Акустическая гитара
Пожалуй, самый распространенный струнный музыкальный инструмент в мире — это акустическая гитара. В этом компасе можно узнать немного об истории возникновения акустической гитары, о ее разновидностях, способах и стилях игры.
История
На древнеегипетских памятниках давности встречается изображение струнного музыкального инструмента, напоминающего гитару — наблы. Как свидетельствуют надписи, набла была символом добра. Так же в Древнем Египте были распространены такие струнно-щипковые инструменты, как нефер и цитра. В Индии был распространен ситар, в Древней Греции — кифара. Все эти предшественники гитары имели продолговатый корпус-резонатор, выполненный либо из дерева, либо из высушенной особым образом тыквы, и продолговатую шейку-гриф. Над грифом были натянуты струны, которые, в основном изготовляли из конского волоса или из волокон растений. В Китае был впервые изобретен инструмент, корпус которого был изготовлен из нескольких частей.
В Европу прототипы гитары были завезены арабами в XIII в. В конце XV в. виуэла (фактически, самый близкий предок гитары) наряду с лютней становится самым популярным инструментом при дворах Испании.
До XVIII в. гитара имела небольшие габариты, а корпус ее был довольно узким и вытянутым. Форму, подобную нынешней, инструмент принял к середине XIX века, тогда же приняли основной строй шестиструнной гитары — шесть струн со строем ми, си, соль, ре, ля, ми. Из Испании гитара была завезена в Америку, где быстро завоевала огромный успех.
В России первые упоминания о гитаре встречаются в конце XVIII века. Распространялся этот инструмент в России медленно, в основном, гитару можно было увидеть только в богатых домах. В России же появилась семиструнная гитара — так называемая «русская гитара».
Само слово «гитара» имеет арабское происхождение: от слияния двух слов «сангита» — музыка и «тар» — струна.
Сайты, посвященные акустической (и не только) гитаре
5 ссылок
- Akgitara.ru
- Гитара и гитаризм.
- Классическая гитара.
- Guitar.ru
- Коллекция ссылок на другие гитарные ресурс�…
Устройство гитары
Основной частью современной акустической части является корпус-резонатор, который служит для усиления звуковых частот, созданных колебанием струн. Корпус имеет овальную форму, с глубокими выемками по бокам (иногда выемки также есть возле грифа для удобства игры на ладах выше 12-го). Корпус полый, состоит из верхней и нижней деки, соединенных боковыми стенками, или, как их чаще называют — обечайками. Чуть выше центра верхней деки находится резонаторное отверстие, ниже розетки к деке крепится подставка — бридж, служащая для глухого закрепления концов струн. Шейка гитары с грифом крепятся к верхней части корпуса, и чаще всего имеется возможность регулировать при помощи винтов угол наклона грифа относительно верхней деки. Иногда гриф крепится наглухо. На грифе расположены ладовые пластинки, которые создают твердый контакт со струнами при прижатии к любому ладу. В верхней части грифа расположена подставка с прорезями, служащая для точного направления струн вдоль грифа. Гриф переходит в головку, на которой расположены колки-струнодержатели, при помощи которых натягивают струны и настраивают инструмент.
Покрытие гитары чаще всего лаковое. Материал — ель, липа, гриф — красное дерево, палисандр, черное дерево.
Более подробные статьи об устройстве гитары
5 ссылок
- Статья с Википедии.
- Статья с сайта Самоуч.ру.
- Устройство гитары.
- Статья с сайта Лютнер.ру.
- Практически, самая содержательная статья и�…
Разновидности акустической гитары. Классическая гитара
За многие годы существования, акустическая гитара нашла свое место в большинстве музыкальных стилей и направлений. Как известно, музыканты — народ капризный, поэтому появилось много разновидностей этого инструмента. Внешне эти разновидности довольно сложно различить, если не знать в чем соль. Ведь, например, при покупке акустической гитары стоит учитывать, что, купив модель «вестерн» можно практически поставить крест на занятиях классической музыкой.
Итак, классическая (или испанская) гитара имеет очень долгую историю. Изобрел (если так можно сказать) классическую гитару испанец Антонио Торрес. Особенности классической гитары: более округлые формы корпуса, широкий гриф, применение нейлоновых струн (что исключает применение медиатора), отсутствие пик-протектора (пластмассовая пластинка на деке для защиты лакового покрытия от медиатора), также в большинстве случаев — увеличено расстояние от струн до деки. Еще один характерный признак — расположение колков на головке грифа — ручки колков расположены перпендикулярно, а оси струнодержателей — параллельно (в специальных вырезах) головке грифа. Классическая гитара имеет небольшие размеры, что, в совокупности с применением незвонких нейлоновых струн обуславливает небольшой уровень громкости звука. В то же время, звук классической гитары более приятен на слух по причине отсутствия «лязга» металлических струн о ладовые пластинки. Звукоизвлечение на классической гитаре пальцевое или пальце-ногтевое.
Классическая гитара, естесственно, применяется для игры классических произведений. Также особенно любим этот инструмент испанцами, которые славятся своим, фактически национальным стилем игры — фламенко.
Все, что касается классической гитары можно найти по адресам:
6 ссылок
- Сайт, целиком посвященный классической гит�...
- Классика, фламенко.
- Мастеровая классическая гитара.
- Обучение игре на классической гитаре.
- Курсы классической гитары Юрия Кузнецова.
- Страница классического гитариста Дмитрия И...
Эстрадная гитара. Она же гитара "вестерн". Она же гитара "flat-top"
С зарождением таких музыкальных стилей, как джаз, блюз, рок-н-ролл музыка из домов и небольших клубов стала выходить на сцены и концертные площадки. Увеличивались аудитории - становились жестче требования, касающиеся громкости и яркости звука. Так как гитара (акустическая, электрогитар тогда еще не было) очень сильно полюбилась музыкантам, пытливые умы стали думать, как приспособить сей инструмент для аккомпанемента при живых выступлениях. Первым делом решили применить металлические струны, которые громче звенели. Однако, тут столкнулись с проблемой - металлические струны натягивались с большей силой, что губительным образом сказывалось на верхней части корпуса, особенно в том месте, где гриф крепится к корпусу. Дело в том, что система внутренних распорок классической гитары имела недостаточно эффективную форму в виде веера. В 1916 году была представлена гитара, которая называлась Dreadnought (в честь американских военных кораблей периода Первой Мировой Войны). Главным отличием этой гитары от классической было особое Х-образное крепление внутренних распорок, которые располагались внутри корпуса в верхней части. Из-за этого внешне изменился сам корпус - верхняя часть обечайки была плоской, а гриф крепился к корпусу наглухо. Из-за такой формы гитара получила одно из своих названий - flat-top (с англ. - "плоский верх"). Также увеличился объём корпуса, что придавало звуку гитары большей громкости и акустической глубины. Для звукоизвлечения на гитаре все чаще стал применятся медиатор, из-за чего расстояние между струнами стало меньше, а гриф сузился.
В некоторых источниках можно встретить обобщенное название "фолк-гитара", присущее гитарам с Х-образным креплением, с последующим разделением на следующие подвиды:
- флеттоп - фолк-гитара сравнительно небольших размеров с плоским верхом;
- дредноут - фолк-гитара большого размера, имеющая форму, приближенную к прямоугольной;
- оркестровая модель - фолк-гитара с корпусом среднего размера и с удлиненным грифом.
Фолк-гитара прижилась во многих музыкальных направлениях - от кантри и блюза до рока и трип-хопа.
Arch-top гитара
Arch-top ("вверх в форме арки"), или джазовая гитара фактически является предшественником современной электрогитары. Эти гитары совмещают в себе преимущества гитары flat-top с возможностью играть не только аккордовый аккомпанемент, но и соло-партии, при чем задействовать верхние лады с достаточной легкостью. Такие гитары впервые начали изготовлять такие фирмы, как Gibson и Gretch. При этом, арк-топы задумывались вовсе не как специализированные гитары для джаза, но в результате получилось так, что особенности данного инструмента сыграли решающую роль в развитии джаза и рок-н-ролла, на первых годах зарождения этого стиля. Позднее, при развитии техники звукоусиления на арк-топы стали ставить микрофоны, ну а еще позже именно форма arch-top была перенята для электрогитар. Помимо специфической формы корпуса, стоит отметить наличие скрипичных вырезов по краям деки вместо одного круглого по центру. Такие же вырезы делаются в корпусах полуакустических (переходных) гитар.
Классификация гитар по косвенным признакам
Помимо разделения акустических гитар на такие разновидности, как классическая, эстрадная, джазовая гитара, данный инструмент можно классифицировать по следующим признакам:
1. По количеству струн:
- шестиструнные (испанские) гитары
- семиструнные (русские гитары)
- двеннадцатиструнные гитары (на каждую ноту строя ставится две одинаковые струны, которые располагаются близко друг к другу и играются одновременно).
2. По способу резонирования (усиления звука)
- гитары с обычным корпусом-резонатором
- резофоническая гитара (в корпус такой гитары вмонтированы металлические пластины-резонаторы)
3. По конструкции грифа
- ладовые гитары (гитары с ладовыми пластинками на грифе)
- безладовые гитары (на самом деле, акустические гитары без ладов встречаются очень редко)
- слайд гитары (или гавайские гитары - на таких играют при помощи слайда - металлической или стеклянной трубки, одетой на средний палец левой руки. Слайд перемещают по струнам, касаясь их так, чтобы не прижимать к грифу).
Методика звукоизвлечения
Основным способом звукоизвлечения на гитаре является пиццикато, или щипок — гитарист зацепляет кончиком пальца или ногтем струну, слегка оттягивает и отпускает. При игре пальцами различают две разновидности пиццикато: апояндо — с опорой на соседнюю струну и тирандо — без опоры.
Также гитарист может с небольшим усилием ударить сразу по всем или по нескольким соседним струнам. Этот способ звукоизвлечения называется расгеадо, или удар. В русском языке распространено название «бой».
Пиццикато и расгеадо могут исполнятся пальцами правой руки или же с помощью специального приспособления, называемого «плектр» (или медиатор). Плектр представляет собой небольшую плоскую пластину из твердого материала — кости, пластмассы или металла. Гитарист держит его в пальцах правой руки и защипывает или ударяет им струны.
Во многих современных стилях музыки широко применяется способ звукоизвлечения слэп, когда струна начинает звучать от удара о ладовые порожки. Для этого гитарист либо сильно ударяет большим пальцем по отдельной струне либо подцепляет и отпускает струну. Эти приёмы называются слэп (удар) и поп (подцеп) соответственно. Преимущественно слэп применяется при игре на бас-гитаре.
Также возможен способ звукоизвлечения, когда струна начинает звучать от удара о ладовый порожек при ее резком зажатии. Такой способ звукоизвлечения называется «тэппинг». При игре тэппингом звукоизвлечение осуществляется обеими руками.
Левой рукой гитарист обхватывает гриф снизу, опираясь большим пальцем на его тыльную сторону. Остальные пальцы используются для зажимания струн на рабочей поверхности грифа. Пальцы обозначаются и нумеруются следующим образом: 1 — указательный, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец. Положение кисти руки относительно ладов называется «позиция» и обозначается римской цифрой. Например если гитарист зажимает 2-ю струну 1-м пальцем на 4 ладу, то говорят, что рука находится в IV позиции. Незажатая струна называется «открытая».
Струны зажимаются подушечками пальцев, таким образом одним пальцем гитарист имеет возможность зажать одну струну на одном ладу. Исключением является указательный палец, который можно «положить» на гриф «плашмя» и зажать таким образом сразу несколько, или даже все струны на одном ладу. Этот весьма распространенный приём называется «баррэ». Различают большое баррэ (полное баррэ), когда гитарист зажимает все струны, и малое баррэ (полубаррэ), когда гитарист зажимает меньшее количество струн (вплоть до 2). Остальные пальцы во время применения баррэ остаются свободными и могут использоваться для зажатия струн на других ладах. (Взято с Википедии)
Немного экзотики. Harp-гитара
Harp-гитара, или арфовая гитара появилась более двух веков назад. К сожалению, сейчас сложно сказать кто именно придумал сконструировать гитару с "пристройкой" в виде натянутых отдельно от грифа струн, на которых играли именно как на арфе, то есть, не имея возможности прижать к ладам (одна струна давала одну ноту, но иногда на струнах игрались флажолеты, или же прижимали струны непосредственно к корпусу). Семейство арфовых гитар состоит из великого множества инструментов, различающихся по количеству основных (дополнительных) струн, расположением арфовой части, конструкцией корпуса и т.п.
Немного экзотики. Часть вторая. Укулеле
Инструмент с таким, довольно смешным для русского человек названием (которое, кстати, переводится, как "прыгающая блоха") также называют "гавайская гитара". Укулеле - это обычная гитара, только очень маленького размера, имеющая всего четыре струны, и (чаще всего) 12 ладов. Появился этот инструмент в 20-х годах ХХ века. Существуют следующие виды укулеле:
- сопрано - общая длина 53 см;
- концертная - 58 см;
- тенор - 66 см ;
- баритон - 76 см.
Литература для дальнейшего ознакомления
Озон
НеизвестноКнига Дэйвид Мед 140 г
Читая книгу, вы найдете высказывания лучших музыкантов мира, взятые из их интервью, которые я собрал за 10 лет работы в специализированном музыкальном журнале. Некоторые ... |
НеизвестноКнига неизвестен 750 г
Издание содержит наиболее популярные аккорды, применяемые при исполнении музыкальных композиций самых различных жанров: классики, джаза, рока и т.д. Аккорды изображены ... |
Гитара. Стандартные аппликатуры аккордовКнига А. В. Андреев 130 г
Основной задачей данного справочника является решение проблем, связанных с построением самых разнообразных аккордов на гитаре. Для этого предлагаются графические мод�... |