Ален-Рене Лесаж
Мало кто сегодня знает о таком замечательном французском авторе, как Ален-Рене Лесаж. А ведь именно ему принадлежит знаменитая фраза "Факты - сама упрямая в мире вещь". В XVIII веке им зачитывались. И, возможно, в наш XXI его слог покажется нам несколько "старомодным", однако поднятые автором проблемы продолжают волновать читателей любого века.
ЛЕСАЖ, АЛЕН-РЕНЕ (Lesage, Alain-René) (1668–1747), родился 13 декабря 1668г. в Сарзо (ныне департамент Морбиан) у моря, в буржуазной семье. Его отец Клод Лесаж (Claude Lesage) был адвокатом при королевском дворце. В 1682 году, потеряв обоих родителей (мать
- Джеан Бренуга - Jeanne Brenugat), Ален Рене Лесаж передается в руки опекуну, своему дяде, который быстро разоряет будущего писателя. Свою молодость Лесаж проводит в Бретани, где в 18 лет заканчивает
Иезуитский Колледж. Отец Бошард (Père Bochard) этого колледжа обнаруживает талант в Лесаже, именно он прививает любовь к
литературе будущему писателю.
Через 7 лет Лесаж едет в Париж для изучения юриспруденции, ведет весёлую жизнь, бывает в свете; это дает ему обширный материал для наблюдений, которым он воспользуется много лет спустя, когда, поглощённый трудом, будет появляться только в café Procope, своего рода литературном клубе.
Женившись 28 сентября 1694 на Мари-Элизабет Хюияр (Marie-Elisabeth Huyard) — дочери простого плотника, которая была очень красива, но бедна, Ален Лесаж решает бросить юриспруденцию, не приносившую ему больших денег, и начать зарабатывать на жизнь литературой. Чтобы прокормить семью (у них было четверо детей), ему приходится практически постоянно писать романы и пьесы. В этом же году, по совету своего школьного друга — поэта Данше Danchet), Лесаж начинает
работать над переводами и в 1695 году выпускает перевод новелл «Любовные письма» Аристенета («Les lettres galantes» d'Aristenete), который остается без успеха.
Как романиста свет узнает Лесажа в 1704 году после опубликованных под псевдонимом d'Avellaneda «Авантюрных новелл о Дон Кихоте»
( «Les nouvelles Aventures de l'admirable Don Quichotte de la Manche»).
В 1707 году он пишет роман «Хромой бес» (Le Diable boiteux), получивший оглушительный успех. Это была самая продаваемая книга
в 18 веке. Сюжет Лесаж заимствует у испанского писателя Л.Велеса де Гевары (Velez de Guevara — испанский писатель (1578-1645), выпустивший книгу под тем же названием («El diablo cojuelo») в 1641 году). Используя сюжет романа де Гевары, Лесаж дает яркую сатирическую картину современного французского общества и его нравов, замаскированных под испанское. Здесь дьявол Асмодей
несётся вместе с студентом Леандро над городом и показывает ему внутренность домов, снимая с этой целью их крыши. В калейдоскопе открывающихся таким образом зрелищ развёртывается перед
читателем широкая картина жизни с её переходами от радостей к страданиям, от нищеты к роскоши, от счастья к горю и болезням. Оригинальный прием Гевары — показать жизнь людей, как бы застигнутых врасплох бесом Асмодеем и студентом Клеофасом, снимающими крыши с их домов, — дает Лесажу возможность развернуть обширную, полную контрастов картину жизни разных классов французского общества. При этом на смену абстрактно-логическим схемам приходит метод социальной характеристики персонажей.
Личность писателя
У Лесажа с Мари-Элизабет было 3 сына и одна дочь. В целом семейная жизнь текла довольно спокойно и счастливо. И лишь одно событие омрачило жизнь Лесажана на многие годы. Его старший сын Луи-Андре
(Louis-André), выучившись на адвоката, стал настойчиво твердить о том, что хочет стать актером. Лесаж, часто описывающий жизнь актеров в самых смехотворных и резких тонах, был озадачен выбором сына,
особенно, когда тот поступил во Французский театр, с которым у Лесажа была давняя война из-за невыплаченного гонорара. Лесаж отказался от сына, в отместку Луи-Андре взял имя Монтменил (Montménil) и, вскоре, благодаря своему таланту, вышел в высшее общество Парижа. Все таки,
спустя несколько лет отец и сын примирились.
Но в 1743 году Монтменил простудился и умер 8 сентября этого же года. Для писателя это было огромным ударом. Он ушел на пенсию и после этого больше не писал.
Его младший сын тоже стал актером под именем Питенек (Pittenec). Поэтому Лесад со своей женой остаток жизни прожили со своим
средним сыном, который стал каноником — аббатом Лесажем (Abbè Le Sage) в Булонь-сюр-Мер (Boulogne-sur-mer). Находившийся под покровительством королевы, Аббат Лесаж получал приличное
жалование.
Тёмный мир дельцов, беспощадных к своим жертвам, прикрывающих своё нравственное падение щедростью и благородством в обращении
со светским и полусветским обществом — все это чрезвычайно ярко освещено в комедиях Лесажа. Интересны в них также плутоватые лакеи, управляющие судьбой своих доверчивых хозяев; заимствованные у Мольера, они подготавливают тип классического героя Лесажа — Жиль
Блаза. Лакеи Мольера, при всем своём остроумии, отличаются тривиальностью стремлений и наклонностей, у Лесажа же Фронтены, Криспены и т.д.— до некоторой степени представители демократического начала; они сознают своё умственное превосходство и стремятся силой ума завоевать себе земные блага, в которых им отказала судьба.
Лесаж прожил почти 80 лет, в последние годы своей жизни оглох и был вынужден ходить со слуховой трубкой. Но его помнили и любили. Даже когда он уже не писал, он как-то зашел в свое самое любимое кафе
в Париже на улице Святого Жака (Rue St. Jacques), и посетители обступили его со всех сторон, уселись на стулья и столы и
слушали его остроумные и мудрые рассказы.
Про личность Лесажа практически ничего не известно (http://en.wikipedia.org/wiki/Alain-Ren%C3%A9_Lesage) — каким он был человеком. Но существует история, которая характеризует его как очень независимого мужчину. Однажды он был приглашен прочитать свою рукопись (как было модно в те времена) в отель, который принадлежал Герцогине де Буйон (Dushess de Bouillon). Чтение было назначено на полдень, но писатель был очень заинтересован разрешением одного судебного дела и сильно задержался.
Когда же он, наконец, появился в отеле и начал рассыпаться в извинениях, Герцогиня оказала ему очень холодный прием, высокомерно заявив, что ее гости потеряли 2 часа в ожидании. «Это очень легко исправить, - парировал Лесаж. - Я не буду читать свою комедию, и таким
образом вы вернете себе потерянное время». С этими словами он покинул Отель и больше никогда туда не приходил.