Жорж Сименон — создатель комиссара Мегрэ
Франкоязычный писатель бельгийского происхождения, один из самых знаменитых в мире представителей детективного жанра в литературе, наиболее известный своей серией детективных прозаических произведений о полицейском комиссаре Мегрэ.
Биография писателя
Родился в небогатой семье. Его отец, Дезире Сименон, был скромным бухгалтером в одной из страховых компаний. Мать — Анриетт Брюль до замужества работала продавщицей в универсальном магазине, да и происходила из семьи разбогатевших на торговле лесом родителей, чьим девизом считался лишь один, деньги и деньги, в результате такого неравенства характеров, взглядов и происхождения, в семье случались разногласия и ссоры.
Отец, добрый и скромный человек, был доволен всем, что есть, а мать — ничем, так как была очень самолюбива и постоянно стремилась вырваться из унизительной бедности, в которой, как она считала, все они жили.
Эти частые ссоры родителей очень омрачали детство маленького Жоржа, сильно любящего своего отца, которого мать постоянно пилила. В своего будущего героя Мегрэ Жорж Сименон вложит потом и некоторые черты отца.
Читайте дальше детальную биографию писателя
Краткая биография из Википедии
Биография на Люди.ру
Биография из Предисловия к сборнику Мастера детектива
Комиссар Мегрэ
Жюль Жозеф Ансельм Мегрэ (фр. Jules Maigret), более известный как Комиссар Мегрэ (фр. commissaire Maigret) или Жюль Мегрэ — герой популярной серии детективных романов и рассказов Жоржа Сименона, мудрый полицейский.
В первой книжке, где упоминается Мегрэ («Петерс-латыш»), он выведен как лицо второстепенное. Эту книгу Жорж Сименон за 4-5 дней отпечатал на ма-Ияинке, на борту «Остгота». Так и «родился» комиссар Мегрэ, широкоплечий, грузный человек, в шляпе-котелке и плотном драповом пальто с бархатным воротником и неизменной трубкой в зубах. В последующих романах он стал главным действующим лицом.
Биография Мегрэ описана: в “Деле Сен-Фиакр” — о его детстве и юности, в “Записках Мегрэ” — о встрече с будущей мадам Мегрэ и женитьбе на ней, о поступлении в полицию и этапах его работы на набережной Орфер.
Жюль Жозеф Ансельм Мегрэ родился в 1915 году в деревне Сен-Фиакр под Матиньоном в семье управляющего поместьем графа Сен-Фиакра. Там прошли его детство и юность. Сименон неоднакратно упоминает о крестьянских корнях Мегрэ.
Мегрэ своим талантом и упорством в Париже дослужился от рядового инспектора до должности дивизионного комиссара, руководителя бригады по расследованию особо тяжких преступлений.
Мегрэ невозможно представить без трубки, их у него целая коллекция. Его жена домохозяйка, очень любит готовить. Позднее даже была написана кулинарная книга Ж.Куртина «Рецепты мадам Мегрэ», в которой собраны рецепты блюд, упоминающихся в романах Жоржа Сименона. У супругов никогда не было детей.
Своему любимому герою — комиссару Мегрэ — Сименон посвятил 76 романов и 26 рассказов.
Приключения Мегрэ стали сюжетом для 14 кинофильмов и 44 телевизионных передач. За воплощение образа комиссара Мегрэ брались такие замечательные актеры как Жан Габен, Гарри Бауэр, Альбер Прежан, Чарльз Лоутон, Джино Черви, Бруно Кремер и т.д.
В 1966 в голландском городке Делфзейле, где в первом романе цикла «родился» комиссар Мегрэ, был поставлен памятник этому литературному герою, с официальным вручением Жоржу Сименону свидетельства о «рождении» прославленного Мегрэ, где значилось следующее: «Мегрэ Жюль, родился в Делфзейле 20 февраля 1929 года…. в возрасте 44-х лет… Отец — Жорж Сименон, мать неизвестна…».
История создания комиссара Мегрэ
Комиссар Мегрэ вошел в историю детективной литературы на равных с Шерлоком Холмсом, Эркюлем Пуаро и Ниро Вульфом. Это как раз тот случай, когда как бы писатель ни пытался, ему не избавиться от героя, который начинает жить своей собственной, вполне достоверной жизнью. А Мегрэ был настолько реалистичным персонажем, что в 1966 году ему даже поставили памятник на «родине» — в Дельфзейле, где в 1929 году Жорж Сименон написал первый роман о комиссаре «Питер Латыш». Хотя на самом деле Мегрэ упоминался и в более ранних произведениях Сименона. Всего же Сименоном было написано более 80 произведений о комиссаре, среди которых 76 романов.
Читать дальше
Комиссар Мегрэ
Комиссар Мегрэ (всего в серии 103 произведения (75 романов и 28 повестей), ссылки в хронологической последовательности, по времени публикации)
1931
Петерс-латыш (Pietr-le-Letton)
Коновод с баржи Провидение (Le charretier de la Providence)
Покойный Г-н Галле
Висельник из Сен-Фольена
Цена головы (aka Человек с Эйфелевой башни)
Желтый пес (Le chien jaune)
Тайна перекрестка «Трех вдов» (La nuit du carrefour)
Преступление в Голландии (Un crime en Hollande)
Кабачок ньюфаундлендцев (Au rendez-vous des Terre-Neuvas)
Танцовщица «Веселой мельницы»
Смотреть дальше подборку произведений Жоржа Сименона тут
Иноязычные ресурсы о Жорже Сименоне
5 ссылок
- Центр по исследованию творчества Сименона �…
- Биография (fr)
- Библиография (fr)
- Библиография — список произведений в хронол…
- Библиография — список произведений по алфав…
Астропсихология Жоржа Сименона
Луна в самом говорливом знаке Близнецов не давала покоя, активизировала писательскую деятельность. Только за период с 1923 по 1931 годы опубликовано 1075 рассказов для взрослых и 150 для детей, а также несколько романов и 19 первых детективов.
Непоседливая Луна в самом ветренном знаке, наградила писателя табачной трубкой в зубах, помогая спасаться от стрессов.
Однако, развитию структурного логического мышления помог Сатурн в соединении с Меркурием в знаке философского воображения — Рыбах.
Их «квадрат» (такой стресс-аспект) с хаотичным Хироном в непоследовательных Близнецах — неустанно натыкался на хитросплетения и тупики ума, бывало с натугой, а порой с блеском, вытаскивая правильные решения. Так появился флегматичный Мегрэ, который даже признавал свои ошибки, например, как в произведении: «Ошибка Мегрэ».
Материалы здесь
Глупый гений Сименон
Копия поста с сайта LiveJournal
Пользователь ke_fer 26 2008 в 17:38:00 писал:
ГЛУПЫЙ ГЕНИЙ СИМЕНОН
Считается, что “любить Сименона” означает любить детективы, написанные Сименоном, и прежде всего – “про Мегрэ”. Многие при этом забывают, а кто-то знать не знает, что Сименон – автор крепких психологических романов, не имеющих отношения к остросюжетной прозе. Впрочем, я лично не жалую их именно за “глубокий психологизм”, поскольку все эти истории зачастую настолько трагичны, что от такого чтения я заболеваю. Сходу вспомнилось противостояние двух стариков, мужа и жены, в романе “Кот” (война супругов Роуз в престарелом варианте), с такими подробностями, от которых мороз по коже, - и это еще “цветочки”.
Никому ненужность и абсолютное одиночество, горькая жизнь; несправедливость плюс равнодушие равняются веревочной петле, в которой однажды нашли “маленького человека”... И так далее. Сам Сименон называл эти свои вещи “трудными” романами. Их герои действуют на таком пределе (или даже за пределом) своих возможностей, а за сдержанностью сименоновского “фирменного” стиля угадывается такой надрыв, что я понимаю, почему на родине Сименона “посмели” сравнить с Достоевским.
Кстати, он узнал и полюбил творчество “великих русских” раньше, чем прочел “великих французов”, и не раз, полушутя, полусерьёзно, говорил, что, как писатель, он “родом из гоголевской “Шинели”.
Всё сказанное, повторюсь, относится к его поздним “серьёзным” романам. А вот “дюдики” с Мегрэ я нежно и преданно люблю; когда читаю, впадаю в своего рода транс.
Ритм и особая атмосфера сименоновской прозы – в результате достигается эффект, которого так упорно добивался Хемингуэй: превратить читателя не просто в зрителя, а еще и в осязателя, в обонятеля и пр. Прочитал отчёт о том, как писатель лопал устрицы – и, считай, сам их съел. Хемингуэй, конечно, очень старался, но, по моему ощущению, Сименону фокус удавался лучше, причем, кажется, с большей лёгкостью. А лёгкости этой есть одно любопытнейшее объяснение, где ключевым словом будет “транс”.
У Сименона нет толстых романов. Все его вещи примерно одной длины, т.е. все они одинаково коротки – страниц 120-150. Это не случайно. Именно столько он успевал написать за две недели (если точнее – от 8 до 15 дней), за то время, что длилось его состояние, которое сам Сименон называл “трансом”.
СИМЕНОН: “Иногда это длится час, иногда – два дня, в зависимости от моих сиюминутных забот, обстановки и т.п. Не знаю, почему, но зимой это происходит быстрее, чем летом. […] Трудность заключается в том, чтобы все время, пока длится действие, не выходить из этого состояния.
Ни жизни внутренней, ни внешней. Ничего, кроме удовлетворения физиологических потребностей. И с утра до вечера – неотвязная мысль с редкими передышками за картами, которые позволяют отключаться.
Род добровольного полного отупения.
Еще одно употребительное выражение: “состяние благодати”. Сохранять его, чего бы это ни стоило. Если я начал писать под мелодию Баха, то должен слушать её ежедневно, в одно и то же время. Никаких изменений в распорядке дня. Малейшая неожиданность может все разрушить. […]
Писать – только два часа утром, остальное время – дисциплина, одержимость. […] Я становлюсь глупым и пустым. Сплю. Ем. Жду момента, когда можно будет вновь погрузиться в состояние”.
Сименон не придумывал истории, не искал и не конструировал сюжеты, не формулировал идеи, у него не было плана. В голове вертелись две-три темы – и этим, фактически, ограничивалась сознательная работа над вещью. Роман появлялся, практически, из ничего: “тёмный вход в дом, отблеск света на влажной мостовой”, накрывшая вдруг волна знакомого запаха вызывают поток воспоминаний, ассоциаций. А дальше, как по команде “Мотор!”, проступают постепенно детали забытого сна: “маленькое кафе в Дюнкерке, осенний вечер, […] рыбаки в зюйдвестках, блестящих от морской воды. […] Кстати, там был один тип, Малыш Луи, который…” и так далее.
Сименон вставал затемно и за два часа, натощак, отстукивал двадцать страниц, первую главу. Начиная с того дня, в течение примерно двух недель, писатель становился Малышом Луи или кем-то еще. Это очень похоже на перевоплощение актёра: Сименон входил в образ настолько, что начинал подражать походке своего персонажа или перенимал его привычки. Он мог, например, вдруг приохотиться к крепким напиткам, хотя в “обычной жизни” почти не пил. Главное - отрешиться от собственной индивидуальности, стать пустым сосудом, чтобы заполнить его другим содержимым; “впустить” в себя персонажа вместе с его чувствами, впечатлениями, воспоминаниями и начать думать, как он. В этом состоянии Сименон садился за стол и писал роман – на одном дыхании.
На время работы писатель превращался в отшельника: ни с кем не виделся, не говорил по телефону. Эти “марафоны” падали тяжелой нагрузкой на психику и вообще на весь организм. В таком режиме, повторюсь, Сименон “выдерживал” в среднем десять дней.
Творческий метод Сименона заинтересовал медиков. Однажды пятеро врачей из журнала “Медицина и гигиена” устроили ему что-то вроде перекрёстного допроса, который длился аж целых шесть часов!.. Кстати, перед очередным “погружением”, равно как и после, он проходил медицинский осмотр - как космонавт перед полетом. Его домашний врач опасался, что такая “техника” может повредить здоровью, если ею часто пользоваться. Но именно эта техника пребывания “в чужой шкуре” позволяла добиться эффекта присутствия в романе.
Характерно то, что, закончив очередной роман и выйдя из “транса”, чтобы снова стать собой, Сименон уже не мог изменить ни страницы. Не потому, что не хотел, а потому, что не мог, не знал, как это сделать, ведь роман был написан, фактически, в измененном состоянии сознания. Если можно так выразиться, Сименон делал ставку на бессознательное, оно было его инструментом и полем деятельности.
СИМЕНОН: “Если бы я писал роман, повинуясь рассудку, вероятней всего, он вышел бы чудовищно плохим. Во время написания романа нельзя, чтобы разум вмешивался”.
Умствование всегда “страшно пугало” Сименона. Не логика, но инстинкт. “Глупым гением” назвал его Герман Кайзерлинг, немецкий писатель и философ (у нас знают, в основном, его “Путевой дневник философа”, который, кажется, не так давно переиздавался).
Кстати, если правда, что гения отнюдь не в последнюю очередь “делает” нечеловеческая работоспособность, то Сименон – точно гений. К двадцати восьми годам он уже опубликовал 160 романов (под шестнадцатью псевдонимами) и больше тысячи рассказов и новелл! Сименон начинал журналистом и сочинителем бульварного чтива в аляповатых бумажных обложках. Печатая по восемьдесят страниц в день (попробуйте просто перепечатать 10 машинописных страниц за час – если вы не профессиональная машинистка, вам это вряд ли удастся), Сименон, как автомат, каждые три дня выдавал приключенческий роман в 10 000 строк, каждые шесть дней – любовный роман в 20 000 строк. Через десять лет такой жизни Жорж Сименон позволил себе расслабиться и переключился с конвейера на штучное производство: появился Мегрэ…
Гений Сименон или нет, он, конечно, феноменален. И лучше всего о нем прочесть, например, книжку Элеоноры Шрайбер “Жорж Сименон. Жизнь и творчество” или его собственную книгу автобиографического толка “Я диктую”, которая представляет собой расшифровку многочасовых монологов писателя.
Книги с Озон.ру
Озон
НеизвестноКнига Жорж Сименон 4475 г
"Всю жизнь я пытался понять людей", - писал на склоне лет Жорж Сименон, мастер французской детективной прозы, привнесший в жанр классического детектива мотивы психологич�... |
НеизвестноКнига Ж. Сименон 310 г
Жорж Сименон - величайший автор французской детективной прозы XX века, "отец и создатель" легендарного комиссара Мегрэ, писатель, привнесший в жанр классического детекти�... |