приотворяет двери в загадочный и волшебный мир ребенка, его страх�...

Неизвестно

Книга Нуриа Рока 166 г

Гроза, фейерверк, привидение... В том или другом возрасте мы все чего-нибудь боялись. Бояться не так уж плохо. Это учит нас быть осторожными. Проблемы возникают, когда стра�...

Неизвестно

Книга М. Кляйн, Дж. Грин, Ш. Ференци, К. Абрахам 390 г

В книгу включены работы классиков детского психоанализа М.Кляйн, Дж.Грина, а также работы Ш.Ференци, К.Абрахама и др.психологов, посвященные некоторым аспектам воспитани...